Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Наука и образование

Текст урока

  • Конспект

     Артыкбаева Ж.Т. учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
    
    Тема: «Наука и образование»
    1) Цель: углубить представления учащихся о науке и образо­вании как социальных институтах, раскрыть их функции; показать особенности современного этапа развития науки и образования;
    Тип урока: комбинированный 
    Оборудование: учебник 10 класс,базовый уровень, Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский;
    Цитата А. Эйнштейна для демонстрации на экране; тексты с заданиями и статистические данные в качестве раздаточного ма­териала.
    План изучения нового материала
    1. Наука и её функции в обществе.
    2. Современная наука.
    3. Этика науки.
    4. Образование в современном обществе.
    5. Образование как система.
    
    Ход урока
    
    
    I. Оргмомент
    II. Проверка д\з 1) задания стр.130;  2) эссе 
     III. Новая тема: 
    - назовите признаки научного познания
    -назовите области науки,её роль в развитии общества 
    - сущность и значение образования для развития личности и общества
    - объясните  связь науки и образования.
     В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни.
    
    1) Работа с текстом учебника стр. 131
      Найдите  в тексте и выпишите  различные значения понятия «наука»,   конкрети­зировать примерами каждое из значений.
    2) Функции науки: схема стр.132
    Результаты работы по данному пункту плана   оформить  в виде таблицы.
    Функция
    Сущность
    Примеры
    Познавательно­
    прогностическая
    
    
    Культурно­
    мировоззренческая
    
    
    Социально­
    производственная
    
    
    
    3) Давайте порассуждаем о том, правомерно ли противопостав­лять науку и религию, являются ли научная и религиоз­ная картина мира взаимоисключающими.
    (слайд 3) А. Эйнштейн : «Самое прекрасное и глу­бокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья кра­сота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвен­ного слабого отзвука, — это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумле­нием строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего».
    4) 
    - Выполнить задание 4 стр.141,объясните практический вывод ( стр.139)
     - Найдите  характеристики современной науки.
    Интеграция  и дифференциация  научного знания.
    5) Соотношение науки и паранауки – рассмотрение вопроса с привлечением до­полнительного материала:
    Социологическая служба «Левада-центр» на протяже­нии ряда лет изучала верования россиян. Результаты неко­торых опросов приведены ниже:
    Ответы на вопрос «Верите ли вы...?»
    (в процентах от общего числа опрошенных — 1600 чел.)
    
    в приметы
    в вещие сны
    в предсказания астрологов
    в то, что на Земле появляются инопланетяне
    в вечную жизнь
    2000 г.
    57
    51
    33
    31
    21
    2006 г.
    54
    42
    29
    22
    16
    2013 г.
    52
    43
    28
    26
    17
    
    Задания: 1) Сделайте выводы об отношении россиян к паранауке. Изменилось ли их отношение в 2013 г. в срав­нении с 2000 и 2006 гг.?
    
    6) Проблемы научной этики –групповая работа : проанализируйте некоторые тре­бования научной этики. Заполните следующую таблицу:
    Требование
    Чем объясняется это требование? Почему важно его соблюдать?
    Учёный должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем с обычных людей
    
    
    Требование
    Чем объясняется это требование? Почему важно его соблюдать?
    Нацеленность на поиск нового знания и его честного, полного обоснования без подлогов, погони за дешёвой сенсацией, плагиата
    
    Высокая социальная
    ответственность
    и за результаты своих
    исследований,
    и в ещё большей степени
    за их практическое
    использование
    
    
     
     IV. Закрепление 
    -  Выявите  отличительные черты со­временного образования и конкретизируйте  их примерами из школьной жизни и деятельности известных ор­ганизаций профессионального и дополнительного образова­ния.
    - Почему в современном обществе необходимо не­прерывное образование? 
    -Какие возможности для этого пре­доставляет система образования? 
    -Как связаны обучение на протяжении всей жизни и самообразование? 
    Информация:
    В развитых странах реализуется принцип обучения на про­тяжении всей жизни .Выделены следующие на­правления такого обучения:
    ^ обучение для того, чтобы знать (академические знания и развивающие программы);
    ^ обучение для того, чтобы делать (профессиональные знания в самых разных сферах, а также знание компьютера, управлен­ческая подготовка и т. п.);
    ^обучение для того, чтобы жить вместе (приобретение соци­альных навыков, изучение иностранных языков и культуры);
    ^ обучение для того, чтобы быть (развитие творческих спо­собностей, занятия спортом и т. п.).
    -Какой должна быть современная школа или,   какова оптималь­ная для России система образования?
    
    V. Домашнее задание
    Учебник, § 13. Вопросы для самопроверки и работа с документом. 
    (По желанию) составить развёрнутый комментарий к цитате А. Маслоу, приведённой в рубрике «Мысли мудрых». 
    
     

    Автор(ы): Артыкбаева Ж. Т.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку