Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Социальная структура и социальные отношения (Кириченко А. Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     Тема урока«Социальная структура и социальные отношения».
    Обществознание, 10 класс (2 часа)
    Кириченко А.Ф. учитель истории и обществознания МОАУ «Домбаровская СОШ № 2»
    Цели и задачи: 1) Направленные на познание(образовательные):содействовать формированию умений различать виды социальной стратификации, социальной мобильности, понимать, какие со­циальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека,  объяснять тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) Направленные на способности (развивающие): развитие умения осуществлять комп­лексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) Направленные на общение (воспитательные): создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления личной заинтересованности при выслушивании высказывания каждого, умения работать в микрогруппе, формирование критического  отношения к проблемам социального неравенства.
    Оборудование: схемы, пакет документов, мультимедийная презентация  в программе Notebook
    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
    Ход урока
    Целеполагание, стимулирующее начало, мотивация деятельности.
    Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на празд­ник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих ве­ликолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презритель­но морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья.
    Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжал набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится ни ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».
    О чем Притча?
    Что же представляют собой социальные отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам - об этиx и иных  вопросах и пойдет речь на нашем уроке.
    Тема  урока: «Социальная структура и социальные отношения».
    План урока
    I. Социальная общность и социальная группа.
    2.Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
    3. Социальная мобильность и социальные «лифты».
    4. Социальные интересы. 4) Каковы отрицательные последствия нарушения пропорций в распределении результатов труда?
    1. Работа по теме урока.
    - Что такое социум!
    - Что такое социальная общность?
    Социальная общность - относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми черта­ми условий и образа жизни, массового сознания, общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
    Общности не создаются сознательно, людьми, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.
    -  Приведите примеры видов общностей (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа; нации, народности; семья, род, племя).
    - Как возникли данные общности?
    - Что объединяет эти общности?
    - Что такое группа?
    
    
    
    
    
    
    
    
    Группа - относительно устойчивая совокупность людей, име­ющих общие интересы, ценности и нормы поведения.                             Группы   
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Под социальной группойпонимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих обществен­но необходимую функцию в общей структуре общественного раз­деления труда и деятельности.
    - Какова классификация групп?
    Классификация групп
    I. По численности:
    а) большие (этнические, религиозные);
    б) малые (до 30 человек).
    II. По характеру взаимоотношений:
    а) первичные (семья, класс, студенческая группа);
    б) вторичные (трудовой коллектив).
    III. По способу организации и регулирования взаимодействия:
    а) формальные (юридически оформленные);
    б) неформальные.
    IV.  Условные группы - произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку.
    V.  Реальные группы - такие объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, при­знаков и в которых люди осознают свою принадлежность к группе.
    Признаки:
    1. Пол.
    2. доход.
    3. Национальность.
    4. Возраст.
    5. Родство и брак.
    6. Профессия.
    7. Место жительства.
    IV. По типу идентификации’:
    а) группы членства;
    б) референтные группы (индивид может не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим эталоном);
    в) ингруппы (группа, к которой индивид принадлежит, идентифицирует себя с ней и определяет ее как «свою»);
    г) аутгруппы (группы, которые индивид считает чужими);
    Квазигруппа — слабо организованное, неустойчивое, кратковременное объединение людей случайного состава (толпа, публика в театре).
    Статусные группы — возникают на основе социального неравенства и играют важную роль при определении социального положения, статуса личности.
    Номинальные группы — их выделяют для статистического учета населения:
    а) пассажиры пригородных поездов, автобусов;
    б) состоящие на учете в милиции;
    в) бездетные, многодетные, малодетные;
    г) имеющие постоянную или временную прописку;
    д) имеющие двойное гражданство;
    е) проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.
    Агрегатные группы совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, публика). «Агрегат» — случайное скопление людей.Работа в группах.
    Общность — совокупность людей, характеризующаяся какими- либо едиными признаками (интерес, условия жизни и дёятельности, близость взглядов, общая вера...)
    1.Общности:
    этнические  территориальные   религиозные
    
    2.Общности
    Устойчивые (этнические, территориальные) Неустойчивые (массовые движения, аудитория, толпа) 
       3.Общности
    
    Массовые социальные общности                           Социальные группы (стабильные,
    (дисперсные образования с неоп-                              сплоченные, более.
    ределенном составом, часто не-                                    однородные по своему 
    устойчивы, изменчивы, имеют                                        социальному составу)
    разнородный социальный состав)
    Особой общностью (самостоятельной единицей) является территориальная общность (ТО) — совокупность людей, живущих на одной хозяйственно освоенной территории.
    Задание: Изучив виды общностей (схемы выше), объяснить каждый вид. Приведите примеры.
    В каждом обществе существует социальное неравенство.
    — Каковы причины социального неравенства?
    Факт наличия социального неравенства означает, что люди группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста.
    — Какие виды неравенства вам известны? (Половое, возрастное,, национально-этническое, религиозное, политическое, экономическое, культурное, образовательное).
    Предпосылки социального неравенства
    1) неравенство способностей и возможностей;
    2) ограниченность ресурсов общества.
    Социальное неравенство — складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями населения.
    Социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации).
    Стратификация (лат.stratum— слой, пласт и facere— делать) — процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.
    Страта — совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти или престижу.
    — Какими ценностями руководствуются люди, которые играют определенную роль в социальной стратификации?      (власть, собственность, престиж).
    Основные категории социальной стратификации
    1) Социальный слой — большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления.
    Социальный слой — социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества — доходам, престижу, уровню образования, культуры и т. п.
    Социальный слой — это множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации.
    2) Социальный класс — большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
    2. Социальная стратификация
    Как вы думаете, что значит процесс взросления в обществе? (После обсуждения на доске появляется схема.)
    Что значит процесс взросления в обществе?
    
    Процесс накопления знаний об
    отличии людей
    друг от друга                отличии людей   как социальных типов   
    
    
    отличии в личных 
    качествах
    принадлежности  к определенной  группе
    Итак, мы выяснили, что общество состоит из различных групп. Деление же общества на группы называют социальной дифференциацией.Как вы думаете, дифференциация свойственна любому обществу? Чтобы ответить на этот вопрос, разобьемся на группы и выполним следующее задание: представим данные общества с  точки зрения социальной дифференциации.
    Первая группа представляет первобытное общество.
    Вторая группа представляет рабовладельческое общество.
    Третья группа представляет феодальное общество.
    Четвертая группа представляет капиталистическое общество.
    Рассматривая структуру представленных обществ, к каким выводам вы пришли? (Примерный ответ. Перед вами схема средневекового общества. Прокомментируйте ее с точки зрения социальной дифференциации.
    Вспомните и назовите причины возникновения неравенства. Ответы. (1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.). Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, который обсуждает проблему неравенства. На ваше обсуждение вынесена следующая точка зрения - современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества показывает, что неравенство необходимо для достижения некоего Идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».  
    Задание:  Разделитесь на две группы: критики и позитивисты, обсудите проблему неравномерного распределения  богатства между людьми, приведите аргументы в защиту своей позиции.
    (По ходу обсуждения на доске выстраивается схема.)
    
    
    Устранимо ли неравенство? Надо ли к этому стремиться?
    Выскажите свое мнение, подкрепив его аргументами.  Итак, человечество с древних времен задумывалось над этими проблемами. И пути их решения не были однозначными.
    Задание. Послушайте, как философы пытались решить проблему неравенства. Сравните приводимые мнения и выработайте свой взгляд на проблему.
    1. Марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как яркого проявления социальной несправедливости. Чтобы решить эту 
    задачу, необходимо ликвидировать частную собственность на средства производства.
    2. В других теориях социальное расслоение - зло. Но люди должны принимать такое положение как неизбежность.
    3. Те, кто расценивает неравенство как положительное явление, считают, что его уничтожение приведет к гибели общества. Процессы социального расслоения необходимо регулировать с помощью государства.
    Принято различать следующие виды социальной стратифи­кации:
    •   экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
    •   политическая стратификация (деление общества на управ­ляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
    •   профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).
    2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов
    Рассмотрим несколько критериев деления общества.
    Разбившись на три группы, работая с текстами, ответьте на вопросы и пред­ставьте модели деления общества наглядно.
     (дополнительный материал).
    Социальная структура по К. Марксу
    Главная форма социальной стратификации -общественный класс.
    Главный классообразующий признак – отношения собственности на средства производства.
    
    Класс, имеющий                                            Класс, не обладающий
    собственность                                                     собственностью
    
    
    Современная эпоха по К. Марксу
    Пролетариат                                  Буржуазия                                            
    
    
    Выводы
    1. Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.
    2. Маркс не отрицал некоего субъективного измерения данного процесса - классового сознания.
    3. Важнейшая задача революционеров - показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.
    4. Структура общества по Марксу выглядит одномерной и упро­щенной, хотя логично объясняет социальные отношения.
    Презентация работы второй группы
    Социальная структура по М. Веберу
    1. Выделил в социальной структуре классы.
    2. Главный критерий - богатство, т. е. накопленный доход.
    3. Люди одного класса имеют одинаковые жизненные шансы на получение благ.
    4. Для каждого человека он выделяет статусные группы: касты, сословия, бюрократию.
    Критерии выделения статусных групп:
    •   этническая принадлежность;
    •   территориальная общность;
    •   религиозные взгляды;
    •   общность профессии;
    •   престиж.
    Тип стратификации, основанный на власти
    
    
    Политический класс, элита        Группы, лишенные власти
    Выводы
    I.Веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критериях: собственности, престиже, власти.
    2. Его модель более многомерна, чем у Маркса, дает возмож­ность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни.
    3. Слабым звеном является проблема связи между его тремя критериями, а значит, между видами социальных различий.
    Презентация работы третьей группы
    Социальная стратификация с точки зрения современных социологов
    Марксистская теория устарела, в современном обществе она не работает.
    _Почему?
    
    
    В обществе широкое             Отношения собственности
    акционирование размыты
    
    
    
    Новые теории социальной стратификации
    Р. ДарендорфБ. Барбер
    Основной критерий:            Основные критерии:
    понятие «авторитет»            1) престиж, профессия, власть;
                                                      2) доход или богатство;
    общество делится на                3) образование или знания;
    управляющих4) религиозная чистота;
    и   управляемых                          5) положение родственников;
                                                          6) этническая принадлежность
    Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы
    можем выделить следующие критерии выделения социальных групп,  которые используются в том или другом случае.
    
    
    
    Страты различаются:
    
    Классы различаются:
    
    • по уровню доходов;
    • основным чертам образа жизни;
    • включенности во властные структуры;
    • отношениям собственности;
    • социальному престижу;
    • самооценке своей позиции в об­ществе.
    
    • по месту в системе обществен­ного производства;
    • отношению к средствам произ­водства;
    • роли в общественной организа­ции труда;
    • по способам и размерам полу­чаемого богатства.
    
    3. Социальная мобильность и социальные «лифты»
    Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называетсясоциальная мобильность.
    Тема социальных перемещений интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - любимый сюжет народных сказок: хитромудрый нищий становится богачом, бедный принц - королем, а замарашка Золушка выходит замуж за красавца принца. Каждый из нас, следовательно, может быть отнесен к определенной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной струк­туре. А возможно ли изменение этого места? Как оно происходит? Ответы на эти вопросы и дает теория социальной мобильности.
    Самостоятельно работая с  дополнительным материалом, ответьте на предлагаемые вопросы. 
    Классификация мобильности
    Существуют два основных вида социальной мобильности - межпо­коленная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
    Межпоколенная мобильностьпредполагает, что дети достигают более, высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.
    Внутрипоколеннаямобильностьимеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
    Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй -к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.
    Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.
    В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).
    Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - нисходящей.
    Горизонтальная мобильностьподразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
    Примером служат перемещение из православной в католическую
    религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географичекая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.
    Если  к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая  мобильность превращается в миграцию.Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительство и нашел здесь работу, то это уже миграция (он поменял профессию).
    Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным  критериям. Так, например, различают:
    •   индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других;
    •   групповую мобильность, когда перемещения происходят коллектив­но, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.
    Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус?
    Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существен­ных различий нет) социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнобор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К не­добровольной организованной мобильности можно отнести репатриа­цию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.
    От организованной мобильности надо отличать структурную мобиль­ность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит  помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В1950-1970-е гг. в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.
                                       Групповая мобильность
    Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Например, Октябрьская революция привела к возвышению больше­виков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились. Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:
    1. социальные революции и иностранные интервенции;
    2. нашествия;
    3. межгосударственные войны;
    4. гражданские войны;
    5. военные перевороты;
    6. смена политических режимов;
    7. замена старой конституции новой;
    8. крестьянские восстания.
    Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.
    Индивидуальная мобильность
    К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяю­щим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:
    1. социальный статус семьи;
    2. уровень образования;
    3. национальность;
    4. физические и умственные способности, внешние данные;
    5. воспитание;
    6. место жительства;
    7. выгодный брак.
    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.
    Вопросы
    1. Что такое социальная мобильность?
    2. Назовите и охарактеризуйте два основных вида социальной мобильности.
    3. Назовите типы социальной мобильности.
    4. Что подразумевает горизонтальная мобильность?
    5. Что подразумевает вертикальная мобильность?
    6. Назовите причины групповой и индивидуальной мобильности.
    7. Приведите примеры закрытого и открытого обществ. Как обстоит дело с социальной мобильностью в каждом из них?
    8. Как вы считаете, существовали ли в истории абсолютно за­крытые (лишенные вертикальной социальной мобильности) и абсолютно открытые (где восхождение было бы полностью
    свободным) общества? Возможно ли существование таких обществ в принципе? Позицию аргументируйте.
    9.Какие обстоятельства ускоряют процесс социальной мобильности?
    10. Назовите и охарактеризуйте пути перемещения людей из од­ном группы в другую.
    11. Какой из них вам кажется наиболее предпочтительным?  Почему?
    12. Какими социальными лифтами вы собираетесь пользоваться, чтобы добиться жизненного успеха?
    
    
    
     4. Люмпены и маргиналы.
    Kаквы думаете, что объединяет люмпенов и маргиналов? ( Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социалъной структуры общества.) Разбившись на две творческие группы и работая с текстами «нарисуйте» портреты люмпенов (первая группа) и маргиналов (вторая группа). Свою работу группы должны презентовать.
    Презентация работы первой группы
    
    Люмпены - в переводе «лохмотья» ■   
    КТО?
                             Люди, опустившиеся на дно жизни
    
                  Бродяги                     Нищие                      Бомжи
    
     В чем опасность для общества?
    
    
    Питательная среда для экстремистских организаций
    Маргинал - в переводе «находящийся на краю»
    КТО?
    Группы, занимающие промежуточное положение между                         
    устойчивыми общностями 
    Каналы маргинализации:
    
    
    Войны           Революции Миграции Стихийные бедствия
    
    
                                 В чем опасность для общества?
    Эти слои стремятся к «твердой руке»,
    создают базу для антидемократических режимов
    Исключения:
    нередко выходцы из этих групп предприимчивы и успешны в профессии.
    
    5. Тенденции в развитии социальных отношений
    Представьте себя в роли исследователей. Вам необходимо, ра­ботая с текстом, выделить основные тенденции в раз­витии социальных отношений.
    (После проверки задания учащиеся делают записи в тетради.) Тенденции в развитии социальных отношений
    •   Социальная структура подвержена изменениям.
    •   Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
    •   Высокой социальной динамикой отличаются общества, всту­пившие в эпоху индустриализации и модернизации.
    •   В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
    •   Сокращается промышленный рабочий класс.
    •   Сокращается численность самостоятельных крестьян (фер­меров).
    •   Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифици­рованного умственного труда.
    •   Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
    •   Государство оказывает определенное регулирующее воздей­ствие на социальные отношения.
    
     

    Автор(ы): Кириченко А. Ф.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx