Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Условия политической жизни

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание. 
    10 класс
    УМК:   А.И. Кравченко. Обществознание. «Русское слово» 2013год.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Условия политической жизни
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
    Место урока в системе уроков по теме: второй урок по теме
    Цель: Разъяснить особенности политической жизни общества, показать политические и правовые основы института гражданства
    Задачи: 
    - дать возможность учащимся сформулировать понятие «политическая жизнь», научить их выделять характерные черты политической жизни общества;
    - охарактеризовать политические режимы, выделить их особенности;
    - познакомить учащихся с законом РФ «О гражданстве», определить статус гражданина РФ
    После изучения темы учащиеся должны:
    -знать, что такое политическая жизнь общества;
    -характеризовать особенности политических режимов государств;
    -определять сущность гражданства и объяснять его юридические и политические основы.
    Техническое обеспечение урок: проектор, презентация, сборник заданий ЕГЭ
    Ход урока
    1. Оргмомент
    2. Проверка домашнего задания (слайды)
    Заполните пропуски:
    Формы  волеизъявления граждан
    Характеристики
    выборы
    Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица
    ------------
    Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения
    Определите характер положений следующего текста:
    «(А) Политическая власть – это способность, право  или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения. (Б) Чрезмерное использование правительством или другой политической организацией принудительных ресурсов преступно. (В) Современные политические организации используют экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы. (Г) Ресурсы – это все, что может быть использовано для достижения своих целей. (Д) Очевидно, эффективность власти напрямую зависит от сочетания ресурсов для решения конкретных политических задач».
    1) фактический характер
    2) характер оценочных суждений
    3) характер теоретических утверждений
    Ответ запишите в виде последовательности цифр.
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    3. Изучение нового материала
    План урока
    1. Политический режим. Сущность демократии
    2. Гражданин и гражданство
    
     Ребятам предлагается подумать над следующими вопросами: 
    1) Какие политические режимы вам известны?
    2) О каких особенностях политических режимов вы можете рассказать?
    
    3)Поясните ответ, привлекая факты из курса истории России. Сформулируйте основные признаки, которые определяют политический режим. В случае затруднений ребята могут обратиться к тексту учебника.
    4) Сравните демократический и недемократический режимы и сделайте вывод. Можно ли назвать демократический режим вседозволенности? Оцените с позиции обывателя, госчиновника, полицейского, бизнесмена «плюсы» и «минусы» демократии. 
    5) Какой политический режим характерен для нашего государства? Ответ поясните примерами. 
    	Закрепление полученных знаний. 
    к какому типу государства относят:
    -аппарат подавления (тоталитарному);
    -подчинение парламента и правительства первому лицу в государстве (авторитарному);
    -преследование инакомыслящих (тоталитарному);
    -отсутствие политической оппозиции и свободы (авторитарному);
    -наличие политических свобод (демократическому);
    -жесткая цензура и отмена свободы слова (тоталитарному);
    -разделение властей (демократическому);
    -диктатура одной политической партии (тоталитарному);
    -монополия государственной собственности (тоталитарному)
    
    3. Рассмотрение второго вопроса можно начинаем с небольшой разминки. Кого мы называем гражданами государства: 
    -тех, кто проживает на территории этого государства;
    -тех, кто достигает определенного возраста;
    -тех, кто обладает статусом гражданина и имеет соответствующее подтверждение (паспорт гражданина страны)? Последний признак наиболее значим. Такой статус предоставляет человеку целый спектр прав и обязанностей. 
    	Ученикам предлагается обратить внимание на то, каким образом можно приобрести гражданство другой стране, например, США?
    	Ребятам необходимо познакомиться с законом РФ «О гражданстве» и ответить на следующие вопросы:
    А) Каким образом можно приобрести гражданство нашей страны?
    Б) Можно ли лишать человека гражданства помимо его воли?
    В) Как вы относитесь к тем, кто пытается покинуть родину, приобретая гражданство другой страны?
    
    Закон РФ «О гражданстве» (извлечение)
    Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
    Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства РФ.
    1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
    а) в результате его признания;
    б) по рождению;
    в) в порядке его регистрации;
    г) в результате приема в гражданство;
    д) в результате восстановления  в гражданстве РФ;
    е) путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;
    ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом <…>
    Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами Российской Федерации.
    	Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации независимо от места рождения.
    Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином РФ.
    1. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. 
    2. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет другое гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
    Статья 16. Гражданство детей, родители которых неизвестны.
    Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родители которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. В случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка может измениться согласно настоящему Закону. 
    Статья 17. Гражданство детей, родители которых не состоят гражданстве Российской Федерации.
    1. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств,  является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства.  
    2. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации <…>
    Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации
    1. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
    2. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства – всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более, чем на три месяца.
    3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращении вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 
    б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;
    в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или классификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
    г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении в Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;
    д) получение убежища на территории Российской Федерации;
    е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.
    4. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:
    а) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
    б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
    в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации  <…>
    Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
    Статья 22. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
    1. Гражданство Российской Федерации прекращается:
    а) вследствие выхода из гражданства;
    б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;
    в) путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
    г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
    2. Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
    Статья 23. Выход из гражданства Российской Федерации.
    1. Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:
    а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;
    б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок  имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке – при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи. 
    2. Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации. 
    3. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:
    а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;
    б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. 
    4. Отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами. 
    В конце урока подводятся итоги. Основные права человека и гражданина в РФ могут быть представлены в виде схемы (см. ниже приложение №1). (В демократическом обществе граждане обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни: избираются в государственные органы, митингуют, обращаются в различные инстанции с просьбами, жалобами и т.д. Гражданство выражается в устойчивой правовой связи гражданина с государством).
    В качестве закрепления можно предложить учащимся  тест по теме (приложение №2).   Д/з. § 23, вопросы к параграфу
                                                                                                                              Приложение №1
    ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    -их защищает государство
    -они защищены законом
    -ими обладают все в равной степени
    
    Личные
    Политические
    Социально-экономические
    -право на жизнь
    -право участвовать в управлении делами государства
    -право на жилище
    -право на свободу и неприкосновенность
    -право избирать и быть избранным в органы власти и управления
    -право на образование
    -право на собственность
    -право объединяться с другими
    -право на труд
    -право на передвижение, выбор места жительства
    -право проводить собрания, митинги, демонстрации
    -право на отдых
    -право на свободу мысли, слова
    -право обращаться с заявлениями, жалобами в органы власти
    -право на ведение предпринимательской деятельности
    -право на свободу совести
    
    -право на социальную поддержку
    -право на благоприятную окружающую среду
    
    -право на охрану  здоровья, медицинскую помощь
    
                                                                                                                              Приложение №2
    тест
    1. . Верны ли следующие суждения о референдуме?
        А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее 
    важным для всего общества вопросам.
        Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры
    или партии.
            1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны
    
        2 Верны ли суждения о политических партиях?
            А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
            Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих 
    интересы определенных социальных сил.
              1) верно только А       2) верно только Б      3) верны оба суждения  
              4) оба суждения не    верны
    
        3. Президент РФ 
             1) решает вопрос о доверии Правительству
             2) осуществляет управление федеральной собственностью
             3) разрабатывает федеральный бюджет
             4) определяет основные направления внутренней и внешней политики
    
        4.   Россия по форме правления является:
           1) конституционной монархией      2) демократическим государством
           3) республикой                                  4) федерацией
    
        5. В2 В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».
     Результаты опроса представлены в таблице. Политические права (свободы)	Количество голосов опрошенных (в %)
    
    свобода слова и печати
    45
    избирательные права
    30
    право на доступ к информации
    14
    участие в деятельности политических партий
    6
    свобода мирных митингов, шествий, собраний
    5
     Проанализируйте данные таблицы.
     Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите  цифры, под которыми они указаны.
    1. Политической информацией интересуется более половины граждан страны.
    2. В выборах регулярно принимают участие около трети граждан страны.
    3. В стране регулярно проводятся массовые митинги, шествия, собрания.
    4. Политические партии весьма популярны среди граждан страны.
    5. Участие в выборах более распространено среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.
    
    6. Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?
     А. Тоталитаризм - это результат развития постиндустриального общества. 
     Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном обществе официальной идеологией государства. 
        1) верно только А   2) верно только      3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Габбасова Н. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx