Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Деятельность как способ существования людей

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Обществознание.
    Класс:10.
    УМК: Л.Н.Боголюбов Обществознание, М. «Просвещение», 2010г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Деятельность как способ существования людей
    Общее количество часов: 1 ч. 
    Место темы в системе учебных занятий. Данная тема изучается в курсе 10 класса, разделе «Человек». Изучение данной темы целесообразно построить с опорой на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4). Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). 
    Цель: создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.
    Задачи занятия:1. систематизировать знания школьников о деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, показать взаимосвязь деятельности и сознания;
    2. формировать   у школьников умение давать  характеристику с научных позиций социальных  явлений и процессов, анализировать  актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах. 
    3. помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
    Планируемые результаты: 1.Оперировать понятиями: деятельность, потребности, мотивы.2. Определять индивидуальные и коллективные учебные задачи, конспектировать, составлять на основе текста таблицы.  3.  Видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
    Индивидуальный письменный опрос. Тест по теме «Человек как духовное существо» (Приложение).
    Беседа: - В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира человека?  Какие типы мировоззрений выделяет наука ?
    Чем характеризуется каждый из них? В чем состоит значение мировоззрения для жизни людей?
    Задание 4 . Проверка выполнения. 
     III. Определение темы урока. Целеполагание.
    Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах. ( деятельность)
    Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. 
    Задание: Объясните высказывание А.И.Герцена. Какой смысл в нём заложен? Сформулруйте тему урока.
    Тема урока: Деятельность - способ существования людей.
    Главный вопрос урока: Действительно ли деятельность - это способ существования людей?.
    План урока :
    1. Что такое деятельность?
    2. Структура деятельности.
    3. Многообразие деятельности.
    IY. Изучение нового материала.
    Попробуйте самостоятельно дать  определение  термину –деятельность. (заслушать ответы 3-4 учащихся
    Определение. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование. ( записать в тетрадь).
    Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? 
    Отличается ли деятельность человека от поведения животных? Составление кластера.
    
    
    Задание. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
    Основные характеристики деятельности:
     сознательный характер (человек сознательно ставит цели своей деятельности и предвидит её результат); 
    продуктивный характер (направлена на получение результата, продукта) ; 
    преобразующий характер (в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя); 
    орудийный характер (человек создает и использует орудия); 
    общественный характер (человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми). Соответствуют ли действия животных этим характеристикам?
    Вывод:  Поведение человека – преобразование, целеполагание. Поведение животных – приспособление, целесообразность.  Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего- то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы , которые уже существуют в природе и не производят новых. 2. «Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».
    Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.
    – Что является мотивом деятельности человека?
    Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
    -Что такое потребности?
    Задание. Назовите известные вам потребности. Рассмотрите схему («Пирамида потребностей А. Маслоу), объясните приведенные виды потребностей. 
    -Покажите на примерах взаимосвязь потребностей.
    Структура деятельности .
    Задание . Используя текст учебника (стр. 48), составьте схему «Структура деятельности».
    1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
    2. Действия.
    3. Средства.
    4.  Результат
                                                             
    - Еще раз вспомните , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
    Притча. 
    Три человека возили в тележках камни. У одного из них спросили: «Что ты здесь делаешь?» Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:» Я таскаю камни».Тот же вопрос задали второму. Он ответил:» Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить». Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил: «Я строю храм»!
    Источник:http://pritchi.ru/id_6762
    -О чем эта притча?
    -   Докажите, что одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами.
    Вывод: мотивы придают человеческой деятельности смысл.
    Первоначальное закрепление.
    Задание:  «дополни  схему», восстанови структуру деятельности по конкретным примерам.
    1. отремонтированная дорога ; 2. трактор;  3 рытье траншеи. 
    1. выпечь хлеб; 2. замес теста; 3. тестомешалка.
    Далее учащиеся придумывают свои примеры.
    Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. 
    В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
    Вопросы: 1.Каковы были цели помещика? 2. Какие он выбрал средства для их достижения?
    3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
    
    Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
    Беседа: Почему в человеческой деятельности результат деятельности не всегда совпадает с целью? Обсуждение.(выдвижение нереальных целей; выбор не соответствующих целям средств, н-р: «Палить из пушки по воробьям», проявление недобросовестности во время выполнения действий)
    
    Задание. Работа со схемой. Что является составляющими элементами деятельности? 
    В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность 
    - Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
    - Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
    
    Многообразие  деятельности.
    Задание. Работа с учебником, ( стр. 50)  заполнение таблицы, с последующей проверкой.
    Параметр сравнения
    Вид деятельности
    
    
    
    Проверка заполнения таблицы. 
    Беседа: Чем вызвано многообразие человеческой деятельности? 
    1.многообразием потребностей человека и общества. С каждым видом потребностей можно связать тот или иной вид деятельности).
    2.многообразие видов деятельности связано с различными их классификациями. Каждой классификации свойствен свой ракурс рассмотрения человеческой деятельности, свои основания для выделения её видов.
    Y. Закрепление материала.
    Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. 
    Беседа:
    1. Как связаны деятельность и целеполагание?
    2.  Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
    3. Каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
    4.  Что побуждает человека к деятельности?
    5. Каковы основные виды потребностей?
    Задание: О какой деятельности идет речь в высказывании.
    1. У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической)
    2. «Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной)
    3. «Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой)
    Задание:
    Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
    1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.                                                                                                                                     В.Г.Белинский
    2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
    3. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу
    4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка
    YI. Рефлексия.  - Ребята, я сейчас начну предложение, а вы его продолжите. Итак,
    1. Сегодня на уроке мне удалось………
    2. На мой взгляд, сущность человеческой деятельности заключается……
    YII. Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54
    Для учащихся, сдающих ЕГЭ, написать эссе: 
    «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».                                                                                                                                     В.Г.Белинский
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение.                       Тест по теме «Человек как духовное существо»
    1. Обобщённая система взглядов на мир в целом называется
    1) сознание
    2) творчество
    3) мировоззрение
    2. Уровень мировоззрения, который формируется под влиянием жизненных обстоятельств, основывается на здравом смысле и повседневном опыте:
    1) обыденное мировоззрение
    2) религиозное мировоззрение
    3) научное мировоззрение
    4) теоретическое мировоззрение
    3. Тип мировоззрения, который включает в себя обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 
    1) гуманистическое мировоззрение
    2) религиозное мировоззрение
    3) научное мировоззрение
    4) теоретическое мировоззрение
    4. К универсальным ценностям можно отнести:
    1) представления о добре и зле, счастье, смысле жизни
    2) жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья
    3) трудолюбие, социальное положение
    4) честность, бескорыстие, доброжелательность
    5) свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет
    6) все вышеперечисленное
    5. Что является одним из важнейших способов нормативной регуляции действий человека в обществе?
    1) искусство
    2) совесть
    3) мораль
    4) страх
    6. Термин «мораль» произошёл от латинского слова
    1) нравственный
    2) правильный
    3) божественный
    7. Что явилось исторически первым регулятором общественных отношений?
    1) право
    2) совесть
    3) мораль
    8. Нормы, с помощью которых человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые, - это:
    1) нормы права
    2) нормы справедливости
    3) нормы этикета
    4) нормы морали
    
    
    9.  Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется
    1) категорическим императивом
    2) «золотым правилом нравственности»
    3) научным мировоззрением
    4) духовной потребностью
    10.  Понятие категорического императива было сформулировано 
    1) Д. Дидро
    2) И. Кантом
    3) Г.Ф. Гегелем
    4) К. Каутским 
    11.  Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях – это:
    1) идеал
    2) ценность
    3) право
    4) религия
    12.   Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией
    1) долга
    2) совести
    3) чести
    4) достоинства
    13.  Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности в этике, определяются категорией
    1) долга
    2) совести
    3) чести
    4) достоинства
    14.  Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией
    1) долга
    2) совести
    3) чести
    4) достоинства
    15.  Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры
    1) научное мировоззрение
    2) религиозное мировоззрение
    3) обыденное мировоззрение
    4) официальная доктрина
    
    16.  Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами называется:
    1) вера
    2) долг
    3) убеждение
    4) совесть
    
    
    17.  Отметьте верное утверждение:
    1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
    2) убеждения присущи человеку с научным типом мировоззрения
    3) убеждения присущи человеку с обыденным типом мировоззрения
    4) убеждения присущи человеку с религиозным типом мировоззрения
    18. Уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию называется
    1) солидарностью
    2) восприятием
    3) толерантностью
    4) конформизмом
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Зуева Л. П.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема:  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ» 
    Цель: сформировать   представление о деятельности человека и ее многообразии.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; таблица «Особенности деятельности человека», схемы «По­требности человека: вариант классификации», «Структура дея­тельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
    
    План изучения нового материала
    1. Деятельность и потребности.
    2. Структура деятельности и её мотивация.
    3. Многообразие видов деятельности.
    4. Взаимосвязь деятельности и сознания.
    
    Ход урока:
    I. Оргмомент
    II.Проверка д/з : 
    1) сравнительный анализ смысловых раз­личий понятий «человек», «личность» и «индивидуаль­ность».
    2) Эссе   (по выбору).
    III. Новая тема: 
    Как существовало бы человеческое общество без деятельности людей? 
    Именно деятельности люди обязаны своим существова­нием. Без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для своего существования и развития.
      
     Сравните  определения деятельности, которые дают некоторые социальные науки.
    Социология определяет деятельность как специфиче­скую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. (Социоло­гический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2000. — С. 70).
    Социальная психология определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (Сло­варь социально-гуманитарных терминов / под общ. ред. А. Л. Айзенштадта. — Минск, 1999. — С. 79).
    Сравнение данных определений даёт возможность, во- первых, заметить и в том и в другом определении слово специфическая, т. е. свойственная только человеку фор­ма отношений или активности. Во-вторых, и то и другое определение одинаково обозначают направленность этой активности (или формы отношений) на преобразование че­ловеком окружающего мира и самого себя. Различия же в определениях связаны с предметом изучения данных наук. Социальная психология, изучая закономерности поведения людей, включённых в социальные группы, рассматривает деятельность как проявление активности человека. Социо­логия, изучая социальные факты, процессы, отношения, определяет деятельность как особую форму отношений.
    По ходу изучения темы учащиеся заполняют таблицу: 
    Характер
    деятельности
    В чём проявляется отличие от поведения других живых существ
    Примеры
    Сознательный
    Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение её результатов
    Создание нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство
    Продуктивный
    Направленность на создание полезного человеку и обществу продукта
    Производство пищевых продуктов, одежды, телевизоров, фотоаппаратов, отдельных
    комплектующих для сложной техники
    
    Орудийный
    Создание и дальнейшее использование новых орудий труда с помощью других, уже имеющихся орудий
    Производство, использование и обеспечение сохранности станков, конвейеров и т. д.
    Преобразующий
    Изменение человеком окружающего мира и самого себя
    Озеленение городов; проведение социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей
    Общественный
    Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество
    Разделение труда при производстве и вводе в эксплуатацию компьютерной техники, опора на известные изобретения и открытия при подготовке программного обеспечения
    
    
    
    
    Классификация  потребности  человека   изучить с помощью схемы :
    
    
    	
    
    Данная клас­сификация — одна из многочисленных классификаций человеческих потребностей. Естественные потребности в других классификационных системах могут быть названы биологическими, врождёнными, физиологическими, орга­ническими, природными. Идеальные потребности могут по-другому называться духовными или культурными. Не­которые исследователи рассматривают духовные потребно­сти как разновидность потребностей социальных, так как они, как и социальные потребности, порождены обще­ством. Согласно другому подходу, в числе групп потребно­стей, помимо физиологических, социальных и духовных, выделяются экзистенциальные, престижные, когнитивные и эстетические потребности.  
     «Пирамида  потреб­ностей» — иерархическая  модель потребностей человека, представляющая  собой упрощённое изложение идей аме­риканского психолога Абрахама Маслоу:
    
    Физиологические потребности (пища, вода, одежда, вос­производство рода и т. д.) — Потребность в безопасности (защита от болезней, преступности, от врагов и т. д.) — Социальные потребности (дружба, любовь, взаимопони­мание и т д.) — Потребность в уважении (самоуважение, общественное положение и т. д.) — Потребность в само­развитии (духовный рост, самосовершенствование и т. д.).
    Закрепление:
    1) сравнить две любые классификации и определить, что в них повторяется; 
    2) определить, рассмотрев варианты классификации, базовые потребности, которые лежат в основе человеческой деятельности.
    
    1. Привести  примеры целей, средств и результатов деятельности. С понятиями объекта и субъекта деятельности можно познакомиться, обратившись к тексту документа, данного в конце параграфа.
    2. При изучении многообразия деятельности важно до­вести до понимания учащихся два аспекта. Первый заклю­чается в том, что объективно многообразие деятельности вызвано многообразием потребностей человека и общества. С каждым видом потребностей можно связать тот или иной вид деятельности. Второй аспект заключается в том, что многообразие видов деятельности связано с различными их классификациями. Каждой классификации свойствен свой ракурс рассмотрения человеческой деятельности, свои основания для выделения её видов.
    Выполнить следующие задания: 1) назвать различные виды деятельно­сти; 2) привести конкретные примеры деятельности, отно­сящейся к тому или иному виду; 3) определить, по каким основаниям выделены данные виды деятельности; 4) изо­бразить различные классификации видов деятельности с помощью схем.  
    4. Взаимосвязь деятельности и сознания.
    Самостоятельная работа стекстом учебника стр. 54 и документ  к параграфу стр.56.
    Беседа по прочитанному тексту учебника:   
    1) Какие два подхода противостоят друг другу во взгля­дах на сознание? В чём их главное различие?
    2) Все ли действия человека являются осознанными?
    3) Может ли деятельность влиять на сознание челове­ка? Можно ли говорить об обратном — о влиянии созна­ния на деятельность?
    4) Что такое ведущие виды деятельности? Назовите их.
    5) Можно ли словосочетания «человеческая деятель­ность» и «сознательная деятельность» рассматривать в ка­честве синонимов?
    
    
    V.Закрепление изученного
    Работа с рубрикой «Практические выводы». 
    Выполнить задания, подоб­ные тем, которые используются на ЕГЭ.
    1. Студенты изучают экономическую литературу, касающую­ся создания и использования материальных ресурсов общества. Субъектом данной деятельности являются
    1) материальные возможности общества
    2) изучающие литературу студенты
    3) пути использования ресурсов
    2. Соотнесите особенности деятельности с её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    Особенности
    Виды
    деятельности
    1) Создание необходимых людям благ
    2) Наличие воображаемой обстановки
    3) Обязательное использование языка
    4) Необходимость специальной подго­товки
    A) Игра
    Б) Общение
    B) Труд
    
    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившу­юся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
    Домашнее задание
    Учебник, § 5, документ к параграфу, вопросы к доку­менту, вопросы для самопроверки.
    (по желанию) Хорошо подготовленным учащимся: 1) на основе материа­лов СМИ и Интернета сформулировать самостоятельно ус­ловие задания, аналогичное условию задания № 1; 2) ; подго­товить к обсуждению в классе эссе по высказыванию (на выбор по желанию): а) данному в рубрике «Мысли мудрых»; б) «Ду­мать легко, действовать трудно, а превратить мысль в дей­ствие — самая трудная вещь на свете» (И. В. Гёте); 3) раз­работать проект «Мотивы учебной деятельности учащихся» (на примере учащихся разного возраста из своей школы).
    
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Предмет: обществознание
    Класс:10
    Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ»
    
    УМК: учебник Обществознание  для учащихся 10 класса  Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г.
    Уровень обучения: Базовый уровень.
    Тема: "Деятельность как способ существования людей".
    I. Требования к результатам изучения темы
    Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
    личностных:
    — осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
    — понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
    метапредметных:
    — умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
    — умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
    — умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
    — способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
    предметных:
    — владение понятиями «деятельность», «потребности»;
    — целостное представление о структуре деятельности;
    — понимание связей между сознанием и деятельностью;
    — умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
    — умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
    Задачи занятия:
    1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
    2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
    3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
    4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
    5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
    II. Место темы в системе учебных занятий
    При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
    Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
    Оборудование
    Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности».
    Ход урока
    Организационный момент.
    Проверка Д/З
    индивидуальный письменный опрос ( карточки)
    1. I-вариант Соотнеси  понятие с определением:
    1. мораль
    Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
    2.идеал
    Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
    3. ценности
    Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
    4. совесть
    Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.
    II- вариант  Верны ли суждения?
    1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?
            1) экономическую;  2)   политическую;  3) социальную; 4) духовную.
    2. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
     Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность)
     Изучение нового материала.
    Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)
    1. Что такое деятельность?
    2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
    3. Виды деятельности.
    Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация). 
    1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.( слайд 5)( записать в тетрадь).
    Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды). 
    Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )
    - Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
    - Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
    Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)
    В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
    Вопросы:
    1. Каковы были цели помещика?
    2. Какие он выбрал средства для их достижения?
    3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
    Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)
     2. Структура деятельности
    1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
    2. Действия.
    3. Средства.
    4. Результат.
    Мотивы деятельности.( слайд 13)
    Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни  схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.
    1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор;  3 рытье траншеи.
     Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
     Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14
    Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
    Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)
    потребности
    интерес
    1. Виды деятельности
    Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46)  заполнение таблицы, с последующей проверкой.
    Параметр сравнения
    Вид деятельности
    
    Итоги урока
    Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
    1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. 
    В.Г.Белинский
    2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
    3. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу
    4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка
    Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?
    Рефлексия.  Вопросы:
    -Что я делал на уроке?
    -Что узнал нового?
    -Как я узнавал новое?
    -Какой этап урока мне понравился?
    Домашнее задание: пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»
    
     

    Автор(ы): Бисенова В. С.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     
    Блеубаева А.М. учитель истории и обществознания МОБУ «Красночабанская СОШ имени Героя России Жолдинова Жантаса»
                 Тема урока: Деятельность – способ существования людей
    Цель урока: Изучить деятельность, как способ существования людей. Определить основные характеристики человеческой деятельности.
    Задачи урока:
    - образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
    - развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;
    - воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.
    
    Тип урока: комбинированный.
    План:
    1. Деятельность человека: основные характеристики.
    2. Структура деятельности и ее мотивация.
    Х о д   у р о к а
    I. Организационный момент
    II. Актуализация опорных знаний.
    1. В чем состоит сущность мировоззрения?
    2. Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?
    3. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
    4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»?  В чем их различие?
    5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
    III. Изучение нового материала.
    Класс делится на группы. 
    З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).
    – Что вы делали?
    – Зачем вы это делали?
    – Можем ли мы жить и ничего не делать?
    – Осознаем ли мы то, что делаем?
    – Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?
    – Присуща ли деятельность животным?
    Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.
    Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
    Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
    
    Структура деятельности
    
    
    З а д а н и е. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
    
    
    З а д а н и е. Самостоятельно и используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
    Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.
    – Что является мотивом деятельности человека?
    Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
    З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.
    Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
    
    
    
    З а д а н и е. Заполнить таблицу:
    потребность
    деятельность
    мотив деятельности
    
    
    
    Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.
    Потребность удовлетворяется через благо.
    Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
    З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.
    Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.
    З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.
    Мои потребности
    Блага, призванные удовлетворить мои потребности
    
    
    
    Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.
    Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.
    Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.
    – Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?
    Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.
    Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.
    – Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).
    В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
    Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
    II. Закрепление изученного.
    1) Как связаны деятельность и целеполагание?
    2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
    3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
    4) Что побуждает человека к деятельности?
    5) Каковы основные виды потребностей?
    6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
    7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
    8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?
    
    Подведение итогов урока: человеку присуща деятельность, которая изменяет и преобразует внешний мир в его интересах.
    
    Рефлексия: Что не знал? Что узнал? 
    Домашнее задание: Параграф 5, составить сложный план, документ стр. 55                                                              
     

    Автор(ы): Блеубаева А. М.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку