Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Политическая деятельность (Ткаченко А. Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ»
    
    Урок №                                                                                    Дата:
    Тема: Политическая деятельность
    Тип урока: урок -дискуссия
    Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.
    Задачи урока:  – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;
    - развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;
    -совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.
    Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.
                                                         Ход урока:
    1. Организационный момент.
    Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом
     ( фронтальный опрос определений  группы № 10)
    Напоминание учащимся о поставленных к уроку задачах и инструктаж команд по правилам ведения дискуссии
    2. Предлагаю вам отгадать кроссворд.(8 заданий)
    Итак, начинаем наш урок.
    Задание 1. Определяем статус и роли субъектов политики. 
    Для этого первая команда дает характеристику терминов с корнем «архия». Ученики должны вспомнить 4 термина (Например: монархия, олигархия, полиархия, анархия) и разделившись на группы по 2 или 3 человека дать им характеристику.
    Вторая команда, разделившись на группы, дает характеристику таких исторических форм, которые имеют корень «кратия». Они также вспоминают термины (Например: демократия, автократия, теократия, геронтократия).
    Для обобщения результатов работы учитель задает вопрос: «Можно ли, по степени доминирования субъектов политики на принятие властных решений в государстве, эти формы сблизить, хотя они существовали  на разных этапах исторического развития?». Ответ: «Да. Можно найти общие черты у монархии, теократии и автократии, где доминирует роль лидера и элит, а в следующую группу олигархию, полиархию и геронтократию, где будут доминировать, прежде всего – политические элиты. Анархию и демократию объединять не стоит, так как, хотя и доминирует роль масс, они выполняют совсем разные функции в политической деятельности».
    «А чем субъекты политической деятельности отличаются?». Ответ: «Отличия наблюдаются:
    - в статусно-ролевых элементах;
    -в степени влияния субъектов на политику, то есть в определении целей, в применении форм принуждения – они различаются;
    -устойчивостью правовой системы, процедурой принятия законов;
    -по степени легитимности власти и по объему протестных настроений и т.д.
    А теперь переходим  непосредственно к дискуссии. 
    Первая команда  защищает интересы политических лидеров (президента, глав регионов, глав ветвей власти, партийных лидеров) и элит в их числе экономические, культурные, национальные, религиозные и т.д. (далее показ презентации 1 команды)
    Вторая команда защищает интересы социальных слоев, непосредственно народных масс и их организаций: политических партий, общественных движений и организаций, а также групп давления и групп интересов (далее показ презентации 2 команды).
    4. «Реакция сторон» - оспаривание командами главенства влияния представляемых ими субъектов на развитие событий в стране
    А теперь, попытайтесь оспорить главенство влияния представляемых вами субъектов на развитие событий в стране. (Стороны аргументируют свою позицию)
    5. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем  политические ситуации 
    На этом остановимся и попытаемся проанализировать некоторые политические ситуации, которые я (учитель) предложу с т.зр. роли ваших субъектов. Итак, первая ситуация: Насколько изменяется роль и значение субъектов политики в период кризисов (с акцентом на используемые методы и средства)?
    Ситуация вторая: Сказывается ли возрастание возможностей информационного пространства на деятельность субъектов политики?
    Ситуация третья: Как вы прокомментируете изречение Ф.Искандера: «Власть – это стол, из-за которого никто добровольно не встает»?
    Ситуация четвертая: Что вы можете сказать о словах А.С.Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
    Ситуация пятая: Каким вы видите развитие защищаемых вами  российских субъектов политической деятельности в идеале (их роли, используемые средства и методы)?
    Подведем итоги: Для современной России важна деятельность всех институтов и субъектов, так как исследуемые нами субъекты составляют противовес друг другу, приводя в равновесие всю политическую систему.
    Домашнее задание параграф 20 выполнить письменно задания 2,4.
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ткаченко А. Б.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку