Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Динамика общественного развития (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема:  «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»  
    Цель:  формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
    План изучения нового материала
    1. Многовариантность общественного развития.
    2. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.
    3. Проблема общественного прогресса.
    
    Ход занятия
    I.Оргмомент
    - «Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?».
    - «Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой?». 
     ( ответы уча­щихся)
    II.Проверка д/з: вопросы стр. 28, эссе рубрика «Мысли мудрых» (по желанию)
    1. задание: приведите  как можно больше фактов, свидетель­ствующих о том, что современный мир многообразен и разно­лик. (языковое, и эт­ническое, и религиозное многообразие, и разнообразие форм правления и территориального устройства, и различия в уровне экономического развития и уровне жизни населе­ния разных стран, и многообразие культурных традиций,   многообразие типов обществ).
    Работа сучебником стр.33
    Найдите и запишите в тетради причины  различия  природ­ных условий, специфику хозяйства, своеобразие духовной культуры, особенности образа жизни, своеобразие выбора, сделанного тем или иным народом или государством в определённый момент своей истории. 
    (+ специфика  исто­рического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, отдельные закономерные и случайные события, оказавшие влияние на историю того или иного государства)
    - является ли многовариант­ность общественного развития беспредельной? 
    Вывод:   многовариантность путей и форм включена в рамки опре­делённых тенденций общественного развития.
    2. Понятие «гло­бализация». 
    - какому знакомому вам  слову созвучно слово «глоба­лизация»?
    Назовите  известное из школьного курса географии однокоренное слово. 
    ( латинское слово «глобус», в переводе шар )
    Запись в тетради определения  понятия глобализация: Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
      -найдите   проявления этой интеграции,   и её причины. (Иными словами,   выявить изменения в развитии общества, способствующие целостностл современного чело­вечества)
     (ответы-  влияние на современное общество новых средств связи и коммуникации, и развитие транспорта, и развитие мирового хозяйства (производства, рынка), объединившего страны и народы, и научно-техническое развитие, поста­вившее всё человечество перед проблемой выживания).
    - интеграционные тенденции развивались задолго до этапа глобализации, новизна этого этапа  состоит в превращении мирового сообще­ства в единый всемирный хозяйственный организм, раз­витие которого определяет судьбы отдельных стран (даже самых крупных и экономически развитых). При этом глобальная экономическая система становится сильнее и значимее национальных экономических систем, а нацио­нальные государства не могут, как прежде, защищать на­циональную экономику от внешних нежелательных воз­действий. Середина 1980-х гг. служит своего рода раздели­тельным барьером: с этого момента начали расти объёмы мировой торговли и финансовые потоки, тогда же начали активно формироваться торговые союзы.
    - Приведите  примеры интеграционных процессов, в которые вовлечена РФ на про­странстве СНГ и в мировом пространстве.  
    Заполнение таблицы  в процессе работы с текстом учебника): Последствия глобализации
    
    
    
    
    
    Глобальные проблемы.  Составление   схемы:
    
      заполнить звенья, опираясь на знания, полученные в основной школе, при возникнове­нии затруднений можно обратиться к тексту учебника стр. 34.
      основные признаки глобальных проблем: (запсиь в тетради)
    они порождены деятельностью всего человечества;
    они угрожают существованию всего человечества;
    они не решаются усилиями отдельных стран, а тре­буют объединения усилий всего мирового сообщества.
    3. Проблема общественного прогресса.(самостоятельная работа с учебником стр. 34-37) 
    Задание :  записать перечень критериев прогресса, выдвигавшихся философами в разное время  
    III. Этап закрепления
    1) иРубрика «Практические выводы». Прокомментировать их, привлекая изученный ма­териал.  
    2)   Обобщающие  зада­ния:
    1. При рассмотрении исторического процесса употреб­ляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте своё мнение.
    2. Можно ли достичь одновременного прогресса в раз­личных сферах жизни общества? Приведите обоснования своего ответа.
    В менее подготовленном классе возможны вопросы, раскрывающие основные понятия темы:
    1. В чём проявляется многообразие современного мира?
    2. В чём состоит единство мира в современных условиях?
    3. В чём суть процесса глобализации? В чём проявля­ются её противоречия?
    По вопросу общественного прогресса и его критериев возможна работа с заданиями 7 и 9 рубрики «Вопросы для самопроверки».
    Целесообразно также выполнение нескольких заданий в формате ЕГЭ. Например:
    1. Найдите в приведённом списке пути общественного развития. Запишите	цифры, под которыми	они указаны.
    1) дифференциация	4)	стратификация
    2) эволюция	5)	революция
    3) мобильность	6)	целостность
    2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключе­нием двух, характеризуют социальные изменения.
    1) Реформа; 2) система; 3) структура; 4) эволюция;
    1) спад; 6) революция; 7) подъём.
    Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    Ответ:
    3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запи­шите цифру, под которой оно указано.
    1) Социальная реформа; 2) реакционные преобразова­ния; 3) социальная революция; 4) социальная динамика;
    1) прогрессивные изменения.
    Ответ: 	
    4. Найдите в приведённом списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. За­пишите цифры, под которыми они указаны.
    1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
    2) связаны между собой
    3) отражают противоречие между потребностями людей и их возможностями
    4) вызваны нехваткой природных ресурсов
    5) охватывают разные стороны жизни людей
    6) касаются всех стран мира
    Ответ: 	
    Домашнее задание
    Учебник, § 3, документ к параграфу, вопросы к доку­менту, вопросы для самопроверки;
    подготовить к обсуждению эссе (на выбор):
    по высказыванию, данному в рубрике «Мысли му­дрых»;
    по следующим высказываниям:
    «Цивилизованное общество напоминает ребёнка, ко­торый ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон);
    «Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простёртое на каж­дого из его членов» (В. Г. Белинский).
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx