Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Система российского права

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Обществознание
    Класс 11
    УМК   Учебник – А.И. Кравченко «Обществознание» 11 класс 2008 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока Система российского права
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1ч.
    Место урока в системе уроков по теме  - глава 1.«Закон и право», урок № 7 
    Цель урока: - способствовать актуализации знаний о системе российского права.
    Задачи урока –ознакомить с законотворческим процессом в РФ, создать условия для развития умения работать с текстом Конституции, - выяснить, как выражаются нормы права, рассмотрев формы права.
    Планируемые результаты: находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
    Техническое обеспечение урока: ПК, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы: Текст Конституции РФ Гл.7 ст.124,126,127,129.
    
    Содержание урока    
    1. Орг. момент. 
          2.  Проверка домашнего задания
    Опрос:
    - Что такое соц. нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные норм?                                     -  Что такое нормы права? Чем они отличаются от социальных норм?                                                     - Что такое институт права, отрасли права?                                                                         Вопросы  в учебнике 
    3. Постановка учебной задачи
    
    4. Новый материал. 
    План:
    Система российского права.                                                                                                     Судебная система страны.                                                                                                       Представление о единой системе судопроизводства.                                                           Понятия и термины: Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд, исковое заявление.                                                                                       
    Российской Конституцией установлено, что правосудие в нашей стране может осуществляться исключительно судом.
    В России граждане и организации могут обращаться за защитой своих прав в Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды. Кроме того, существует негосударственный судебный орган – Третейский суд.
    Схема: Судебная система России
    
    Во избежание ошибок при обращении в суд с подведомственным ему вопросом, следует знать, какие категории дел рассматриваются какими судами.
    4. Работа с текстом Конституции РФ. Гл.7. ст. 125.                                                      Конституционный суд
    Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».
    Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.
    В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.
    Суды общей юрисдикции
    В судах общей юрисдикции разбираются гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях
    Гражданские дела
    Порядок рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции устанавливается гражданским процессуальным кодексом РФ.
    В суд общей юрисдикции направляют исковые заявления для рассмотрения дел, в которой одной из сторон является гражданин.
    В суд общей юрисдикции предъявляются:
    иски по делам, касающимся гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных и др. правоотношений.
    исковые заявления о взыскании денежных средств с должника или истребовании движимого имущества, по которым выдается судебный приказ (например, требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, выплата алиментов, о невыплаченной заработной платы работнику и др.);
    исковые заявления на неправомерные действия или бездействия государственных органов.
    исковые заявления, по которым производство проводится в особой форме (особое производство) (например, когда необходимо установить какой-либо юридический факт, об усыновлении детей, о признании гражданина недееспособным и др.)
    когда необходимо оспорить решение третейских судов или получить исполнительный лист на решение, выданное третейским судом.
    В качестве первой инстанции гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматривают мировые судьи и районные суды.
    Мировому судье будет принадлежать право разбирать дело в том случае, если:
    сумма искового заявления составляет до 50 тысяч рублей (в том числе при разделе имущества супругов);
    расторгается брак, и у родителей отсутствует спор о нахождении и воспитании детей;
    по делу выдается судебный приказ;
    когда устанавливается порядок пользования имуществом гражданина.
    Все остальные дела рассматриваются районным судом.
    Дела об административных правонарушениях
    Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
    В Судах общей юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях, если одной из сторон данного дела является гражданин.
    Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, в случаях, если по ним установлено административное расследование, а также, если наказание за правонарушение следует в виде выдворения за пределы РФ, приостановление деятельности или дисквалификацию должностных лиц государственной или муниципальной службы.
    Дела о нарушении законодательства о собраниях и митингах, законодательства о культурно-исторических ценностях, о неповиновении сотрудникам государственных служб, а также некоторые правонарушения, посягающие на общественную безопасность и порядок, разрешаются исключительно районными судами.
    В остальных случаях административные дела рассматривают мировые судьи.
    Уголовные дела
    Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ.
    Уголовные дела могут рассматриваться судьями районных судов и мировыми судьями. По ходатайству обвиняемого к участию в уголовном процессе могут привлекаться присяжные заседатели.
    Обжалование судебных решений (приговоров) в суде общей юрисдикции
    Районный суд является апелляционной инстанцией для подачи жалобы на решение мирового судьи, а верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа являются апелляционными инстанциями для решений районных судов.
    Кассационные жалобы подаются в Президиум верховного суда республики, края, областного суда, а также в Судебные коллегии Верховного Суда РФ.
    Военные суды
    Военные суды образуются и действуют в порядке, установленном Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».
    В военный суд подают иски военнослужащие и те, кто находится на военных сборах.
    Военный суд рассматривает:
    иски военнослужащих и граждан, находящихся на военных сборах, по гражданским и административным делам;
    дела о совершенных военнослужащими и гражданами, находящимися на военных сборах уголовных преступлениях и административных правонарушениях.
    
    Арбитражные суды
    Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
    В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.
    Судьи арбитражных судов рассматривают:
    экономические споры;
    заявления о неправомерных действиях и бездействиях государственных органов, неправомерных решений государственных органов (должностных лиц);
    исковые заявления о совершенных административных правонарушениях;
    дела об оспаривании решений третейских судов;
    о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов.
    Некоторые дела рассматриваются только арбитражным судом:
    дела о банкротстве;
    дела по корпоративным спорам;
    споры по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    споры о деятельности депозитариев;
    о защите деловой репутации.
    Специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам
    Исковые заявления в защиту нарушенных интеллектуальных прав подаются в специализированный арбитражный суд - Суд по интеллектуальным правам.
    В данном суде рассматриваются, например, дела о нарушении патентных прав, прав на «ноу-хау», нарушение прав индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и т.п.
    Третейский суд
    В третейском суде может быть рассмотрен любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, при условии, что на такое разрешение спора согласны обе стороны спора и между ними заключено третейское соглашение.
    Исключением является рассмотрение дела о банкротстве, которое не может быть передано в третейский суд.
    
    Местное самоуправление не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских сельских поселениях самостоятельно в пределах этих территорий. Каждое учреждение, предприятие, организация имеют свои локальные нормативные акты: устав, положение, правила внутреннего распорядка, приказы, инструкции и т.д.
    5. Закрепление
    Проанализируйте ст.106 Конституции РФ и дайте ответ на вопрос:
    - Какие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ?
    На данной стадии применяется прием“Инсерт” 
    Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
    Пометки могут быть следующие:
    – Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
    – Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
    – Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
    – Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
    Заключение: наивысшей юридической силой в нашей стране обладает Конституция РФ. Так называется основной закон государства.
    7. Практическая работа. Составление иска.
    1) Правила составления иска.
    Любое судебное дело начинается с этапа составления искового заявления. В связи с этим заявление должно быть составлено правильно и с соблюдением законодательных норм. Российским правом установлена простая форма составления документа, несмотря на это, количество ошибок может быть значительным.
    Порядок действий при составлении искового заявления.
    1. Необходимо определить правовую позицию по делу, например, это административная или уголовная категория дела.
    2. Определяем ответчика или круг ответчиков, если их несколько.
    3. В зависимости от правовой позиции определяется законодательная база планируемого дела: уточняются статьи Гражданско-правового, Семейного или Трудового кодексов РФ, принимаются во внимание и отдельные Федеральные законы.
    4. Определяем подсудность дела: По месту жительства истца или ответчика;
    Иск подается федеральному или мировому судье.
    5. Оплачиваем госпошлину, если это необходимо.
    6. Формируем перечень необходимых документов и осуществляем их сбор.
    7. Устанавливаем, нужно ли дополнительно приглашать свидетелей по делу.
    8. Переходим к непосредственному составлению документа.
    
    Структура искового заявления.
    Установленные законом требования в отношении составления искового заявления содержатся в статье 131 ГПК РФ.
    Стандартная форма искового заявления предполагает наличие трех частей в документе:
    Вводная: здесь указываются контактные данные сторон (ФИО, номера телефонов и адреса), а также информация о стоимости иска.
    Описание: кратко, но подробно излагаются обстоятельства дела, а также указываются нарушения прав со ссылками на законодательные документы.
    Заключительная часть: истец выдвигает свои законно обоснованные требования.
    Не забываем про дату документа.
    
     2) Подготовьте иск о возмещении материального ущерба.
    
    6. Рефлексия.
    Закончите любое предложение:
    - самое интересное на уроке было….
    - мне понравилось…
    - сегодня на уроке я так и не понял…
    - Меня заинтересовало…..
    - хотел бы узнать подробнее…
    - мне не понравилось….
    - я считаю, что сегодня мы….
    7. домашнее задание. 
      Д/З п. 2, термины. Практикум. Написать исковое заявление. 
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx
  • исковое заявление

     В Переволоцкий  районный  суд
    Оренбургской области
    ИСТЕЦ: Петров Руслан Иванович 
    103520, с. Кубанка
    ул.Красных комиссаров д.15 кв.5
    ОТВЕТЧИК: Иванова Анна Николаевна
    ТРЕТЬЕ ЛИЦО: Сидоров Андрей Георгиевич
    Цена иска: 50000 рублей
    ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
    (образец иск в суд)
    в суд о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием
     
    10 марта 20--- года на ул. Ленина возле магазина “Три тапка” в 15:25 произошло дорожно-транспортное происшествие.
    В результате этого автомобилю ВАЗ 2108 2013 г.в. номерной знак 77 105 63, который принадлежит мне на правах личной собственности, причинены технические повреждения левого переднего крыла, переднего бампера и капота.
    Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Сидорова Андрея Георгиевича управляющего автомобилем AUDI 88 2015 г.в. номерной знак 77 104 36, который принадлежит ответчику Ивановой Анне Николаевне. Об этом свидетельствуют материалы проверки, проведенной Госавтоинспекцией Ленинского р-на г. ------------------.
    Согласно калькуляции стоимость ремонта моего автомобиля составляет:
    - стоимость работ 3000 руб.
    - стоимость заменяемых деталей и применяемых материалов 37000 руб.
    - с учетом износа 2000 руб.
    - за услуги по составлению калькуляции 1000 руб.
    Итого: 43000 руб.
    Кроме того, по заключению эксперта мой автомобиль потерял товарный вид на 5 %, что составляет 5000 руб. от его стоимости.
    За составление заключения об утрате товарного вида уплачено 1000 руб.
    Общая сумма причиненного мне материального ущерба составляет 49000 руб.
    В соответствии со ст. ст. ---------
    ПРОШУ:
     взыскать с ответчика Ивановой Анны Николаевны в мою пользу в возмещение суммы причиненного ущерба 49000 руб. и судебные расходы 1000руб., всего 50000 руб.
     
    Приложение:
    1. Справка ГИБДД о ДТП.
    2. Калькуляция стоимости ремонта.
    3. Заключение о потере товарного вида автомобиля.
    4. Квитанция об уплате расходов за составление экспертного заключения.
    5. Квитанция об уплате госпошлины.
    25.03.2016 г. Петров Р.И.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - исковое заявление.docx
  • Конспект (Пикалова Н.В.)

     Название предмета: обществознание (включая экономику и право).  
    Класс: 11
    УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 11 класс. М "Русское слово", 2011 
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема раздела «Закон и право»  (13 часов)
    Тема урока: Система российского права  (1 час)
    Место урока в системе уроков по теме: данный урок является 4 по теме, после рассмотрения тем, раскрывающих сущность права, его место и роль в системе социальных отношений. На предыдущих уроках рассматривается структура права, его отрасли и институты. Данный урок даёт представления конкретно о системе российского права: о месте конституции РФ в системе законов, иерархия законов  РФ.  
    
    Цель урока: дать общее представление о системе права вообще и российского в частности, определить её составные части, дать общее представление о современных правовых системах,  ознакомить с основными этапами законотворческого процесса в Российской Федерации.
    Задачи урока:
    Предметная: закрепить ранее изученный в курсе обществознания материал (понятия право, закон, законодательство право, прецедент, правовая норма, отрасль права, источники права, нормативно-правовой акт); продолжить формирование основных представлений о праве, об основном значении этого понятия, изучить систему российского права, ее иерархичность;
    Метапредметная: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
    Коммуникативная: способствовать воспитанию умения корректного общения вне зависимости от социального статуса и статусных ролей.
    Планируемые результаты: В результате изучения темы учащиеся должны знать определение система и отрасли права, составные части российского права; понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов; уметь характеризовать признаки и особенности российского права,  решать задачи практического характера, определить круг лиц, обладающих правом вносить законопроект на рассмотрение в парламент государства.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Форма урока:  школьная лекция.
    Оборудование: учебник «Обществознание», компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями, Конституция РФ.
    Краткое содержание темы: Правовая система и система права. Законотворческий процесс в РФ. Конституция как основной закон страны.   
    Словарь урока: правовая система, закон, конституция.
    Ход урока.
    1. Организационно - мотивационный этап.
    Мы с вами являемся россиянами и уже вполне естественным считаем наличие прав, свобод, законов в нашей стране. Но представьте себе, что нет ни каких законов. Не только, нет и органов защищающих нас, наше положение, регулирующих взаимоотношения индивидов внутри общества, отношения между государством и обществом. Что  будет.
    Заслушиваются мнения обучающихся: 
    Вывод: Законы, регулирующие наше положение необходимы не только государству, но и обществу. Граждане, проживающие  на территории страны должны не только иметь права, но и полностью ими пользоваться. Для того, чтобы человек мог ориентироваться в большом количестве законов, прав, свобод - их необходимо группировать, то есть систематизировать. Исходя из результатов нашей беседы сформулируйте тему урока и определите цель и задачи. 
    Тема: Система права Российской Федерации. 
    Цель и задачи: (учитель помогает белее конкретно сформулировать цель и задачи урока)
    Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, нам необходимо повторить то, что было изучено на прошлых уроках. 
    2. Актуализация ранее полученных знаний. 
    1.  Что такое право?
    2. Что такое правовые  нормы? Чем они отличаются от социальных норм?
    3.  Что такое институт права, отрасли права?
    4. Назовите основные источники права.
    
    3. Новая тема.
    План рассмотрения нового материала.
    1. Правовая система и система права. 
    2. Законотворческий процесс в РФ. 
    3. Конституция как основной закон страны.   
    
    Тема се­го­дняш­не­го урока – «Си­сте­ма права РФ». Если в те­че­ние преды­ду­щих уро­ков мы го­во­ри­ли о праве во­об­ще, то се­год­ня мы рас­смот­рим эту ин­фор­ма­цию при­ме­ни­тель­но к Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
    В на­сто­я­щее время в мире су­ще­ству­ют две ос­нов­ные си­сте­мы права – ро­ма­но-гер­ман­ская, на­зы­ва­е­мая также кон­ти­нен­таль­ной, и ан­гло­сак­сон­ская. 
    Глав­ное раз­ли­чие между си­сте­ма­ми за­клю­ча­ет­ся в прин­ци­пе фор­ми­ро­ва­ния пра­во­вых норм. В стра­нах, где су­ще­ству­ет ро­ма­но-гер­ман­ская пра­во­вая си­сте­ма, су­ще­ству­ют пи­са­ные кон­сти­ту­ции, со­дер­жа­щие выс­шие пра­во­вые нормы. В стра­нах ан­гло­сак­сон­ской си­сте­мы пи­са­ных кон­сти­ту­ций либо нет во­об­ще (как в Ан­глии), либо они очень неве­ли­ки по объ­е­му и опи­сы­ва­ют лишь самые общие прин­ци­пы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния го­су­дар­ства (как, на­при­мер, в Кон­сти­ту­ции США).
     Рос­сий­ское право от­но­сит­ся к ро­ма­но-гер­ман­ской си­сте­ме, а зна­чит, в ней су­ще­ству­ет жест­кая иерар­хия ис­точ­ни­ков права, ко­то­рую воз­глав­ля­ет кон­сти­ту­ция. Рас­смот­рим иерар­хию ис­точ­ни­ков рос­сий­ско­го права.
    Но прежде мы рассмотрим, что такое правовая система и система права.
    1. Правовая система и система права. 
    Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При ϶ᴛᴏм нормы группируются в институты, а из нескольких институтов формируются отрасли. К основным отраслям права  ᴏᴛʜᴏϲᴙт конституционное (государственное) право, гражданское, административное. уголовное, трудовое, семейное, экологическое.
    Система права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Система российского права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасль права – объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.
    
    Долгие годы понятие системы права рассматривалось как тождественное понятию правовой системы. При этом в последние годы при всем разнообразии взглядов выработалось определенное мнение.
    Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это комплексная, интегрированная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.
    По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — ϶ᴛᴏ «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». В случае если выражение «правовая система» было исключительно простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в т.ч. структуру законодательства — систему законодательства.
    Система российского права — ϶ᴛᴏ его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Различают следующие основные отрасли системы российского права:
    - государственное (конституционное)
    - гражданское право
    - административное
    - трудовое
    - семейное
    - финансовое; - земельное
    - уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
    - арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
    исправительно-трудовое право
    - лесное; - горное
    - водное и др. отрасли природоохранного права
    - сельскохозяйственное
    - отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и ϲʙᴏбод граждан и организаций
    
    Система права в РФ имеет свою иерархичность.
    На пер­вом, самом вы­со­ком, уровне на­хо­дит­ся Кон­сти­ту­ция РФ. Она об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой. 
    В: Поясните, что это значит? 
    - Это озна­ча­ет, что ни один ис­точ­ник права, ни одна пра­во­вая норма не может дей­ство­вать, если она про­ти­во­ре­чит Кон­сти­ту­ции РФ. 
    Кон­сти­ту­ция сама по себе со­став­ля­ет целую отрасль права – кон­сти­ту­ци­он­ное право, о ко­то­ром мы по­го­во­рим позже.
    
    На вто­ром уровне на­хо­дят­ся всту­пив­шие в силу меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. До мо­мен­та вступ­ле­ния в силу они в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­хо­дят про­вер­ку на со­от­вет­ствие по­ло­же­ни­ям Кон­сти­ту­ции РФ. 
    
    Задание: Найдите в Конституции РФ пункт 4 ста­тьи 15, прочитайте его. О чём она?
     «Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нормы меж­ду­на­род­но­го права и меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью ее пра­во­вой си­сте­мы. Если меж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции уста­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем преду­смот­рен­ные за­ко­ном, то при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра». 
    Все международные до­го­вора ра­ти­фи­ци­руются. В рос­сий­ской пра­во­вой си­сте­ме ра­ти­фи­ка­ция меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра оформ­ля­ет­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном.
    
    В: Вспомните, что такое "ратификация"?
     Ра­ти­фи­кация (лат. ratificatio от ratus – ре­шён­ный, утвер­ждён­ный + facere – де­лать) – про­цесс при­да­ния юри­ди­че­ской силы до­ку­мен­ту (на­при­мер, до­го­во­ру) путём утвер­жде­ния его со­от­вет­ству­ю­щим ор­га­ном каж­дой из сто­рон.
    Тре­тий уро­вень за­ни­ма­ют фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, или, со­кра­щен­но, ФКЗ. Они при­ни­ма­ют­ся по наи­бо­лее важ­ным во­про­сам, ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции РФ. На­при­мер, 70-я ста­тья гла­сит: «Го­су­дар­ствен­ные флаг, герб и гимн Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, их опи­са­ние и по­ря­док офи­ци­аль­но­го ис­поль­зо­ва­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном». Нот и тек­ста гимна в Кон­сти­ту­ции нет, но они со­дер­жат­ся в при­ня­тых фе­де­раль­ных кон­сти­ту­ци­он­ных за­ко­нах.
    Задание:  Найдите и прочитайте пункт 3 ста­тьи 128 Кон­сти­ту­ции РФ 
    - Он гла­сит: «Пол­но­мо­чия, по­ря­док об­ра­зо­ва­ния и де­я­тель­но­сти Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Вер­хов­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Выс­ше­го Ар­бит­раж­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и иных фе­де­раль­ных судов уста­нав­ли­ва­ют­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном». 
    Чет­вер­тый уро­вень со­став­ля­ют фе­де­раль­ные за­ко­ны. Они при­ни­ма­ют­ся как по во­про­сам, ука­зан­ным в Кон­сти­ту­ции, так и по во­про­сам, ко­то­рые Кон­сти­ту­ция не рас­смат­ри­ва­ет. Дело в том, что за более 20 лет, про­шед­шие с мо­мен­та при­ня­тия дей­ству­ю­щей Кон­сти­ту­ции РФ, в нашей жизни по­яви­лись мно­го­чис­лен­ные яв­ле­ния, ко­то­рых рань­ше по­про­сту не су­ще­ство­ва­ло. На­при­мер, по­явил­ся Ин­тер­нет, а в связи с ним – новые об­сто­я­тель­ства за­клю­че­ния до­го­во­ров, такие яв­ле­ния, как элек­трон­ные торги, элек­трон­ная под­пись, элек­трон­ные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции и даже, к со­жа­ле­нию, пре­ступ­ле­ния, со­вер­ша­е­мые через элек­трон­ные сети. Все это тре­бу­ет при­ня­тия фе­де­раль­ных за­ко­нов.
    На пятом уровне на­хо­дят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ.
    На ше­стом – по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сии. 
    Пре­зи­дент яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства, его указы в иерар­хии рос­сий­ско­го права стоят выше, чем нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты Пра­ви­тель­ства, так как оно воз­глав­ля­ет толь­ко си­сте­му ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.
    Важно от­ме­тить, что указы Пре­зи­ден­та и По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства обя­за­тель­но со­гла­со­вы­ва­ют­ся со всеми фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, меж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми и, ко­неч­но, с Кон­сти­ту­ци­ей РФ. Если между ис­точ­ни­ка­ми права раз­ных уров­ней об­на­ру­жи­ва­ет­ся несов­па­де­ние, пре­кра­ща­ет­ся дей­ствие той нормы, ко­то­рая стоит ниже в иерар­хии права. За этим спе­ци­аль­но сле­дит Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ. На­при­мер, в 2005 году Кон­сти­ту­ци­он­ный суд под­твер­дил кон­сти­ту­ци­он­ность при­ня­то­го по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ за­ко­на о новом по­ряд­ке на­зна­че­ния выс­ших долж­ност­ных лиц субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Если бы этого не было сде­ла­но, закон был бы от­ме­нен.
    Седь­мой - при­ка­зы ми­ни­стров и ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дар­ствен­ных служб, ниже – ре­ше­ния кол­ле­гий ми­ни­стерств и рас­по­ря­же­ния чи­нов­ни­ков сле­ду­ю­ще­го звена. Все эти уров­ни объ­еди­ня­ет с ука­за­ми Пре­зи­ден­та и по­ста­нов­ле­ни­я­ми Пра­ви­тель­ства то, что они долж­ны обя­за­тель­но со­от­вет­ство­вать фе­де­раль­ным за­ко­нам.
    Восьмой уровень -  Нормативные правовые акты органов местного управления и т.д.
    Каждое учреждение, предприятие, организация имеют свои локальные нормативные акты: устав, положение, правила внутреннего распорядка, приказы, инструкции и т.д.
    Вывод: Таким об­ра­зом, пер­вые че­ты­ре уров­ня в иерар­хии рос­сий­ско­го права со­став­ля­ют за­ко­ны. Они при­ни­ма­ют­ся пар­ла­мен­том или на­ро­дом (Кон­сти­ту­ция РФ была при­ня­та все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем) и об­ла­да­ют выс­шей юри­ди­че­ской силой. Все осталь­ные ис­точ­ни­ки права на­зы­ва­ют­ся под­за­кон­ны­ми ак­та­ми. Они из­да­ют­ся пре­зи­ден­том РФ и ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в рам­ках их пол­но­мо­чий.
    2. Законотворческий процесс в РФ. 
    Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество – это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции), либо непосредственно населением (путем референдума).
    Законотворчество является составной частью правотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность только высших законодательных органов того или иного государства. Правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.
    
    Принципы правотворчества: демократизм; законность; профессионализм; научность; планомерность; своевременность; исполнимость; системность; четкая дифференциация правотворческих полномочий; гласность.
    Функции правотворчества: обновление нормативного материала; восполнение пробелов в праве; упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.
    
    Законодательный (законотворческий) процесс – процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.
    
    Конституция РФ определяет, что за­ко­ны могут при­ни­мать­ся на­ро­дом в ходе ре­фе­рен­ду­ма. Но по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся Го­су­дар­ствен­ной Думой РФ. 
    В: Что такое референдум?
    Ре­фе­рен­дум – форма непо­сред­ствен­но­го во­ле­изъ­яв­ле­ния граж­дан, вы­ра­жа­ю­ща­я­ся в го­ло­со­ва­нии по наи­бо­лее зна­чи­мым во­про­сам об­ще­го­су­дар­ствен­но­го, ре­ги­о­наль­но­го или мест­но­го мас­шта­ба. 
    Для того чтобы закон был при­нят, необ­хо­ди­мо сна­ча­ла на­пи­сать его про­ект. Но на­пра­вить про­ект за­ко­на в Го­су­дар­ствен­ную Думу могут не все. 
    Задание: Прочитайте пункт 1 ста­тьи 104 Кон­сти­ту­ции РФ.
    В: Что в ней говорится?
     «Право за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы при­над­ле­жит Пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Со­ве­ту Фе­де­ра­ции, чле­нам Со­ве­та Фе­де­ра­ции, де­пу­та­там Го­су­дар­ствен­ной Думы, Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­ко­но­да­тель­ным (пред­ста­ви­тель­ным) ор­га­нам субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Право за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы при­над­ле­жит также Кон­сти­ту­ци­он­но­му Суду Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Вер­хов­но­му Суду Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Выс­ше­му Ар­бит­раж­но­му Суду Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по во­про­сам их ве­де­ния».
    Вполне справедлив вопрос о том, почему в реальности происходит нарушение конституции РФ. 
    Во-пер­вых, ре­гла­мент Го­су­дар­ствен­ной Думы тре­бу­ет, чтобы все до­ку­мен­ты, офи­ци­аль­но по­сту­па­ю­щие на ее рас­смот­ре­ние, пуб­лич­но об­суж­да­лись де­пу­та­та­ми. В Рос­сии около 145 мил­ли­о­нов жи­те­лей, и даже если каж­дый ты­сяч­ный из них на­пи­шет и по­шлет в ниж­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та ка­кой-ли­бо до­ку­мент, Го­су­дар­ствен­ная Дума будет рас­смат­ри­вать их несколь­ко лет под­ряд. 
    А во-вто­рых, воз­мож­ность за­ста­вить Го­су­дар­ствен­ную Думу рас­смот­реть ваш за­ко­но­про­ект все-та­ки су­ще­ству­ет. Его нужно от­пра­вить в при­ем­ную Пре­зи­ден­та, ка­ко­му-ли­бо де­пу­та­ту Го­су­дар­ствен­ной Думы или члену Со­ве­та Фе­де­ра­ции, ко­то­ро­му вы до­ве­ря­е­те; если они со­чтут нуж­ным, то вы­не­сут ваш за­ко­но­про­ект на рас­смот­ре­ние Го­су­дар­ствен­ной Думы от сво­е­го имени. День­ги за это, прав­да, не по­ло­же­ны ни им, ни вам 
    Рас­смот­рим по­дроб­нее ста­дии за­ко­но­твор­че­ско­го про­цес­са в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
    Стадии законотворческого процесса в России
    1 - законодательная инициатива – право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
    2 - рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
    3 - принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
    4 - одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
    5 - подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедель- ный срок.
    Работа с текстом Конституции РФ:  Пункт 3 ста­тьи 107 «Если Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней с мо­мен­та по­ступ­ле­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на от­кло­нит его, то Го­су­дар­ствен­ная Дума и Совет Фе­де­ра­ции в уста­нов­лен­ном Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ряд­ке вновь рас­смат­ри­ва­ют дан­ный закон. Если при по­втор­ном рас­смот­ре­нии фе­де­раль­ный закон будет одоб­рен в ранее при­ня­той ре­дак­ции боль­шин­ством не менее двух тре­тей го­ло­сов от об­ще­го числа чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы, он под­ле­жит под­пи­са­нию Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в те­че­ние семи дней и об­на­ро­до­ва­нию». 
    Это зна­чит, что де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы и члены Со­ве­та Фе­де­ра­ции могут пре­одо­леть пре­зи­дент­ское вето двумя тре­тя­ми го­ло­сов. В но­вей­шей ис­то­рии Рос­сии такое было всего один раз. В 1994-1995 годах пре­зи­дент Рос­сии Б. Н. Ель­цин неод­но­крат­но пред­при­ни­мал по­пыт­ки вер­нуть так на­зы­ва­е­мые тро­фей­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства (в меж­ду­на­род­ном и граж­дан­ском праве такое дей­ствие на­зы­ва­ет­ся ре­сти­ту­ци­ей). Ре­сти­ту­ция (в меж­ду­на­род­ном праве) – форма ма­те­ри­аль­но­го воз­ме­ще­ния ущер­ба в ре­зуль­та­те непра­во­мер­но­го меж­ду­на­род­но­го акта путём вос­ста­нов­ле­ния со­сто­я­ния, су­ще­ство­вав­ше­го до его со­вер­ше­ния. В 1996 году Го­су­дар­ствен­ная Дума после про­дол­жи­тель­ных де­ба­тов при­ня­ла фе­де­раль­ный закон «О куль­тур­ных цен­но­стях, пе­ре­ме­щен­ных в Союз ССР в ре­зуль­та­те Вто­рой ми­ро­вой войны и на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», в ко­то­ром за­пре­ща­лось про­ве­де­ние ре­сти­ту­ции. Ель­цин от­ка­зал­ся под­пи­сать этот закон, од­на­ко пар­ла­мен­ту уда­лось пре­одо­леть пре­зи­дент­ское вето.
    Вето является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Вето может быть абсолютным(когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона) и относительным (вето может быть преодолено парламентом). Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок.
    6 - опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Парламентской газете», «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
    Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления закона в силу и заканчива ется в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия; прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.
    – Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
    – Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Неофициальное обнародование законов (других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио– и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
    4. Вывод: Итак, мы рас­смот­ре­ли с вами струк­ту­ру рос­сий­ско­го права и убе­ди­лись, что ме­ха­низм его дей­ствия де­таль­но про­пи­сан в тек­сте Кон­сти­ту­ции РФ. Од­на­ко Кон­сти­ту­ция со­дер­жит и дру­гие пра­во­вые нормы, опре­де­ля­ю­щие общий ха­рак­тер го­су­дар­ства, ме­ха­низм фор­ми­ро­ва­ния и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния его важ­ней­ших ор­га­нов. Этот  во­про­с будет рассматриваться на последующих занятиях.
    5. Домашнее задание. §1 (7-13), задания № 3,4, практикум. К ЕГЭ - Эссе задание 7.
    Дополнительные материалы к уроку.
    1. Открытый банк заданий ЕГЭ по обществознанию//http://www.fipi.ru/
    2. Текст Конституции РФ
    3. Учебник Право. 10 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеева. Москва "Просвещение" 2013.
    
    Приложение 1.
      Основные отрасли права: 
    - Конституционное (государственное) – право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функционирования высших органов государственной власти и местного самоуправления.
    - Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а так же связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательные отношения возникающие из договоров, и наследственное право.
    - Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц  и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).
    - Семейное право-  регулирует брачно-семейные отношения: условие и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д. 
    - Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения между работодателем и наемным работником; заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.
    - Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
    - Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
    - Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.
    - Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект (Пикалова Н.В.).docx

Презентация к уроку