Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Текст урока

  • урок

     Муниципальное образовательное бюджетное 
    учреждение «Красночабанская средняя общеобразовательная
    школа имени Героя России Жолдинова Жантаса»»
    
    
    
    
    
    
    
    
    Разработка урока по курсу 
    «Обществознание» 
    10 класс. 
    
    
    
    
    
    
    Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
     
     
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                                                    
     Выполнила: Блеубаева А.М., учитель истории 
    и обществознания 
     
    
    
    
    
    
    
    П. Красночабанский, 2016г.
    Технологическая карта урока
    
    ФИО 
    Блеубаева Айгуль Маратовна
    Место работы
    МОБУ «Красночабанская СОШ имени Героя России Жолдинова Жантаса»
    Должность
    Учитель истории и обществознания
    Предмет
    Обществознание
    Класс
    10
    УМК
    Обществознание Учебник. 10 класс. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2013.
    Уровень обучения
    Базовый
    Тема урока
     Социальные нормы и отклоняющееся поведение
    Тип урока
    Комбинированный. Изучение нового материала
    Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы
    2
    Место урока в системе уроков по теме
    
    Цели урока
    1.     Определить понятие и причины отклоняющегося поведения, выявить социальную опасность преступности. 
    2.     Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу), рефлексию деятельности, критическое мышление
    3.     Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения.
    
    Задачи урока
    – Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции, социальный контроль
    Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
    Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
    
    Планируемые результаты
    Обучающиеся ознакомятся с понятием социальные нормы, усвоят навыки правильного поведения, для будующей социальной идентификации.
    Техническое обеспечение урока
    ПК, мультимедиа
    Методическое и дидактическое обеспечение урока
    Раздаточный материал, gigabaza@mail.ru; infourok@mail.ru
    
    I этап: организационный 2 мин.
     Учитель: На прошлых занятиях мы с вами начали разговор о социальной сфере жизни общества. Сегодня мы продолжаем разговор о социальной сфере жизни общества. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Слайд№1
                 
    Переход к слайду №2
    Ученики должны привести в соответствие понятия и определения
    
    
    
    
    II.Актуализация: 3 мин.
    
    Общество
    Ожидаемое поведение человека
    
    Человек
    
    Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей
    
    Статус
    Положение человека или малой группы в социальной системе
    
    Роль
    Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
    
    Социализация
    
    Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
    
    Группа 
    Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей
    
    Взаимодействие 
    
    Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т.д.
    Правильный вариант выполнения задания:
    Общество
    Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей
    Человек
    Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
    Статус
    Положение человека или малой группы в социальной системе
    Роль
    Ожидаемое поведение человека
    Социализация
    Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей
    Группа 
    Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т.д.
    Взаимодействие 
    Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
    
    
    
    Переход к слайду №3
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    III этап: постановка цели и задач урока. 3 мин.
      Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    IV этап:  Усвоение новых знаний 32 мин.
    Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Эмоциональная разрядка 5 мин
      
    
    
    
    
    
    
    
    Учитель зачитывает фрагмент книги Михалкова С.В. «Праздник непослушания»:
    «...   по  главной  улице  большого города  шел маленький мальчик,  вернее,  он не шел,  а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:
         - Хочу еще мороженого!
         - Больше не куплю! - спокойным голосом повторяла его мама, крепко держа Малыша за руку. - Больше не куплю!
       А Малыш продолжал вопить на всю улицу:
         - Хочу еще! Хочу еще!»
     и просит учеников дать оценку этому событию с точки зрения матери и ребенка.
    Учитель: Как вы можете оценить подобную ситуацию? Как она оценивается обществом и почему? 
    
    Учитель: интересы близких людей оказались противоположны, оба они испытывают дискомфорт. Почему?
    
    Учитель: получается, что матери ребенка плохо, потому что ее сын нарушает правила. 
    На экране по щелчку выводится вопрос: Правила в обществе: необходимость или излишество?  
    
    Учитель: Попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Слайд 4)
    Тема нашего сегодняшнего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». (Слайд 5) :
    Что необходимо узнать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос?
    
    
    
    Учитель: На этом уроке мы попытаемся определить, что такое социальные нормы, их признаки и виды, отклоняющееся поведение, социальные регуляторы. 
    
    Учитель: Во время урока мы с вами будем составлять таблицу, в которую будем заносить основную информацию в ходе урока. (Слайд 6)
    
    Учитель: Приём «Верные и неверные утверждения» (Слайд 7)
    Учитель: как вы думаете, почему человек, который был гораздо беспомощнее многих животных, сумел выжить?
    Учитель: должен указать, что в обществе человека характеризуют деятельность, осуществляемая в виде действий и поведение, которое осуществляется через поступки.
    Учитель: чтобы выжить людям приходилось учиться отвечать на важные вопросы: (переход к слайду №8)  
     Что следует делать? Что можно делать? Чего нельзя делать? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? В ходе общения постепенно вырабатывались правила, получившие название «норма». Давайте подумаем, какую роль нормы сыграли в обществе, какую роль они играют сегодня?
    
    Учитель: просит учеников записать в тетрадь  роль норм в обществе и привести примеры как нормы контролируют, регулируют, оценивают и направляют поведение человека. 
    (слайд№9)
    
    
    
    
    
    
    Переход к слайду №10. Каким образом это достигается?
    Учитель: Норма – это правило, которому подчиняется человек, группа, общество. Просит записать эти слова в тетрадь и выделить. 
    Осуществляется переход к слайду №11
    
    Учитель  существует множество самых разнообразных норм и просит учеников подумать над причиной этого разнообразия. 
    Существуют такие разновидности норм. 
    1. Обычаи и традиции
    2. Правовые нормы.
    3. Моральные нормы. 
    4. Политические нормы
    5. Религиозные нормы 
    6. Этические нормы.
    Слайд 12. Закрепление
    Осуществляется переход к слайду №13 
    Учитель: Но всегда ли человек соблюдает нормы? Почему он не всегда выполняет правила, которые устанавливает общество? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам обратится к тексту учебника
    
    Осуществляется переход к слайдам №14 и 15
    Учитель: Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющегося поведением.
    
    Учитель спрашивает, все ли отклонения бывают одинаковые? И после ответа учеников о том, что существуют различные отклонения, называет их: положительные, нейтральные и отрицательные учитель указывает на то, что когда речь идет об отклоняющемся поведении ученые применяют термины «девиация» и «делинквенция». После чего обращает внимание на определения, размещенные на слайде, а также на то, что общество по-разному относится к девиации и делинквенции.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Осуществляется переход к слайду №16
    Учитель: На слайде вы видите рисунки и фотографии, которые показывают различные отклонения, пожалуйста, определите, какие из них являются положительными, какие отрицательными, а какие можно назвать нейтральными?
    
    Учитель как общество добивается соблюдения норм?
    
    Осуществляется переход к слайду №17
    Учитель: Определите какие санкции применяются:
    Нобелевская премия ф+, Судебное оправдание Ф+, Новогодняя открытка Н+, Квартальная премия Ф+, Замечание Н-, Административный штраф Ф-,звание чемпиона мира Ф+, Рукопожатие н+ ?
    Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют люди на основе норм. 
    Контроль может быть разным: прямой, косвенный, жёсткий, мягкий. Общий и детальный. 
    Осуществляется переход к слайду №18
    Учитель: существуют различные виды отклоняющегося поведения, и общество относится к отклонениям по-разному.
    Однако, есть виды отклонений, которые являются наиболее опасными для общества. Обратите внимание на слайд, здесь указаны эти отклонения, назовите их и попробуйте дать им характеристику.
    
    Слайд№19 (См. приложение)
    Учитель:
     Работа в экспертных группах:
    Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью. Я предлагаю вам его подготовить и высказать, работая в группах (5 мин)
    
    Рефлексия: 
    1). «Верные и неверные утверждения»; (Слайд20)
    
    2). Составление синквейна    (Слайд 22)
    1 строка – Название темы (существительное)
    2 строка – описание темы (2 прилагательных)
    3 строка – описание действия (3 глагола)
    4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.
          5 строка – суть темы, выраженная другим существительным 
    Домашнее задание) (Слайд 23)
    1.П.16.
    2.Продумать аргументы: какие меры более эффективны в борьбе с преступностью?
    3.Подготовить сообщение по темам:
     преступность, алкоголизм; наркомания, игромания и др. 
    Ученики оценивают ситуацию с позиции матери  и ее сына. И высказывают предположение об отношении матери и ее сына к ситуации.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики:  должны высказать предположение, что такая ситуация производит неприятное впечатление, потому что происходит нарушение правил поведения.
    
    Ученики: матери неудобно за поведение сына, сыну плохо, потому что его требование не выполнено.  
    
    
    
    
    Ученики должны высказать предположение о том, что необходимо узнать. В частности должны быть упомянуты следующие проблемы, какие правила существуют в обществе, когда и как они появились, всегда ли человек соблюдает правила, какие нарушения бывают и как общество может контролировать нарушения
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики должны ответить, что главным преимуществом людей являлась совместная деятельность. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики: должны сказать, что нормы позволяют обществу существовать и развиваться, что нормы позволили людям налаживать взаимоотношения друг с другом. 
    
    Ученики записывают в тетрадь роль норм в обществе и устно приводят примеры из жизни общества. Могут быть приведены следующие примеры: законы, которые существуют в обществе, правила дорожного движения, мораль, традиции обычаи. При этом учитель должен потребовать, чтобы были названы конкретные примеры (переход улицы на зеленый свет светофора и т.п.)
    
    
    
    Ученики записывают в тетрадь  понятия и определения к ним.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики должны прочитать материал учебника стр.176-179 используя маркировку текста 
    «+»- новое;
    «V» - знал.
    В ходе работы с текстом должны выделить причины отклонений и записать их в тетрадях
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики отвечают, что существуют различные отклонения, приводят примеры.
     Примеры: субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе ( Партия, правительство, .верующие, молодёжь, женщины, пенсионеры. С позиции верующего человека  непосещение церкви - девиация. В дворянском сословии было принято обращаться к друг другу по имени отчеству, обращение уменьшительными именами - девиация. Убийство на войне - подвиг, а в мирное время - преступление. В 60-70 гг 20 века в СССР учителя боролись с длинноволосыми учениками, усматривая в их причёсках подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В конце 80-х общество изменилось и длинные волосы из девиации стали нормой.
    Ученики рассматривают картинки, отвечают на вопрос.
    
    
    Ученики устно отвечают.
    
    
    
    Ученики должны сказать, что общество может либо заставить, либо поощрить человека соблюдать нормы.
    
    
    Ученики устно отвечают.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики в ходе обсуждения должны указать, что результатом этих отклонений становятся угрозы физическому и моральному здоровью человека, его собственности.
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики работая в группах, должны подготовить и высказать общественное мнение.
    Ученики определяют тип утверждений
    
    Ученики составляют синквейн
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики записывают домашнее задание, делятся впечатлениями, эмоциональным состоянием
    
    
    
    
    
    
    
    
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Задание  для экспертной группы№1
    
    Как вы относитесь к высказыванию английского историка
     Г. Т. Бакла (1821-1862): 
    «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? 
    Разъясните его на каком-либо примере.
    
    
    Задание для экспертной группы№2
    Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699)?
     «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность» 
    Аргументируйте свой ответ. 
    
    
     

    Автор(ы): Блеубаева А. М.

    Скачать: Обществознание 10кл - урок.doc
  • Конспект (Бисенова В. С.)

     Предмет: обществознание
    Класс:10
    Бисенова В.С. учитель истории и обществознания МОБУ «Полевая СОШ»
    
    УМК: учебник Обществознание  для учащихся 10 класса  Л.Н. Боголюбов, Ю.В.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др...- М.: Просвещение, 2013г.
    Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
    Задачи: 
    Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
    Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
    Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
    Тип урока: изучение новых знаний.
    Оборудование: раздаточный материал с текстом документов, статистические таблицы (см. Приложение 1, 2); материалы периодической печати: журналы “Эхо планеты”, “Аргументы и факты”.
    Ход урока.
    Актуализация. 
    1.Сегодня мы продолжаем работать по теме “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. Человек биосоциальное существо, его поведение определяют потребности: и биологические и социальные. 
    Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Делаю что хочу?”. Что ограничивает поведение человека?
    Действительно социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.
    “Библиотека детского сада”:
    Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, 
    Что такое хорошо и что такое плохо?... 
    У меня секретов нет, слушайте детишки.
    Папы этого ответ помещаю в книжке.
    Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, 
    Я такого не хочу даже вставить в книжку.
    Если мальчик чистит зубы……
    Этот мальчик очень милый поступает хорошо.
    О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?
    2. Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей.
    Прочтите. Какие заповеди на ваш взгляд важны, какие не существенны? Какие из них стали законами?
    Древний свод нравственных заповедей
    “Подарок молодым” (перевод с китайского)
    Что такое глупость?
    Глупо: 
    иметь деньги и не отдавать долги;
    знать за собой недостаток и не исправлять его;
    то и дело бранить чужие сочинения;
    Неумно: 
    за спиной человека говорить о его недостатках;
    забросить семью и предаваться пьянству;
    и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;
    обидеть и надеяться, что тебя простят;
    Бестактно: 
    входить без стука к людям;
    раскрывать чужие письма и документы;
    любоваться огнем на пожаре;
    глазеть на утопающего.
    3. Сравните мораль и право (по таблице дом. задания) Укажите общие и отличительные признаки.
    Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?
    Сообщение новых знаний.
    1. Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются. 
    Охарактеризуйте такое общество одним словом или словосочетанием.
    Законопослушное поведение называется конформистским.
    Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.
    2. Из рассказа учителя выделите признаки и виды отклоняющегося поведения.
    Девиантное поведение. Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы.
    Делинквентное поведение. Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный характер по отношению к законам.
    По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи.
    Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении: 
    1. Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
    2. Вступающие в брак отказались венчатся в церкви.
    3. Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
    4. Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
    5. Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.
    3. Обратимся к причинам отклоняющегося поведения. 
    По материалам учебника (стр. 46-47) составить схему 
    
    Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?
    4. Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
    Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.
    Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.
    По материалам ЕГЭ решить ситуативные задачи:
    1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
    А) формальные Б) неформальные 
    1. правительственная награда,
    2. комплимент,
    3. ученая степень,
    4. аплодисменты,
    5. улыбка,
    6. лестные отзывы,
    7. понижение в должности,
    8. клевета.
    2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
    А) позитивные Б) негативные 
    1. дружеская похвала.
    2. лишение специального права,
    3. фельетон,
    4. низложение с престола,
    5. штраф,
    6. вручение почетной грамоты.
    5. Порой, не смотря на все усилия общества, отклоняющееся поведение принимает массовые масштабы.
    Работа в парах. По материалам СМИ и статистическим таблицам пары учащихся представляют характеристику проявлений терроризма, хулиганства, коррупции, преступности среди несовершеннолетних. Из выступлений учащихся класс выбирает информацию по вопросу: 
    В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?
    Закрепление. 
    Вернемся к образу идеального общества. 
    Что сделать, чтобы к нему приблизиться? Как вы понимаете высказывание Монтескье: “Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов”. 
    Домашнее задание: 
    § 16. Вопрос для размышления: Всегда ли отклоняющееся поведение имеет отрицательные последствия? 
    
    
    
     

    Автор(ы): Бисенова В. С.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект (Бисенова В. С.).docx

Презентация к уроку