Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Демографическая политика (Карпова Л.П.)

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока
    «Демографическая политика»
    
    
    Название предмета: обществознание (включая экономику и право)
    Класс: 11 
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово» 2012 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Демографическая политика» 
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы раздела: 10
    Место урока в системе уроков по теме раздела: 7
    Цель урока: Познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства.
    Задачи урока:
          - ознакомить с демографическими проблемами в современной России;
          - выявить основные тенденции преодоления демографического кризиса в России, решение проблемы неполных семей;
          - развивать умения осуществлять комплексный поиск информации;
          - формировать навыки критического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, находить факты и уметь их аргументировать;
           - развивать умения рационально решать поставленные проблемы;
           - воспитывать неравнодушное отношение к демографическим проблемам современного общества.
    Планируемые результаты (предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
    Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
    Метапредметные результаты
    Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.
    Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.
    Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор. 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    тесты, презентация, кейсы (тексты 1, 2, 3), листы ватмана, маркеры, газеты, журналы ножницы.
    
    
    Образовательные ресурсы:
    
          1.  Обществознание учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений базовый уровень А.И. Кравченко, Е.А. Певцова М. «Русское слово» 2012 
    2. Обществознание: учебник  для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
         3. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010.
    
    
    Содержание урока
    Вводная часть
    I. Мотивационный блок. Постановка учебной задачи.
    Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему (слайд 1, 2). Учащиеся по слайду определяют тему урока.
    «Демографическая политика в современной России».
    На уроке мы попытаемся проанализировать несколько кейсов (текстов) и выработаем совместное решение по данным проблемам.
    
    Учитель озвучивает или совместно с учениками формулирует ожидаемые результаты деятельности по кейсам, устанавливает правила работы, определяет роли, напоминает о системе оценивания презентаций.
    
    Основная часть
    II. Проблемно-информационный блок (этап организации совместной деятельности).
    Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием представителей других групп. Учитель организует и направляет общую деятельность групп.
    1. Тенденции развития семьи в современной России.
    Как вы считаете, с какими трудностями столкнулась семья в нашем обществе? ( семья и семейные ценности находятся в состоянии кризиса)
    Каковы тенденции современной семьи? (самостоятельная работа. Учебник § 7, тенденции развития семьи в современной России.)
    Вам предлагается для работы в группе кейс №1, обратите внимание на алгоритм работы с кейсом. Время на обсуждение – 5 минут. Грамотно распределите обязанности в группе, активно участвуйте в обсуждении. Каждая группа выступает по каждому вопросу.
    
    Кейс №1
    Растили себе на радость
       Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру. «Я женюсь, - весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против» Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» - пролепетала мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, - догадался отец. – Но ведь тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок», - всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, - мгновенно ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю». 
                                                                                                (По П. Кудлаеву)
    1) Как вы думаете, почему текст так называется?
    2) Согласны ли вы с решением, которое принял сын?
    3) Какой выход в данной ситуации видите вы?
    -  Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту?
    - Итак. Мы с вами выделили одну проблему: проблему ранних браков и отсутствие помощи молодой семье.
    
    2. Проблема неполных семей.
    - Давайте вспомним, какие семьи называются неполными. Какие проблемы они испытывают? (материальные проблемы, недостаток полноценного общения, неполная социализация и т.д).
    
    - Я предлагаю вам для обсуждения кейс №2. Время на обсуждение -  5 минут.
    
    Кейс №2
    Воспитывал ребёнка, сажая в подвал
    
       В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребёнком. Обвиняемым по делу проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.
       В апреле 2012 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако родитель встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она не медленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подполье, а чтобы она не выбралась из заточения, забил выход гвоздями и поставил сверху бак с водой.
       Следствие установило, что ребёнок просидел в подполье около часа, после чего отец «сжалился» и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала о происшествии бабушке и маме, а те написали заявление в полицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.
                                               (По материалам газеты «Моя семья»)
    1) Как вы считаете, справедливо ли был наказан отец девочки?
    2) Какие методы воспитания не должны применяться к детям?
    3) Как вы думаете, почему в нашем обществе растёт количество случаев жестокого обращения с детьми? Кто и как должен с этим бороться?
    
    Печальная статистика: увеличение случаев жестокого обращения с детьми.
    
    3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
    - Как выглядит современная демографическая ситуация в России? Слайд №3
    (Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину»)
    1) Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.)
    - Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 2-3)
    2) сокращение трудоспособного населения. (учебник,§ 7. Современная демографическая ситуация в РФ.)   Презентация
    3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.
    4) Инфантилизация подрастающего поколения.
    
    - Есть ли выход из этой ситуации? Я предлагаю вам работу с кейсом №3. На основе данной концепции, своего юношеского оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты.
    
    
    Кейс №3
    Из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г. (одобрена Правительством России  в сентябре 2015 г.)
    
    Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
    
    В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
    - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
    - увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;
    - увеличения репродуктивного здоровья населения;
    - улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.
    
    В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
    - всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
    - создание условий для самореализации молодёжи;
    - обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.
    
    В области миграции и расселения:
    - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;
    - повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
    - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
    
    1) Назовите основные цели демографической политики РФ.
    2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
    3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
    
    Презентация проектов.
    
    Заключительная часть.
    
    III. Аналитический блок.
    Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.
    
    IV. Рефлексия и оценивание.
    Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентаций)
    
    - Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!
    
    V. Домашнее задание: п.7
    Подготовить сообщение о демографической ситуации в нашем регионе.
      
    
    
    
                                                                                                                                       Приложение
    
    
    
    
    Тестирование для закрепления материала
    «Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи».
    1 вариант.
    А 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа это:
    1. род               2. сословие
    3. семья           4. Элита
    
    А 2. Что характеризует демократическую семью?
    1. главенствующее положение отца 
    2. подчиненное положение женщины
    3. взаимоуважение между супругами
    4. неучастие женщин в общественном производстве
    
    А 3.Верны ли следующие суждения о семье?
    А. Семья – это малая группа.  Б. Семья – это социальный институт.
    А) верно только А                 В) верны оба суждения
     Г) оба суждения неверны    Б) верно только Б
    
    А 4. Верны ли суждения о формировании личности?
    А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
    Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
    1. Верно только А                       2. Верно только Б
    3. Верны оба суждения              4. Неверны оба суждения
     
    В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
    Главные институты общества:
    1. Государство
    2. Религия
    3. Образование
    4. Производство
    5. ……………….
    Ответ:………………………………………….
    
    В 2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества. К позиции в первом столбце подберите позицию из второго.
    Главные социальные институты
    Сферы жизни общества
    А. государство
    1. экономика
    Б. религия
    2. политика
    В. образование
    3. духовная культура
    Г. производство
    4. социальные отношения
    Д. семья
     
    Запишите в таблицу выбранные цифры:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
     
     
     
     
     
    
    В 3. 1. В исследовании приняли участие 1503 человека старше 18 лет «. Им задавали вопросы о заключении брака, разводе, воспитании детей. 3. Каждый второй утверждал, что ранние браки заканчиваются разводом. 4. На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество.
    Каждое предложение текста пронумеровано. Определите, какие положения текста носят  А) фактический характер        Б) характер оценочных суждений
    
    Запишите под номером предложения букву, обозначающую его характер, перенесите в таблицу.
    1
    2
    3
    4
     
     
     
     
     
    В 5. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов.«Семья – это основанная на___________(1) и кровном родстве малая___________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_____________________ (3) по отношению друг к другу, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. супружеские отношения, деторождение и первичная ____________________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(6) и лицам пожилого возраста».
    
    Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.
    А) дети  Б) брак  В) социализация  Г) коллектив  Д) обязанности
    Е) институт  Ж) отношения  З) группа  И) любовь К) уважение
    
    1
    2
    3
    4
    5
    6
     
     
     
     
     
     
    
    
    С 1. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.
     
    
                                             Тестирование для закрепления материала
    «Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи».
    2 вариант.
    А 1. Патриархальная традиционная семья, в отличие от демократической партнерской характеризуется
    1. экономической зависимостью женщины от мужчины
    2. совместным обсуждением семейных проблем
    3. справедливым разделением домашних обязанностей
    4. равным участием женщин и мужчин в общественном труде
    
    А 2. Репродуктивная функция семьи проявляется в
    1. организации потребления       2. моральной регламентации поведения
    3. воспитании детей в традициях семьи  4. биологическом воспроизводстве
    
    А 3. Верны ли суждения о тенденциях развития семьи?
    А. В последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа.
    Б. Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере.1. верно только А                2. верно только Б
    3. верны оба суждения              4. оба суждения неверны
    
    А 4. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к
    1) традиционной                      2) партнерской
    3) супружеской                        4) нуклеарной
    
    В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
    Функции……………….
    1. Репродуктивная
    2. Досуговая
    3. Хозяйственная
    4. Социально-статусная
    Ответ:………………….
    
    В2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества. К позиции в первом столбце подберите позицию из второго.
    Главные социальные институты
    Сферы жизни общества
    А. государство
    1. экономика
    Б. религия
    2. политика
    В. образование
    3. духовная культура
    Г. производство
    4. социальные отношения
    Д. семья
     
    Запишите в таблицу выбранные цифры:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
     
     
     
     
     
    
    В 3. 1. В исследовании приняли участие 1503 человека старше 18 лет «. Им задавали вопросы о заключении брака, разводе, воспитании детей. 3. Каждый второй утверждал, что ранние браки заканчиваются разводом. 4. На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество.
    Каждое предложение текста пронумеровано. Определите, какие положения текста носят  А) фактический характер        Б) характер оценочных суждений
    
    Запишите под номером предложения букву, обозначающую его характер, перенесите в таблицу.
    1
    2
    3
    4
     
     
     
     
     
    В 5. Прочитайте текст с пропущенным рядом слов.«Семья – это основанная на___________(1) и кровном родстве малая___________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными_____________________ (3) по отношению друг к другу, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. супружеские отношения, деторождение и первичная ____________________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________(6) и лицам пожилого возраста».
    
    Выберите подходящие слова, в списке слов больше, чем потребуется, каждое слово может быть использовано один раз. Последовательность букв перенесите в таблицу.
    А) дети  Б) брак  В) социализация  Г) коллектив  Д) обязанности
    Е) институт  Ж) отношения  З) группа  И) любовь К) уважение
    
    1
    2
    3
    4
    5
    6
     
     
     
     
     
     
    
    С 1. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку