Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Искусство (Кириченко А. Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     Тема « Искусство»
    Кириченко А.Ф. учитель истории и обществознания МОАУ «Домбаровская СОШ № 2»
    Тип урока: изучение нового материала.
    Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, проектный.
    Оборудование: учебник «Обществознание. 10 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова (базовый уровень), словарь русского языка С.И. Ожегова, фотография солдата (из журнала «Родина»), сообщения учащихся о направлениях в современном изобразительном искусстве, дидактические материалы (извлечения из работ Ерасова Б.В., Лихачева Д.С.)
    Духовная культура, искусство- сегодня эти понятия не так часто употребляемые, используемые в нашей жизни, как хотелось бы. У всех нас есть духовная жизнь. А что относят к духовной жизни личности, или как говорят, к духовному миру личности? (Знания, веру, потребности, способности и стремления людей, сферу человеческих эмоций и переживаний, освоение культуры.)
    Важнейшую роль в формировании общечеловеческой культуры играет искусство, что является темой нашего урока. Запишите название ее в тетрадь.
    Ход урока.
    На доске представлен эпиграф, прочитайте его, пожалуйста :
    «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет; отдельный индивид лично для себя может по-разному оценивать его значение, но никто не может сказать о художественно совершенном произведении, что его «превзошло» другое произведение, в равной мере совершенное.
    Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10-20-40 лет»
    М. Вебер, (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист.
    -Отталкиваясь от слов М.Вебера, а также , прочитав подзаголовки к § 11 «Искусство и духовная жизнь», давайте вместе определим цели урока.
    - Мы должны дать определение искусству, охарактеризовать его особенности, как вида культуры и духовной жизни общества, рассмотреть несколько видов современного искусства.
    Молодцы. Какие умения мы будем продолжать развивать на уроке, разбирая новую тему?
    - Умение работать с различными источниками информации: учебником, словарем, документами. Умение логически мыслить, формулировать определения, умение бегло читать, анализировать, обобщать, делать выводы
    Молодцы! Какие качества, чувства мы будем развивать, обращаясь к произведениям искусства?
    -чувство прекрасного, сопереживания или наслаждения, стремление совершенствовать себя, развивать свой кругозор, познавать окружающий мир.
    Молодцы, ребята. Определив совместно цели урока, мы переходим к формулировке определения искусство. Для выполнения этого задания каждому учащемуся надо определиться с выбором его. Итак, задания на выбор: 1-любящим размышлять и обобщать –надо постараться дать свое определение искусства; 2- найти в словаре русского языка и зачитать нам представленные определения искусства, затем назвать то, с которым мы будем работать на роке. 3 задание: найти в учебнике определение искусства. Кто раньше справится с выполненной работой , поднимите руки…
    Поработав с текстами, учащиеся отвечают :
    1-Искусство –это область культуры, а значит и духовной жизни личности, охватывающая музыку, живопись, литературу, балет, кино, архитектуру, скульптуру, театр. Искусство отражает жизнь и воспитывает человека.
    2- В словаре Ожегова даны следующие определения искусства: «Искусство- 1). Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2). Умение, мастерство, знание дела. 3). Самое дело, требующее такого умения, мастерства». На уроке мы, возможно, будем разбирать первое понятие искусства, как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
    3- В учебнике на странице 113 даны два определения понятия искусства: «Это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах- живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами.»
    Молодцы, ребята. Вы все хорошо справились со своими заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства –фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами. Вы видите фотографию солдата (на доске)  , представленную в одном из номеров журнала «Родина» за 1999 год. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии?
    -Он хотел показать войну в образе солдата.
    Войну вымышленную или нет, свой ответ аргументируйте.
    -Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам.
    Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию?
    -Война –это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души.
    - Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника : «Искусство- это особый способ познания и отражения жизни, со своими законами и средствами» , и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу..
    После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное.
    На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом . Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.
    Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.
    Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали многие отличительные черты искусства.
    А теперь, разбившись на две группы, и поработав с различными источниками информации, постараемся четко назвать черты искусства, отличающие его от других составных духовной жизни общества, например науки.
    Задания на выбор. Первое: ознакомившись методом беглого чтения с текстом пункта учебника «Особенности искусства», продиктовать их учащимся для записи в тетради. Второе задание сложнее: работа с извлечением из текста Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и ответы на вопросы, которые также помогут нам определить особенности искусства, его отличительные черты.
    Д.С. Лихачев (1906-1999) литературовед, академик Российской академии наук.
    …Жизнь- самая большая ценность какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»,-это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
    Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
    …Богатства, которые дает человеку понимание произведений искусства, невозможно отнять у человека, и они всюду, их надо только увидеть.Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее
    Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться- учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад- в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открыться другим.
    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном /Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .
    Вопросы : 1. Назовите главные мысли фрагмента. 2.Как вы понимаете выражение «..Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека?» 3. Что такое доброта? В чем вы видите связь понимания искусства и доброты? 4 Как вы думаете служит ли понимание искусства радостям общения?
    После работы учащихся с текстами, заслушиваются ответы :
    Особенности искусства: чувственное восприятие, субъективизм искусства, образность, законченность авторского произведения, индивидуальное его восприятие. (Диктуя ученикам особенности искусства, учащийся сам также записывает их)
    В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течении всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.
    Молодцы ребята. А теперь перейдем к следующей форме работы, послушаем подготовленные вами сообщения о современных направлениях в изобразительном искусстве к которым можно отнести: абстракционизм, футуризм, авангард, минимализм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, гиперреализм, неопластицизм, реди -мейд, примитивизм, нет-арт, граффити.
    С большинством данных направлений вы познакомились в курсе всеобщей истории, при изучении темы «Искусство ХХ века». Сейчас нам ребята представят рассказ о наиболее новых течениях изобразительного искусства.
    -Нет-арт ( Net Art- от анг. Net сеть, art-искусство). (Иллюстрация на доске) Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А. Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арт, не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают, по крайней мере три этапа развития Нет-арт, возникшего в 80-90 г.г. ХХ века. Первый, когда начинающие художники сети создали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети. Появилась первая сетевая литература. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Главной особенностью Нерт-арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, коммуникационность. Учитывая всеобщую компьютеризацию, представляется, что Нет-арт имеет большое будущее.
    Граффити (иллюстрация на доске) (graffiti- в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал.graffiare –царапать). Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской . Отсюда другое название –«пульверизаторное искусство» -Spray –art. Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е годы на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы. Поэтому в первых граффити появились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства. А самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х годов сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (Crash, Nok 167,Futura 2000, Lee, Seen, Dase). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения 137 сохраненных остатков стены теперь расписаны с обеих сторон. Граффити – это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Тематика изображений бывает социально-заостренной, но чаще повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому разные, но, как правило, из сферы массовой культуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной пост культуры.
    Сегодня очень популярным направлением на Западе, да и у нас тоже становится сюрреализм, переживший несколько кризисов, пересекаясь с пост и транс авангардом, вошел в качестве основной части в постмодернизм. Сюрреализм космополитическое течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной степени способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели: писатели Андре Бретон, Луи Арагон, художники Сальвадор Дали, Хуан Миро и многие другие. Сюрреалисты намеривались предложить людям новый способ сознания (Ален и Одет Вирмо). Андре Бретон считал, что жизнеспособное искусство можно возродить, если высвободить подсознание, которое выражало бы потаенные желания и потребности всех людей; для постижения этого искусства достаточно было восприимчивости и детской непосредственности. На возникновение сюрреализма повлияла философия интуитивизма А. Бергсона и теория психоанализа Э. Фрейда. Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствия принципиального различия между здоровыми и психически больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для художественного сюрреалистического творчества, ввиду полного отсутствия в этом состоянии контроля со стороны разума. Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью- они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, -«дремлющие в нас чудовища», также запретные, темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и «темными силами», провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства. Основной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство( на доске картина С. Дали «Постоянство времени»). В эту область сюрреалисты включают не только живопись, но и сравнительно недавние «нововведения» кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи ( от франц. –клеить), фроттажи ( от франц. –тереть) реди-мейд ( от английского –готовый; предметы изъятые из среды функционирования и выставленные в качестве произведений искусства).
    Итак, мы с вами на уроке говорили об искусстве. Современные направления в искусстве вызывают неоднозначные оценки зрителей, но это все же явления в искусстве, и они имеют свое право на жизнь. Давайте подведем итоги, сделаем вывод, что необходимо вам, как формирующимся личностям взять из сегодняшнего урока в жизнь.
    То, что искусство играет большую роль в жизни человека, делая ее интересной, насыщенной, осмысленной . И нам, чтобы быть интересными людьми, собеседниками необходимо регулярно посещать выставки, музеи, театры, концерты.
    Мы живем далеко от культурных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, но нам сегодня большие возможности в этом плане представляют СМИ, телевидение, Интернет.
    Для того, чтобы понимать произведения искусства необходима эстетическая культура, которую надо постоянно развивать.
    В наше время нельзя быть хорошим специалистом ни в какой области без определенных познаний в искусстве.
    Вы сделали правильные выводы, ребята. Очень важно в жизни вам придерживаться их. Искусство делает жизнь богаче, насыщеннее, интереснее, формирует человека, как разностороннюю личность. Способствует установлению гуманных отношений, утверждению общечеловеческих ценностей.
    Домашнее задание: § 11,на выбор: 1. Подготовить сообщения на тему «Культурные учреждения нашего города»,2. Используя материалы периодической печати, подготовить проект (можно коллективный) о культурной жизни в современной России.
    
     

    Автор(ы): Кириченко А. Ф.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx