Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Свобода в деятельности человека (Ильященко В. И.)

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание. 10 класс. Профиль. 
    Ильященко В.И. учитель истории и обществознания 
    МОАУ «Домбаровская СОШ № 1»
    Урок № 13 (8)
    Тема № 2 «Общество и человек»
    Тема урока:
    Свобода в деятельности человека
    
    Цели и задачи: - 
     - объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; 
    - ознакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; 
    -развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; 
    - способствовать выработке гражданской позиции учащихся. 
    
    Тип урока: урок-проблема. 
    
    Ход урока:
    I. Организационный момент :
    (Учитель говорит строгим и громким голосом.) 
    Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно 
    смотреть только на меня и т. д.
    Вопрос классу:
    - Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила? 
    
    - Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны 
    не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на нашем уроке. 
    Мы рассмотрим следующие вопросы:
    1. Почему невозможна абсолютная свобода? 
    2. Свобода как познанная необходимость. 
    3. Свобода и ответственность. 
    4. «Свобода от» или «свобода для». 
    5. Свободное общество. 
    
    II. Новый материал 
    Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. 
    Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». 
    Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода. 
    Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам. 
    Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16. 
    Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.
    Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16. 
    Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16. 
    Вопросы и задания к группе 1 
    1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен? 
    2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? 
    3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы. 
    4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. 
    5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли? 
    6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...» 
    7. Согласны ли вы с данным принципом? 
    
    Вопросы и задания к группе 2 
    1. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.? 
    2. Как вы поняли смысл этих высказываний? 
    3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните. 
    4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали: 
    а) сторонники абсолютного предопределения; 
    б) религиозные деятели другого направления; 
    в) философы, отрицающие фатализм? 
    5. С кем из мыслителей вы согласны и почему? 
    
    Вопросы и задания к группе 3 
    1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»? 
    2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его. 
    3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры. 
    4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему? 
    5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему? 
    
    Вопросы и задания к группе 4 
    1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека. 
    2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...» 
    3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? 
    4. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»? 
    5. Как вы понимаете эту формулу? 
    7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы? 
    
     - По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.
    Демонстрируется презентация: «Свобода в деятельности человека» 
    
    
    
    
    
    III. Итог урока 
    - К чему может привести неограниченная свобода выбора? 
    - Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»? 
    - Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе? 
    - А как граждане могут гарантировать свободу друг другу? 
    Домашнее задание 
    Выучите § 16, выполните задания.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учебное занятие
    
    
    
    Обществознание. 10 класс. Профиль.
    Урок № 13 (8)
    Тема № 2 «Общество и человек»
    Тема урока:
                         Свобода в деятельности человека
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ильященко В. И.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку