Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Мораль (Артыкбаева Ж. Т.)

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема: Мораль
    Цель: рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали; обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование:  учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.;презентация . Карточки с индивидуальными заданиями (перечень определе­ний морали для сравнительного анализа; моральные принципы Б. Франклина ), (таблица «Нормативно-ценност­ная система общества»).
    План изучения нового материала
    1. Мораль: испытание историей.
    2. Сущностные особенности морали.
    3. Тайна моральной нормы.
    4. Искусство нравственного совершенствования.
    
    Ход урока:
    
    I.Оргмомент
    Прием «Чистая доска»- общество, обшественные отношения, знание,познание,ощущение,восприятие,представление, суждение,умозаключение,коммуникация, деятельность,глобализация, человек,личность,социальная система,социальный институт, свобода,необходимость.
    II.Проверка д/з: документ стр.119-вопросы и задания к нему
    III.Новая тема:
    В этике — науке о морали — до сих пор ещё не сложилось единого толкования понятия «мораль», познакомьтесь с определениями морали и сравните их, выявив существенные признаки каждого из них,установите сходство и различия и на этой основе попытайтесь сформулировать свою характеристику существенных признаков морали :
    мораль есть сфера поступков человека, его позиции как системы главных и относительно постоянных отноше­ний к миру, к людям и к себе;
    мораль — система воззрений на жизненное назначе­ние челЬвека, охватывающая понятия добра и зла, спра­ведливости, совести, смысла жизни;
    мораль — это прежде всего определённого рода цен­ности и соответствующие им требования, направленные на гармонизацию различных интересов, а также решения и действия, оцениваемые под углом зрения этих ценностей и требований.
     - обратимся к таблице «Социаль­ные институты»  
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    - Почему мораль, в отличие от религии и права, не рас­полагает социальным институтом?
    -В чём заключается сила воздействия средств морали на людей? 
    -Как она взаимо­действует с такими социальными институтами, как поли­ция, суд, прокуратура?
    - Как люди в различные историче­ские периоды переживали оскорбления и клевету в свой адрес?
    - Как расценивали предательство? 
    -Как реагировали на презрение окружающих?
    - Как воспринимали нарушение
    - В истории человечества мораль, религия и право развивались в тесном взаимодействии.
    Зачитывается сокращённый вариант датируемого XXV в. до н. э. наставления древнешумерского мудреца Шуру паку:
    Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой... не пренебрегай...
    Что „скажу я, не переступай.
    Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...
    Не ручайся — да не будешь зависим...
    Не кради — себя не губи.
    В дом не врывайся, на жито чужое не зарься,
    Вор-то — лев, а схватил его — раб.
    Дитя моё, не соверши убийства!
    С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно...
    Слово не «арушай, твоё слово — основа...
    Краденым не прельщайся,
    Много прибыли не получишь...
    Пути чёрного не избирай, добро его — злое...
    Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь...
    Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай...
    К совету отца да будь внимателен...
    (Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология миро­вой правовой мысли. — Т. 1. — М., 1999. — С. 43—44)
    - Почему текст, созданный 27 веков назад, звучит так современно?
    - С какими памятниками мировой культуры его можно срав­нить? 
    Данный текст гораздо старше не только законов Моисеевых (примерно XII—X вв. до н. э.) с их Декалогом, но и законов Хаммурапи (XV в. до н. э.).
    Сравнить содер­жание двух исторических типов моральных заповедей.
      Десять заповедей, получен­ных Моисеем от Бога, а также  знаменитый памятник отечественной культуры — «Поучение» Владимира Мономаха. 
    - В чём совпадает содержание названных текстов? 
    -По каким основаниям можно различать их? 
    - Почему обращения отца к сыну (шумерский текст), Бога к «возлюбленному им народу» — евреям и завещание князя Владимира политическим наследникам очень похо­жи в своих основных рекомендациях и запретах?
    
    Работа с таблицей  (с. 114—115)  -  динамика  системы морального регулирования.
    Тип
    общества
    Первобытное
    общество
    Традиционное
    общество
    Индустриальное
    общество
    Информационное
    общество
    Интегрирующее
    Ритуал, обычай,
    Сословные
    Идеология
    Этический
    основание
    категорические
    традиции
    рациональной
    плюрализм
    общества
    требования
    
    стандартности
    
    
    группы
    
    
    
    Состояние
    Неразвитость
    Застойность,
    Динамизм,
    Стремительные
    производственных
    хозяйственной
    рутинность;
    подвижность;
    изменения,
    и хозяйственных
    деятельности
    сельская община,
    заводы, фабрики,
    инновации,
    связей;
    (охота,
    цехи, гильдии,
    фирмы,
    глобальные связи
    основные типы
    собирательство);
    мануфактура,
    фермерство,
    и взаимодействие;
    объединений
    род, община
    торговые
    отраслевая
    центр и периферия;
    в экономической
    
    объединения
    кооперация
    ТНК, концерны,
    сфере
    
    
    
    фирмы
    
    
    
    Приблизительная
    количественная
    характеристика
    социума.
    Характеристика
    социальных
    связей
    Несколько сот членов рода. Общность как единое целое; господство принципа «Делай, как я»
    Несколько сот тысяч. Сплочённость, неформальные связи,
    типичные виды
    деятельности,
    господство
    наследуемого
    опыта
    Несколько
    миллионов.
    Индивидуализм,
    формальные связи,
    отчуждение,
    новаторство,
    конкуренция
    Десятки и сотни миллионов. Виртуальные связи, сетевые структуры (социальные сети), высокая социальная мобильность
    Особенности
    морального
    регулирования
    Система запретов (табу), принцип талиона
    (кровная месть)
    Единство моральных норм, моральный закон верховенства общего блага
    Рациональность в
    ценностной сфере,
    релятивизм
    (неустойчивость,
    разнообразие)
    моральных
    стандартов
    Общественные
    нравы
    определяются
    преимущественно
    системной,
    рационально
    упорядоченной
    организацией
    общества
    (корпоративизм)
    Базовые ценности
    Узы родства
    Коллективный
    успех,
    благородство
    происхождения
    Свобода, прогресс, профессиональный успех,
    материальное
    благополучие
    Человек и его свобода, самореализация, плюрализм и универсальность прав человека
    Появление каждого нового типа морального регулирования не отбрасывало окончательно предшествующего, а ограничивало сферу его действия, определяя его применимость к новым вызовам. Поэтому, например, в информационном обществе в контексте этиче­ского плюрализма важную роль играют личностный успех, самореализация наряду с фундаментальными ценностями традиционного и индустриального обществ и общечелове­ческими ценностями.
    Понятие «моральное сознание»- самостоятельно стр. 124-126
    -кого можно считать нравственным человеком? 
    -сопо­ставьте  понятия «хороший человек» и «нравственный че­ловек». Почему один и тот же человек или поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
    Но мораль и не требует безупречных поступков. Она одо­бряет поступки добродетельные, справедливые, направлен­ные в результате свободного выбора на утверждение согла­сия в межличностном и социокультурном взаимодействии.
    Работа по карточкам.
    Учащимся раздаются карточки с описанием гипотетического портрета современного молодого человека: «уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой ра­боте, отвечающей его интересам, предприимчивый, успеш­ный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достиже­ния успеха в жизни, признающий эффективность, настой­чивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходи­мость коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм».
    -прокомментируйте  текст со своих нравственно-мировоззренческих позиций.
    - Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше? 
    -Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобя­зательной? 
    -Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личностном и групповом уровнях?
    IV.Закрепление 
    1) Рубрика  «Вопросы для самопроверки» стр.129
    В моральной практике значимы взаим­ность в человеческих отношениях и стремление к их со­вершенствованию.
    1) Знакомство с нравственной про­граммой Бенджамина Франклина — одного из выдающихся моралистов. Каждому из учащихся вручается карточка с перечнем добродетелей, которые способствовали нравст­венному становлению Франклина. Задание сводится к тому, что под каждой из тринадцати добродетелей учащийся ла­конично записывает своё толкование её смысла. По окон­чании работы производится сопоставление смыслов, вы­раженных учащимися, с теми, которые придавал доброде­телям сам Франклин. (Возможен другой вариант задания: учащимся предлагается, руководствуясь своими морально- этическими представлениями, выделить из предложенного списка наиболее значимые для современного человека ка­чества с последующим обоснованием выбора.)
    Вот названия добродетелей с их наставлениями:
    1. Умеренность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.
    2. Молчаливость. Говори только то, что может послужить на пользу тебе или другому.
    3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет своё место; пусть для каждого твоего дела будет своё время.
    4. Решительность. Решай делать то, что должно, а то, что решил, выполняй неуклонно.
    5. Бережливость. Трать деньги только на то, что приносит пользу другим или тебе самому, т. е. не будь расточительным.
    6. Трудолюбие. Не теряй времени попусту; будь всегда занят чем-то полезным; отменяй все необязательные дела.
    7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы, а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
    8. Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.
    9. Сдержанность. Избегай крайности; сдерживай, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливости.
    10. Чистоплотность. Держи своё тело в чистоте; соблюдай опрятность в одежде и в жилище.
    11. Спокойствие. Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
    12. Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или продления рода; не допускай, чтобы она привела тебя к отупению или к слабости, лишила душевного покоя, бро­сила тень на доброе имя твоё или на чьё-либо ещё.
    13. Смирение. Следуй примеру Иисуса и Сократа.
    Отмечается, что участие в работе над заданием помогло каждому лучше понять себя и задуматься над тем, что вы­полнение этих очень простых на первый взгляд правил по­зволит на практике становиться подлинно нравственными.
    Домашнее задание
    Учебник, § 12. Вопросы для самопроверки.
    Заполнить часть таблицы «Нормативно-ценностная си­стема общества» (мораль).
    Написать (по выбору) эссе «Как я понимаю мораль» или реферат «Нравственность — это Правда» (по расска­зам В. М. Шукшина «Горе», «Обида», «Критики
    Дополнительное задание для желающих: опишите из­вестный вам нравственный поступок, совершённый в вашем  районе, посёлке, в последние два-три года, затро­нувший ваши нравственные чувства.
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx