Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Общение как понимание (Ткаченко А. Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ»
    Урок№                                                                                                      Дата:
    Тема урока: Общение как понимание
    Цель: Учиться строить общение на основе взаимовосприятия и взаимопонимании через конкретные социальные и игровые ситуации;
    Задачи:
     1)закрепить ранее изученные понятия («взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «социальная перцепция», «казуальная атрибуция»); 
    2)развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, делать выводы, решать познавательные задачи; 
    3)воспитывать положительную мотивацию общения в окружающей социальной среде, интерес к изучению данного курса и темы в целях решения учащимися существующих у них проблем межличностного общения и возможной его коррекции.
    Оборудование:  презентация, схема механизма социальной перцепции.
    Тип урока: урок-практикум.
                                                               Ход урока.
    I Организационный момент.
    Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом
     ( фронтальный опрос определений  группы № 8)
    Работа у доски тренировочный ким №121606 ( 2 ученика)
    II. Совершенно очевидно, что эффективное общение не возможно без правильного общения, взаимопонимания, умения оценить партнёра. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его голосом, внешностью, особенностями поведения и т.д. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого
    На предыдущем уроке мы рассмотрели сущность понятия «социальная перцепция» и его механизм. Что же такое «социальная перцепция»?
    Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда  на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.1
    Т.о., социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, их мыслей, намерений, способностей, эмоций...)
    Наша задача на сегодняшнем уроке попытаться овладеть или усовершенствовать умение «социальной перцепции» через конкретные примеры, ситуации, игровые познавательные задания.
    В начале давайте воспроизведём в виде схемы механизм восприятия.
    1. Задание: выходя к доске по цепочке, заполнить пропущенные звенья в схеме (можно не по порядку).
    
    2. Учитель:
    - Предварительно класс был разбит на шесть групп соответственно способам социальной перцепции, каждая из которых получила дополнительный материал.2 Сейчас каждая группа представит свой материал, не называя способ, о котором в нём идёт речь. Остальные учащиеся должны назвать представленный способ восприятия, объяснив своё решение (краткое представление каждой группы на основе дополнительного материала., для представления 1-2 мин.).
    III. Практические игровые задания.
    Условие: принимая участие в выполнении таких заданий, вы не должны лукавить, оскорблять партнёров, смущаться. Помните: необходимо быть тактичными, не переигрывать, мы собрались учиться восприятию, а не критиковать друг друга!
    1. Задание №1: Упражнения на казуальную атрибуцию. (Направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления)
    Представьте, что
    А) один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого...
    Б) вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута...
    - Нужно как можно быстрее назвать побольше причин этих фактов, возможных объяснений. Подсказка: причины нужно искать в трёх направлениях – в субъекте, объекте и в ситуации, а также в преднамеренности или непреднамеренности действий.
    2. Задание №2. «Тренировка наблюдательности» (Направлено на формирование такого способа восприятия окружающего мира как эмпатия)
    - Эмоциональные переживания есть и у животных, но только человеку доступна такая форма восприятия окружающего мира как эмпатия.
    Учащимся представлены фотографии и репродукции картин. Надо определить эмоциональное состояние людей, которые изображены (как отдельных лиц, так и группы людей.
    3. Задание №3. Упражнение «На чужом месте» (игровое упражнение направлено на выработку средства идентификации). Учащиеся работают в парах. Каждый участник получает от своего партнёра задание превратиться в определённую вещь. Получивший задание должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в её мир, ощутить её «характер», а затем от лица этой вещи рассказать о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем....
    Примечание: необходимо добиться от учащихся не поверхностного, чисто внешнего описания, а выражения настроений, чувств, ощущений...
    IV. Рефлексия.
    1. Решение познавательных задач.
    4.1 Какое явление характеризует следующая сценка?
    Идут по весенней улице два человека. Город полон тополиного пуха. Оба прохожих почти одновременно произносят по фразе, поле чего с удивлением смотрят друг на друга. Один сказал: «Похоже на снег, мягкий и пушистый». Другой: «Какая-то дрянь лезет в физиономию».
    Это: эмпатия, непонимание или аттракция?
    4.2 Аристотель полагал, что толстый, как у быка, нос человека означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец, - робость.
    Согласитесь или опровергните мнение философа, опираясь на полученные знания.3
    4.3- Как вы считаете, нужно ли человеку учиться социальной перцепции? Какую роль она играет в жизни человека?
    (Учиться необходимо, так как это оказывает прямое влияние на социализацию индивида, способствует развитию его личности, отражается на социальном окружении, обществе)
    V Подведение итогов. Определение лидера урока по активности и верности ответов.
    VI. Домашнее задание: Подобрать материал о стереотипах в общении.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ткаченко А. Б.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку