Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Возраст и становление личности (Ткаченко А. Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Ткаченко А.Б. учитель истории и обществознания МОБУ «Ащебутакская СОШ»
    Тема урока: «Возраст и становление личности».
    Тип урока: изучение нового материала
    Форма проведения: урок с использованием мультимедиа презентации
    Цель урока: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности
    Задачи урока:
    1. Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск.
    2. Сравнивать, анализировать, делать выводы.
    3. Решать познавательные задания по теме.
    Методическая литература:
    1. Учебник: Обществознание 10 кл. Профильный уровень Учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. , Смирнова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2011
    Технические средства обучения:
    1. Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация,  видеофрагмент
    
    Ход урока.
    I. Организационный момент
    Подготовка к ЕГЭ работа с понятийным аппаратом
     ( фронтальный опрос определений  группы № 7)
    Работа у доски( 2 ученика)
    Устный опрос учащихся по вопросам предыдущего параграфа
    На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Индивид. Индивидуальность. Личность». Предлагаю вспомнить и дать определения понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность». ( ответы учащихся)
    -Просмотр видеофрагмента
    Сегодня мы приступаем к изучению темы «Возраст и становление личности».Целью этого урока является ознакомление с периодами развития личности, процессом становления личности. Изучить следующие понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «универсализация», «интенциальность». Перед нами стоят следующие задачи: учиться осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, а так же решать познавательные и проблемные задания. 
    Сегодня на уроке мы поработаем с учебником , с проблемными вопросами, заданиями.
     Урок я хотела бы начать с высказывания Н.А. Островского
    «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вопрос? Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы годы не прошли бесцельно?(Ответы учащихся на вопрос)Да, нужно с малых лет совершать добрые поступки, самосовершенствоваться, добиваться успеха, приносить пользу обществу
     План урока:
    1. Периодизация развития личности.
    2.Возраст и становление внутреннего мира.
    Слово учителя.Изучение первого вопроса плана начнем с рассмотрения термина «возраст». Ребята, как вы думаете, а что такое возраст?(Ответы учащихся)Вот какое определение понятию «возраст» давал российский психолог Л.С.Выготский
    «Возраст – относительно замкнутый период развития, имеющий собственный период развития и динамику».
    Работа в тетради ( запись двух понятий возраста).
    Возраст:
    1) хронологический – зафиксирован в официальных документах, связывает события прошлого, будущего и настоящего;
    2) психологический – показывает тот возраст, на который человек себя ощущает.
    Вопрос учащимся:
    На какой возраст воспринимаете себя вы? ( ответ учащихся).
    Итак, мы видим, что хронологический и психологический возраст редко совпадают. А как вы думаете, есть ли такой период жизни, в котором они все-таки могут совпасть?
    Ответ учащихся( детство)
    Правильно - это детство. И именно про этот период становления личности я предлагаю вам решить небольшие задачки.
    III Задания учащимся. (работа в группах)
    Задание 1: Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
    Задание 2: Какие выводы можно сделать из следующей информации:
          В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи. Предложите свой вывод.
    Задание 3: Зададим себе вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел поэтический лозунг: «Играйте же, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано»
    Ответы учащихся.
    Да, детство является наиважнейшим периодом в формировании личности, именно в раннем детстве закладываются социальные основы человека, и заканчивается оно в момент наступления совершеннолетия.
    Слово учителя.
    А теперь переходим к первому вопросу нашей темы.
    1.Существует концепция периодизации развития личности, критерием которой является ведущая деятельность.
    Она включает две группы: ( а вот какие мы сейчас запишем в тетради)
    Работа в тетради ( составление таблицы)
    «Периодизация развития личности»
    Периоды
    Сущность
    Ребенок - общественный взрослый
    Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности.
    Разновидности:
    • непосредственно-эмоциональное общение младенца – общение с взрослыми на уровне эмоций: смех, плачь, недовольство, радость - взрослый понимает и выполняет требования (0 - 1 год);
    • ролевая игра – «дочки-матери», «войнушка» и т. д. (3-7 лет);
    • интимно-личностное общение подростков – секреты о первых влюбленностях, друзьях, подружках, усвоение моральных норм (11-14 лет)
    Ребенок - общественный предмет
    Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.
    Разновидности:
    • предметно-манипулятивная деятельность – игры с куклами, кубиками, машинками(1-3 года);
    • учебная деятельность – обучение в школе, (7-14 лет):
    • учебно-профессиональная деятельность – обучение с освоением элементарных трудовых навыков – готовить, вязать, делать табуретки (14-17 лет)
    Предлагаю соотнести записанную таблицу в тетради со схемой в учебнике стр. 303
    Итак, мы выделили каким образом происходит становление личности при взаимодействии ребенка с взрослыми и с окружающими предметами. И вот ребенок взрослеет. Его личность продолжает развиваться и проходит определенные фазы становления личности.
    Теперь с помощью учебника составим таблицу «Фазы становления личности»
    IV Индивидуальная работа
    Работа с учебником:
    Составление таблицы «Фазы становления личности»
    Фаза
    Значение
    Адаптация
    усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности
    Индивидуализация
    индивид не стал таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии
    Интеграция
    противоречия между стремлением быть личностью и одобрением тех индивидуальных особенностей человека, которые способствуют успеху совместной деятельности
    
    Слово учителя.
    Таким образом, мы можем отметить, что любой человек в процессе становления своей личности проходит сначала этап приспособления к обществу, затем выделяется в нем из-за своей индивидуальности, а затем использует те свои качества, которые помогаю ему вести успешную совместную деятельность.
    И так, мы с вами рассмотрели вопросы периодизации развития личности, в основе которых лежит деятельность.
    2.А сейчас познакомимся с теориями становления внутреннего мира личности.
    Становление внутреннего мира личности происходит постепенно, поступательно. Что же это за ступени – рассмотрим.
    Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери
    Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.
    Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
    Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
    Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
    
    Но на развитие личности влияют еще способности, потребности, поставленные цели.
    На Западе широко известна теория развития личности, получившую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности. Интенциональностьпроявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений разработана периодизация развития личности, в которой выделены пять фаз жизненного цикла.
    Предложить рассмотреть эти фазы в учебнике (стр.306-307)
    1) до 15 лет- Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
    2) С 15 до25 лет- Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
    3) С 25 до 45 лет - Фаза зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
    4) 45—65 лет- Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
    5) 65 —75 лет- Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
    Затем к доске я приглашаю ученика
    На доске составлена таблица, в которой ответы записаны неверно, его задача – установить соответствие в правильном порядке и пояснить свой выбор. А вы, ребята, выполните задание в тетради.
    ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
    Фаза жизненного цикла
    Характеристика фазы
    1) до 15 лет
    А. Фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
    2) до 25 лет
    Б. Прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
    3) от 25 до 45 лет 
    В. Отсутствие самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
    4) 45—65 лет
    Г. Осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
    5) 65—75 лет
    Д. Человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
    Правильные ответы: 1 – В, 2- Г, 3 – А, 4 – Д, 5 – Б.
      
     При переходе от одного к другому этапу развития личности, как правило, возникают возрастные кризисы, которые будет вести либо к прогрессу личности, либо другая — к ее регрессу. Давайте еще раз взглянем на табличку и подумаем – чем это может быть вызвано?
    
    А теперь давайте повторим все, что вы сегодня узнали (краткое обобщение темы):
    возраст, хронологический возраст, психологический возраст;
    детство - наиважнейший этап развития личности, почему, когда оно заканчивается;
    в детстве становление личности происходит при взаимодействии ребенка с взрослыми, с окружающими предметами;
    фазы становления личности, фазы жизненного цикла и почему переход от одной к другой вызывает кризисное состояние человека.
    
    Закрепление изученного на уроке:
    А сейчас в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю на листочках ответить на следующие вопросы:
    Тест:
    1.Психологичекский возраст - это:
    а) возраст, указанный в паспорте;
    б) возраст на который мы выглядим;
    в) возраст, на который мы себя ощущаем;
    г) ерунда – такого не бывает.
    2. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:
    а) учебно-профессиональной деятельности;
    б) предметно-манипулятивной деятельности;
    в) учебной деятельности;
    г) все варианты верны.
    3. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это
    а) адаптация;
    б) индивидуализация;
    в) интеграция;
    г) социализация.
    4. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст
    а) до 15 лет;
    б) от 15 до 25 лет;
    в) от 25 до 45 лет;
    г) от 45 до 65 лет.
    5.Интенции – это:
    а) намерения и цели личности;
    б) возрастной кризис;
    в) хронологический возраст;
    г) ступень «оживления».
    А сейчас меняемся листочками со своим соседом по парте и проверяем правильные ответы, после чего сдаем на контроль мне.
    Ответы:
    1 – в
    2 – г
    3 – б
    4 – б
    5 – а
    Рефлексия.
    Слово учителя.
    И так, если мы с вами ещё раз обратим внимание на все концепции и теории развития и становления личности, становление внутреннего мира личности, то придем к какому выводу?
    Ответ учащихся. ( Каждый возраст неповторим, своеобразен и играет огромное значение в становлении личности на протяжении практически всей жизни).
    Слово учителя.
    И от того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит его жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
    Домашнее задание: § 29, ответы на вопросы в конце параграфа.
    
    
     

    Автор(ы): Ткаченко А. Б.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Видео урока