Обществознание 10класс
Тема урока: «Мировая система».
Цели урока:
Образовательная цель:
-- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов
-- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;
Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;
Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;
3. Понятия: мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».
4. Тип урока: урок сообщения новых знаний.
5. Оборудование урока:
демонстрационной таблица "Мировая система",
политическая карта мира,
текстовой материал;
Литература:
Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
План урока:
1.сущность теории У. Валлерштайна;
2. характеристика составных частей мировой системы;
3.место России в современном мире.
Ход урока.
Методы и методические приемы
Содержание урока
Виды деятельности учащихся
Прогнозируемый результат
Организационный момент.
рассказ
Заполнение таблицы
Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.
Давайте с вами отметим отсутствующих.
Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.
Ребята, На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности.
Именно сегодня на уроке мы рассмотрим тему « Мировая система»
записываем тему в тетрадь.
Рассмотрим следующие вопросы:
1.сущность теории У. Валлерштайна;
2. характеристика составных частей мировой системы;
3.место России в современном мире.
Ребята, а что вы понимаете под понятием мировая система?
Можете привести предложение с данным словосочетанием.
Итак, под мировой системой понимается - Социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок.
Выдвинутая теория в 1980-е гг. американсим политологом И. Валлерштайном, разделявшая всю мировую систему на три части:
Ядро,
Периферия,
Полупериферия.
сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония)
(показываю на карте)
Полупериферию образуют индустриальные страны (страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.)
Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки.
Теперь ребята я предлагаю заполнить таблицу из 3х колонок (см. приложене№1)
У вас на столах лежат карточки с необходимой информацией, а также в учебнике стр. 54-57 по которым вы должны заполнить данную таблицу,
(На это вам 5-7 мин)
Также с индивидуальным заданием будет работать……
Проверяем!?
Что у нас относится к «ядру»?
К «периферии?
И наконец, к полупериферии?
Молодцы ребята!
Давайте проверим …, которая работала с индивидуальным заданием.
Читай свой вопрос и отвечай!
Хорошо, справилась!
Итак ребята, мы определили какие страны у нас относятся к какой группе.
А какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?!
Обоснуйте свой ответ аргументами.
Да, вы правы! Хорошо!
Молодцы, ребята!
Таким образом, модель "центр-периферия" задает общие рамки, в которых действуют взаимоотношения между обществами, находящимися на различном уровне политического, экономического и технического развития.
Теперь запишем задание нам дом: учебник -§8 (Кравченко), вопрос №4 в конце параграфа письменно на листочках
Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!
Выставляю оценки…
Ученики записывают в тетради тему и план урока.
Думают и отвечают
Дети записывают определение
Ученики заполняют таблицу
отвечают
отвечают
Найдите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии?
отвечает
отвечают
Дети записывают домашнее задание
Страны, которые объединены между собой общими признаками…
Какое- либо разделение, обособление земель
Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении.
Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы.
Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке.
Россия относится к
Полупериферии,
Так как наша страна
с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы.
1. Ядро
Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности.
Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития.
2.полупериферия
Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан.
3.периферия
Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.
Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны.
Составная часть
Основные черты
государства
ядро
полупериферия
периферия
Автор(ы): Чернышева Г. И.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx