Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Что такое общество?

Текст урока

  • урок

     Предмет: обществознание
    Класс:10
    УМК: учебник Обществознание  для учащихся 10 класса  Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г.
    Уровень обучения: Базовый уровень.
    Тема урока: Что такое общество?
    Количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Раздел 1, тема 1
    Цель урока: систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
    Задачи: Формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
    -Формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно;
    
    -Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
    
    Планируемые результаты:
    учащиеся должны иметь представление о таких понятиях как «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком смысле, так и в узком.
    овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
    научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, выполнению проблемных заданий.
    Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
    Дополнительное методическое  и дидактическое обеспечение урока: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72a9a4e2-a209-49e6-b147-8dc2c0704007/16.swf (кроссворд)
    
    
    
    
    Содержание урока
    Ход урока.
    1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка присутствующих, 
         отсутствующих.
    Актуализация знаний
    Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
    Кто же есть человек? В чем его особенности?
    О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
    Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
    Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.
    1. Наука о происхождении человека.
    2. Становление общества.
    3. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
    4. Становление культуры – неотъемлемая часть становление человека и человечества.
    2. Новый материал.
    Сегодня исследования процесса становление человека идут по трем главным направлениям.
    Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
    Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
    Уточняется общая теория антропогенеза – процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
    1) Становление общества.
    «Что же было раньше – человек или общество?»,- такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
    - Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
    - Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
    (На слайде изображена схема)
    Становление общества
    Человек
    
    
    
    Существо биологическое.                                                        Существо социальное
    
    Как шло формирование общества людей?
    
    Первые коллективы – человеческое стадо:
    Непостоянный коллектив;
    Сходны с поведением высших социальных животных;
    Вместе охотятся;
    Воспитывают потомство.
    
    Постепенное усложнение человеческого общества.
    Факторы усложнения:
    Усложнение трудовой деятельности;
    Влияние обычаев;
    Система табу – запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
    Влияние тотемов.
    
    Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.
    
    Переход к оседлому образу жизни.
    
    Увеличение численности людей на земле, необходимость управления жизнью человеческого общества.
    Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, наука, религия и другое. Все это передавалось из поколения в поколение.
    Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.(под запись)
    2) Социальная сущность деятельности.
    Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласится с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
    Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
    Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и так далее.
    Второе, деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
    Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
    
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
    
    Созидание Творчество Разрушение
    Таким образом, деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
    Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления и силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый все выше стремится подняться по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и так далее.
    Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, то есть что и как он делает.
    Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
    Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность – это согласованные ради достижения какой–либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности – помощь другим людям, а нередко взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретения или потребление.
    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
    3) Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
    - Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
    Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек – самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в большей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
    Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
    Человек весь соткан из парадоксов. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается ее подчинить себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней…
    Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре. Человек единственное существо на Земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980)назвал человека самым эксцентричным созданием на Земле.
    Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
    Разве волки знают муки совести, а пчелы обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
    По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура.… Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
    Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
    В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», Артур Шопенгауэр – ее «дезертиром»…
    Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни – социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
    Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности – вот что отличает человека в окружающей среде.
    Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
    Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура – это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
    Культура – свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
    Река – это природа, канал – культура.
    Кусок кварца – природа, наконечник стрелы – культура.
    Стон природен, слово - достояние культуры.
    Запах – природа, аромат и парфюм – культура.
    Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
    Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
    Культура – это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время – арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
    - Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
    - Послушай притчу.
    Богатый хозяин созвал себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство
    приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше.
    Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
    - Как вы думаете, о чем повествует притча?
    Этот щедрый хозяин – природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру – люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиваем ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
    Закрепление: решение кроссворда
    3. Итог урока.
    -Проверка кроссворда
    Домашнее задание.   Выучить параграф 1, выполнить задания.
    
    
     

    Автор(ы): Кузьмина В. С.

    Скачать: Обществознание 10кл - урок.docx
  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема:  «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО» 
    
    1) Цель урока:  дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения.
    Тип урока: изучение нового материала
    Оборудование: учебник 10 класс, базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.
    План урока. 1. Общество как совместная жизнедеятельность людей. 2. Общество и природа. 3. Общество и культура. 4. Науки об обществе. 
    
    Ход урока:
    I. Оргмомент : Приветсвие. 
    -Сколько смыслов у слова «общество»?
    -Можно ли отделить общество от природы?
    -Бывают ли «некультурные» общества?
    (объявление темы и цели урока. На доске записана тема и план урока.)
    II. Новая тема
    1) 
    - Предлагаю вам подумать над высказыванием  «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский  (высказывания учащихся)
    1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.
    Общество в узком смысле: определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой – либо деятельности; конкретный этап в историческом развитии.
     Общество в широком смысле: всё человечество в целом. 
      Задание: сопоставьте два определения понятия «общества» и выделите ключевое слово:
     1. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. (Российская социологическая энциклопедия).
     2. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. (Школьный словарь по обществознанию). 
    (ответы детей: ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, а также    связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности)
    
     Вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. 
    Свойства человеческой деятельности: это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).
    2)  Работа с фрагментом    из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (М., 1984. — С. 44—45).
    
    Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.
    Вопросы и задания к тексту: 1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему? 2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ. 3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности. 4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.
    
    3) Рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности.
    - вспомните известные вам формы объединения людей из курса истории. Изучение текста П. А. Сорокина, кн. «Человек.Цивиллизация.Общество».
    
    Вопросы и задания к документу стр.17
    
    2) Общество и природа (самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника стр.11)
    -В  каком смысле сло­во «природа» употребляется в   тексте? 
    -В чём проявля­ется обособление общества от природы? 
    -Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? 
    -Какую роль природа играет в жизни общества?
    - Как общество воздействует на природу? 
    -В чём заключают­ся экологические проблемы современности?
    -Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на: (запись в тетради)
    общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;
    производительность труда;
    развитие способностей человека;
    темпы развития данного общества в целом;
    экономические и политические отношения;
    социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.
     
    3.  «Общество и культура» ( самостоятельная  работа учащих­ся с текстом учебника стр.12). 
    -Подумайте: как соотносятся понятия общества и культу­ры? 
    Культура — сложное явление, су­ществуют сотни определений культуры.      Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.
    В наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.
    4. Науки об обществе 
    Составить таблицу «Общественные науки». (В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.)
    Отрасль
    обществознания
    Характеристика отрасли
    Философия
    Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу
    Социология
    Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей
    Политология
    Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем
    Экономика
    Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества
    Юридическая
    наука
    Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права
    Культурология
    Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа
    Историческая
    наука
    Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
    Социальная
    психология
    Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности
    
    -Выскажите  своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? ( обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения)
    
    III. Этап закрепления:  Выполнить  следующие задания.
    1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
    1) Систему    2) часть природы  3) материальный мир   4) цивилизацию
    2. Верны ли следующие суждения об обществе и при­роде?
    А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
    Б. Природа — неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
    1) верно только А    2)  верно только Б  3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны
    3. Общество, в отличие от природы,
    1) подчиняется объективным законам
    2) постоянно изменяется
    3) является формой совместной деятельности
    4) образует среду обитания человека
    4. Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является при­мером взаимодействия
    1) общества и государства    2) экономики и политики
    3) природы и общества                 4) цивилизации и культуры
    IV. Домашнее задание: п.1, вопросы стр.17.
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Предмет: обществознание
    Класс:10
    Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ»
    
    УМК: учебник Обществознание  для учащихся 10 класса  Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г.
    Уровень обучения: Базовый уровень.
    Тема урока: Что такое общество?
    Количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Раздел 1, тема 1
    Цель урока: систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
    Задачи: Формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
    -Формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно;
    
    -Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
    
    Планируемые результаты:
    учащиеся должны иметь представление о таких понятиях как «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком смысле, так и в узком.
    овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
    научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, выполнению проблемных заданий.
    Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
    
    Содержание урока
    Ход урока.
    1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка присутствующих, 
         отсутствующих.
    Актуализация знаний
    Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
    Кто же есть человек? В чем его особенности?
    О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
    Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
    Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.
    1. Наука о происхождении человека.
    2. Становление общества.
    3. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
    4. Становление культуры – неотъемлемая часть становление человека и человечества.
    2. Новый материал.
    Сегодня исследования процесса становление человека идут по трем главным направлениям.
    Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
    Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
    Уточняется общая теория антропогенеза – процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
    1) Становление общества.
    «Что же было раньше – человек или общество?»,- такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
    - Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
    - Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
    (На слайде изображена схема)
    Становление общества
    Человек
    
    
    
    Существо биологическое.                                                        Существо социальное
    
    Как шло формирование общества людей?
    
    Первые коллективы – человеческое стадо:
    Непостоянный коллектив;
    Сходны с поведением высших социальных животных;
    Вместе охотятся;
    Воспитывают потомство.
    
    Постепенное усложнение человеческого общества.
    Факторы усложнения:
    Усложнение трудовой деятельности;
    Влияние обычаев;
    Система табу – запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
    Влияние тотемов.
    
    Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.
    
    Переход к оседлому образу жизни.
    
    Увеличение численности людей на земле, необходимость управления жизнью человеческого общества.
    Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, наука, религия и другое. Все это передавалось из поколения в поколение.
    Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.(под запись)
    2) Социальная сущность деятельности.
    Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласится с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
    Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
    Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и так далее.
    Второе, деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
    Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
    
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
    
    Созидание Творчество Разрушение
    Таким образом, деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
    Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления и силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый все выше стремится подняться по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и так далее.
    Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, то есть что и как он делает.
    Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
    Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность – это согласованные ради достижения какой–либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности – помощь другим людям, а нередко взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретения или потребление.
    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
    3) Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
    - Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
    Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек – самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в большей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
    Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
    Человек весь соткан из парадоксов. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается ее подчинить себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней…
    Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре. Человек единственное существо на Земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980)назвал человека самым эксцентричным созданием на Земле.
    Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
    Разве волки знают муки совести, а пчелы обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
    По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура.… Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
    Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
    В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», Артур Шопенгауэр – ее «дезертиром»…
    Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни – социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
    Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности – вот что отличает человека в окружающей среде.
    Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
    Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура – это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
    Культура – свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
    Река – это природа, канал – культура.
    Кусок кварца – природа, наконечник стрелы – культура.
    Стон природен, слово - достояние культуры.
    Запах – природа, аромат и парфюм – культура.
    Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
    Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
    Культура – это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время – арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
    - Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
    - Послушай притчу.
    Богатый хозяин созвал себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство
    приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше.
    Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
    - Как вы думаете, о чем повествует притча?
    Этот щедрый хозяин – природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру – люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиваем ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
    Закрепление: вопросы в конце параграфа
    3. Итог урока.
    Выставление оценок
    Домашнее задание.   Выучить параграф 1, выполнить задания.
    
    
     

    Автор(ы): Бисенова В. С.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx