Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Свобода и необходимость в деятельности человека (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема:  «СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
    
    Цель: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.
    Задачи занятия:
    1) раскрыть признаки свободы, показать её границы и условия, при которых человек может воспользоваться при­надлежащим ему правом на свободу;
    2) продолжить работу, направленную на развитие ин­теллектуальных умений: а) соотносить полученные новые знания с уже имеющимися; б) систематизировать имею­щиеся знания (в табличной форме или в форме плана);
    в)	выстраивать логику изложения учебного материала;
    3) способствовать становлению осознанного отношения учащихся к правам и свободам других людей.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.;презентация .
    План изучения нового материала
    1. Свобода и ответственность.
    2. Свобода как осознанная необходимость.
    3. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах.
    4. Что такое свободное общество.
    Ход урока:
    I.Оргмомент
    
    II. Проверка д/з: Тест «Познание» (приложение)
    III.Новая тема: 
    
    Подумайте  над смыслом двух вы­сказываний, а затем обоснуйте  своё мнение о том, какое из них в большей степени соответствует понятию «свобода»:
    1) «Свобода — это отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы» (Т. Гоббс);
    2) Свобода — это возможность «делать всё то, что не запрещено законом» (Ш. Монтескьё).
    В результате обсуждения класс приходит к мысли о том, что понятию «свобода» больше соответствует второе высказывание.
    Аргументы: Т. Гоббс считает, что свобода не может быть чем-либо ограничена, свобода — это возможность действо­вать любыми способами для достижения собственных целей; Гоббс говорит не о свободе, а о произволе, поскольку ничем не ограниченная власть одного человека приведёт к наруше­нию прав и, как следствие, ограничению возможности дея­тельности другого человека, ограничению его свободы; Ш. Мон­тескьё говорит о свободе, поскольку свобода не может быть абсолютной; ограничивая свободу одного, закон не позво­ляет ей превратиться в произвол по отношению к другим людям; ограничивая свободу одного, закон защищает пра­ва и, следовательно, свободу другого.
    -  подумайте  над тем, чем ещё может быть ограничена свобода.
    -Давайте прочитаем небольшой   Текст «Буриданов осел».
      Всем понятен смысл прочитанного?
    - Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше? (аргументируйте свою позицию).
    В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.
    Повышение количества вариантов выбора  усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться.
    Или, например: «После уроков Виктор спешил, по­скольку ему нужно было успеть в магазин за хлебом и мо­локом, отнести всё это домой, а затем забрать из детско­го сада сестрёнку. Эти заботы свалились на него потому, что папа уехал в командировку, мама же предупредила, что задержится на работе, так как необходимо провести семинар со студентами заболевшей коллеги. Поскольку семинар начнётся поздно, то она не успеет ни в мага­зин, ни в детский сад. Виктор всё это не считал за обу­зу и уже спланировал свой вечер с учётом сложившихся обстоятельств. Однако в раздевалке к нему подошли два приятеля и предложили пойти на вечер к однокласснице. Услышав причины его отказа, друзья засмеялись, назвав Виктора маменькиным сынком, домработницей и нянькой. В довершение они напомнили ему, что человек рождает­ся свободным и вправе сам определять, как ему поступить в той или иной ситуации, исходя из собственных интере­сов. Подумав, Виктор согласился пойти с друзьями к од­нокласснице: действительно, он не нянька и имеет право хотя бы иногда развлекаться, а родители пусть решают свои проблемы сами».
    - был ли свободен Виктор, отправившись с друзьями к однокласснице?
    (предполагаемые ответы учащихся)
    а)	свобода предполагает достижение цели, она необходи­ма для какой-то позитивной деятельности; осознанной це­лью Виктора было помочь маме, этой целью он пренебрёг;
    б)	Виктором руководили не собственные убеждения, намерения, а чужая воля, под влияние которой он попал, среагировав на насмешки;
    в)	Виктор проявил слабоволие, поступил безответствен­но, пошёл против своих принципов, против себя, в конеч­ном счёте он предал себя и своих близких.
    Таким образом, помимо внешних ограничителей свободы (прав и свобод других людей, зако­нов, существующих в государстве) ограничителем свободы также выступают личностные качества человека (чувство долга, совесть, ответственность).
    -установите  связь между понятиями «свобода», «выбор», «ответственность» («Вопросы для самопроверки», задание 6, с. 79).
     Свобода есть осознанная необходимость
    -выпишите  в тетрадь положения, отражающие представления философов о природе необходимости. 
    Виды
    философских
    подходов
    Основной тезис
    Смысл тезиса
    Абсолютное
    предопределение
    
    
    Фатализм
    
    
    Детерминизм
    
    
    
    - есть ли что-то общее в понимании сво­боды представителями разных философских направлений? 
    -В чём расходятся во взгляде на свободу представители фило­софских течений? 
    -Есть ли подход, который вы разделяете? Обоснуйте свою позицию.
    Выполнить  задание  5.
    - охарактеризуйте  различ­ные модели свободного общества (задание 4). Для выполне­ния этой работы можете  составить следующую таблицу:
    
    - сопоставьте характеристики свободного общества, сформулированные самостоятельно, с теми, что даны в учебнике, найти свои ошибки и проанализировать их причины (что я не учёл/ учла при определении характеристик свободного общества).
    Работа в  парах  (не более 7 минут)
    1) Афоризм  В. Г. Белинского: «Если другие люди лишены свободы, если мои братья должны жить в нищете, грязи и неволе, то я не хочу свободы и для себя. Я от­вергаю её обеими руками и безоговорочно выбираю участь моих братьев».
     Вопросы:
    - зачем человеку свобода? 
    -Может ли человек сам себя лишить свободы? (Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.) 
    -Стоит ли отказываться от свободы во имя свободы других людей? 
    -Можно ли этим актом чего-либо добиться?
     
    2) Проблемная ситуация: «Гражданин П. живёт в тотали­тарном государстве. Однажды его вызвали в полицию, где со­общили, что его друг арестован по подозрению в антиправи­тельственной деятельности, и предложили дать показания, подтверждающие выдвинутые против друга обвинения.
    Гражданин П. знает, что если он даст показания против друга, то того казнят за государственную измену. Если же он показаний не даст, то арестуют и его, и его близких.
    Как поступить гражданину П.?» 
    Домашнее задание
    п § 7. Прочитать предложенный в рубрике «Доку­мент» фрагмент из книги американского социального психо­лога Э. Аронсона «Общественное животное» и ответить на вопросы к нему.
    Подготовить сообщение по теме «Личность, свобода, от­ветственность» и составить план, согласно которому дан­ная тема будет раскрыта.
    По желанию  написать эссе по афоризму: «Свобода оксфордского про­фессора — это нечто иное по сравнению со свободой египет­ского крестьянина» (И. Берлин, английский философ).
    
    
    
    Приложение 
    
                                                      Тема « Познание» 1 вариант
    I.А1.    Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:
    1) представлениями
    2) ощущениями
    3) гипотезами
    4) понятиями
    А2.   Рациональное — это познание:
    1) с помощью наблюдения
    2) прямого контакта
    3) с помощью интуиции
    4) с помощью мышления
    A3.   Возможность получения истинного знания отрицается:
    1) философами
    2) социологами
    3) агностиками
    4) духовенством
    А4.   Отражение общих и существенных признаков называется:
    1) сознанием2) суждением 3)понятием 4) ощущением
    А5.   Методом эмпирического познания не является:
    1) эксперимент
    2) наблюдение
    3) аналогия
    4) описание
    А6.   Верны ли суждения:
    А. Любая истина объективна и относительна.
    Б. Абсолютная истина практически недостижима.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно А и Б
    4) оба суждения неверны
    А7.   Верны ли суждения:
    А. Противоположностью истины может быть другая истина.
     Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно А и Б	
    4) оба суждения неверны
    А8.   «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:
    1) обыденного знания
    2) мифологического знания
    3) эмпирического знания 
    4)научного знания
    А9.   Верны ли следующие суждения о цели научного познания:
    А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов
    и явлений.
    Б. Цель научного познания — получение достоверного знания
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно А и Б
    4) оба суждения неверны
    А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:
    Речевая деятельность человека прежде всего связана с А. Чувственным познанием 
    Б. Абстрактным мышлением
    
    All. И абсолютная, и относительная истины: 
    1) носят объективный характер
    2) всегда находят подтверждение на практике
    3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете
    4) могут быть опровергнуты со временем
    А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:
    1) этика
    2) правоведение
    3) социология
    4) политология
    А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?
    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А14. Обобщение является составной частью
    1) производственной деятельности
    2) чувственного познания
    3) рационального мышления
    4) игровой деятельности
    
    B. 1.Прочитайте текст и выполните задание к нему.                   1 вариант
    КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...
    Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.
    Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...
    В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
    4)  О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще два метода, 
    которые могут использоваться в научном познании социаль­ных явлений.
    
    
    
    В2. Запишите пропущенное слово:
    ТИПЫ ……………………: ОБРАЗНОЕ, ПОНЯТИЙНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ), ЗНАКОВОЕ.
    В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «методы научного познания».
    Сравнение; проблема; синтез; формализация; аналогия.
    Найдите и укажите термин не связанный с понятием « методы научного познания».
    В4. Заполните таблицу «Уровни научного познания»:
    
    Теоретический
    Факт
    Идеальный объект
    Опыт
    
    В5. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.
    
    
    
    
    В6. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.
    
    
    
    
    В7. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)
    1)0 каком познании ведет речь Гете?
    2)Сформулируйте три суждения о значении такого познания?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тема « Познание» 2 вариант
    А. А1. Сознание идеально, а это значит:
    1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир
    2) сознание есть поток душевных переживаний
    3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни
    4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости
    А2. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:
    1) социология
    2) политология
    3) философия
    4) история
    А3. Какая из перечисленных наук изучает общество?
    1) зоология
    2) астрономия
    3) социология
    4) химия
    А4. Какая из перечисленных наук изучает общество?
    1) лингвистика
    2) анатомия
    3) генетика
    4) юриспруденция
    А5. Верны ли следующие суждения?
    А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.
    Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта
    
    А6. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:
    1) основывается на использовании эксперимента
    2) основывается на творческом подходе к работе
    3) интеллектуально развивает
    4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
    А7. И религиозное, и научное знание:
    1) имеет объективный характер
    2) необходимо человеку для рациональной деятельности
    3) может передаваться из поколения в поколение
    4) предполагает доказательства
    А8. Только в состав научного знания входят:
    1) экспериментально обоснованные выводы
    2) установленные факты
    3) логические умозаключения
    4) результаты наблюдения
    
    А9. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
    А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) оба суждения верны
    4) оба суждения неверны
    
    А10. Верны ли суждения о познании?
    А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
    Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.
    
    А11. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается
    1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых
    2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке
    3)  в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
    4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики
    А12. Верны ли следующие суждения о практике?
    А. Практика — основа познания и критерий истины.
    Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий  истины.
    А13. Верны ли следующие суждения о цели научного познания: 
    А. Осознание закономерностей процессов и явлений 
    1) верно только А
    2) верно только Б
    
    
    Б. Отражение действительности в художественных способах
    3) оба суждения верны
    4) оба суждения неверны
    
    
    
    А14. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?
    А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.
    Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верно А и Б
    4) оба суждения неверны 
    В. 1.  Прочитайте текст и выполните задание к нему.                   2 вариант
           Значении категории деятельности для понимания психики  человека.
         В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один их них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на человека. Главная задача, на которую были направлены  усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить  количественные зависимости ощущений как элементов сознания от раздражителей . воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема :  «раздражитель - субъективное переживание».
         В бихевиоризме,т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул-реакция».
      Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой- пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от связи субъекта с предметным миром, -от его деятельности.
       Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается , например, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся- нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.
       /…/ эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность….
      Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность /…/ перед психологией выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, /…/ а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.                                                                                    (А.Н.Леонтьев)
    4). О каком значении деятельности пишет автор? С опорой на обществоведческие знания укажите три любые проявления взаимосвязи деятельности и психики.
    В2. Запишите пропущенное  слово: 
    ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ: биологические особенности, особенности психических процессов, уровень опыта, ………………………………………..обусловленные качества. 
    В3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «мышление».
    Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
    Найдите и укажите термин не связанный с понятием « мышление».
    В4. Заполните таблицу «Виды истины»:
    Абсолютная
    
    
    Изменчивость, углубление знания
    Не опровергается в последующей науке
    Зависит от точности средств измерения
    В5. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».
    1. Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? 
    2. Сформулируйте три суждения о процессе развития личности.
    В6. В чем состоит особенность самопознания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований В7. Назовите два любых отличия рационального познания от теоретического и проил­люстрируйте каждое на примерах.
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx