Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Мировая система

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание 10класс
    Тема урока: «Мировая система».
     Цели урока: 
    Образовательная цель:
    -- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов
    
    -- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;
    Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;  
    Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;
          3.  Понятия:   мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».
    4. Тип урока: урок сообщения новых знаний.
    5. Оборудование урока:
    демонстрационной таблица "Мировая система", 
    политическая карта мира, 
    текстовой материал;
    Литература:
    Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
    Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
    
    План урока:
    1.сущность теории У. Валлерштайна;
    2. характеристика составных частей мировой системы;
    3.место России в современном мире.
    
    
    
    
    
    
    Ход урока.
    
    Методы и методические приемы
    
    Содержание урока
    Виды деятельности учащихся
    Прогнозируемый результат
    Организационный момент.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    рассказ
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Заполнение таблицы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть. 
    Давайте с вами отметим отсутствующих. 
    
    Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах. 
    
    Ребята, На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности.
    Именно сегодня на уроке мы рассмотрим тему « Мировая система» 
    записываем тему в тетрадь.
    Рассмотрим следующие вопросы:
    1.сущность теории У. Валлерштайна;
    2. характеристика составных частей мировой системы;
    3.место России в современном мире.
    Ребята, а что вы понимаете под понятием мировая система?
    Можете привести предложение с данным словосочетанием.
    Итак, под мировой системой понимается -   Социальная система  глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок.
    
    
    Выдвинутая теория в 1980-е гг. американсим политологом И. Валлерштайном, разделявшая всю мировую систему на три части:
    Ядро,
    Периферия,
     Полупериферия.
    
    сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония)
    (показываю на карте)
    Полупериферию образуют индустриальные страны (страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) 
    Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки. 
    Теперь ребята я предлагаю заполнить таблицу из 3х колонок (см. приложене№1) 
    У вас на столах лежат карточки с необходимой информацией, а также в учебнике стр. 54-57 по которым вы должны заполнить данную таблицу,
    (На это вам 5-7 мин)
    Также с индивидуальным заданием будет работать……
    
     Проверяем!?
    Что у нас относится к «ядру»?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    К «периферии?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    И наконец, к полупериферии?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Молодцы ребята!
    Давайте проверим …, которая работала с индивидуальным заданием.
    Читай свой вопрос и отвечай!
    
    
    Хорошо, справилась!
    
    
    Итак ребята, мы определили какие страны у нас относятся к какой группе.
    А какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?!
    Обоснуйте свой ответ аргументами.
    
    
    
    
    Да, вы правы! Хорошо!
    
    
     
    Молодцы, ребята!
    
    Таким образом, модель "центр-периферия" задает общие рамки, в которых действуют взаимоотношения между обществами, находящимися на различном уровне политического, экономического и технического развития. 
      
    Теперь запишем задание нам дом: учебник -§8 (Кравченко), вопрос №4 в конце параграфа письменно на листочках
    
    
    Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали! 
    
    
    
    Выставляю оценки…
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики записывают в тетради тему и план урока.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Думают и отвечают
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Дети записывают определение
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики заполняют таблицу
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    отвечают
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    отвечают
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Найдите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии?
    
    отвечает
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    отвечают
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Дети записывают домашнее задание
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Страны, которые объединены между собой общими признаками…
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Какое- либо разделение, обособление земель
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении.
    
    
    Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы.
    
    
    Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Россия относится к 
    Полупериферии,
    Так как наша страна
    с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1. Ядро
     Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности.
    
    Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития.
    2.полупериферия
     Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан.
    
    3.периферия
     Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.
    
    Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. 
    
    
    Составная часть
    Основные черты
    государства
    ядро
    
    
    полупериферия
    
    
    периферия
    
    
    
     

    Автор(ы): Чернышева Г. И.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx