Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Происхождение права, его формы и структура (Салихова Р.М.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Методическая разработка
    Урока по обществознанию
    Тема: Происхождение права, его формы и структура
                                                          11 класс
    
    
    
    
    
    Составлена:
    учителем 1 категории
    по обществознанию
    Салиховой Р.М.
    20016 год
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тема: Происхождение права, его формы и структура.
    Мотивация изучения темы:
    В современном мире важно знать, что такое право, какие теории происхождения права, что такое прецедент, отрасли права, источники права, правовые системы, признаки нормы право.
    Ведь мы все – участники правовой системы государства.
    Цели занятия:
    Учебные:
    а) - познакомиться с понятиями «право», «законы» и т.д.;
    - дать представление о различных процессах, идущих в обществе;
    б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
    в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
    г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
    Воспитательные:
    - воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
    Развивающие:
    - формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
    Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
    Оснащение (средства обучения):
    компьютер с проектором для демонстрации презентации;
    учебник;
    тетради.
    Основные этапы занятия :
    1) организационный момент;
    2) изучение нового материла;
    3) закрепление изученного материала ;
    4) инструктаж д/з;
    5) итог урока.
    
    ХОД ЗАНЯТИЯ
    Оргмомент: отмечаются отсутствующие, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
    Изучение новой темы.
    Право — система общеобязательных правил поведения, которое устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживаются силы государственного принуждения.
    Система права, существующая сегодня в Европе, называется Римское право.
    Почему?
    Римское право - классика европейского законодательства.
    Наивысшего развития законотворчество достигло в Древнем Риме.
    Принципы римского права:
    “ Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам ” (античная мудрость)
    “ Закон суров, но это закон !” (древнеримское изречение)
    “ Высший закон- благо народа ” (древнеримское изречение)
    Теория происхождения права.
    Древнейшие теории.
    1- Теологическая теория — вера в Богов (Иран, Пакистан)
    2- Теория естественного права - «уже рожденный человек имеет свое право».
    Современные теории
    1- реалистическая теория — « кто сильнее тот и прав».
    2- Социологическая теория - «право следует искать не в норме, а в реальной жизни»
    В основе российского права лежат следующие основополагающие принципы:
    – принцип справедливости ;
    – принцип правосудия ;
    – принцип равенства людей.
    Для права характерны:
    а) общеобязательность исполнения
    б) выраженность в источниках (в России это в основном нормативные правовые акты)
    в) существующая возможность государственного принуждения.
    В современном праве России сформировались новые отрасли:
    1- муниципальное право (отношение органов местного самоуправления)
    2- налоговое право (устанавливает правила взимания налогов)
    3- предпринимательское право (определяет правило экономической деятельности предпринимателей)
    4- компьютерное право — осуществляет правовое регулирование движения в информации).
    Заполнение таблицы по странице 15 учебника.
    Признаки нормы права:
    1- обязательность (для исполнения)
    2- общий характер (распространено на всех)
    3- многократное применение
    4- регулирование наиболее важных для государства общественных отношений— одно из самых главных.
    Иерархия нормативно правовых актов.
    Строго определенный порядок от высших к низшим.
    1- Конституция РФ
    2-Федеральные конституционные законы.
    3-федеральные законы.
    4- указы президенты РФ
    5-постановление правительства РФ
    6- нормативные акты министерств и ведомств
    7- правовые акты органов местного самоуправления, локальные, нормативные акты.
    
    Прецедент — конкретное решение суда или должностного лица. Наделенного полномочиями, которыми руководствуются при разрешении аналогичных дел в будущем.
    Обсуждение примеров правовых прецедентов.
    Подведение итогов. Формулирование выводов.
    Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
    Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
    Да, но я уже всё знал раньше
    Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
    Домашнее задание: §1, тетрадь.
    Использованная литература:
    1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах 10-11 классы: справочные материалы. – М.:АСТ-Астрель, 2010.
    2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2010.
    3.Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса. – 8-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2008.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.docx
  • экологическое право

     
    
    
    
    
    
    Методическая разработка
    урока по обществознанию
    по теме "Экологическое право"
    11 класс
    
    
    Составлена:
    учителем 1 категории
    по обществознанию
    Салиховой Р.М.
    20016 год
    
    
    
    Тема: Экологическое право»
    Цели урока:
    Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о специфике экологических отношений; 2) формирования научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду; 3) понимания причин, которые превращают экологические проблемы в глобальные.
    Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.
    Воспитательная: формировать активную жизненную позицию, направленную на гармонизацию отношений между человеком и окружающей средой.
    Ход урока.
    Изучение нового материала
    1. Вводная беседа 
    Человек открыл глаза и увидел… смог, вползающий в уютно обставленную комнату, облезлого кота с больными глазами, с опаской вступающего на паркет. Человек вышел на улицу и увидел…
    Кому нравится жить на свалке?
    Вопрос риторический. Никому. Но развитие цивилизации поставило на повестку дня проблему защиты окружающей среды, и в большинстве стран мира, в том числе и у нас в России, возникла новая отрасль права – экологическое право. В отличие от многих известных вам отраслей, развитие которых длилось тысячелетиями (например, уголовное право), экологическое право сформировалось стремительно за несколько десятилетий прошлого века и продолжает совершенствоваться ныне.
    Как вы думаете, чем вызвана такая срочность в создании целой отрасли права? (ответы учащихся).
    Да, экологический вызов, брошенный России цивилизацией, очень серьёзен. Цивилизационный вызов – это всегда противоречие между потребностями и возможностями.
    Потребности наши, как известно, - безграничны. Давайте попробуем сформулировать потребности общества на данный момент и в перспективе: в чём мы нуждаемся?
    (Поступательное экономическое развитие, освоение территории для достижения высоких жизненных стандартов)
    Ну а каковы наши возможности? Они у нас есть?
    (Обилие природных ресурсов, уникальное биологическое разнообразие, огромность территории. Мы владеем Байкалом – крупнейшим мировым резервуаром пресной воды, нефть, газ, гигантские лесные массивы Сибири – «правое лёгкое» планеты).
    Так в чём же противоречие? Необходимо создание экологически безопасной модели хозяйствования, сохранение экологического равновесия. К сожалению, следует признать, что экологический приоритет реализуется с трудом. Я могу привести примеры анти экологической модели развития нашей страны, вспомнив историю. А вы? Возможно, я не права? (Ответы учащихся)
    
    Да, вот мои примеры: высохшее Аральское море в Узбекистане, эрозия почв на целине в Казахстане, радиоактивное заражение вокруг Чернобыльской АЭС на Украине и в Белоруссии. Оглянитесь вокруг: Россия пострадала не меньше от такой политики. Почему так?
    2. Мозговой штурм
    Я объявляю мозговой штурм: в течение 1 минуты назовите причины появления экологических проблем (Ответы учащихся).
    Все причины, названные вами, можно сгруппировать в 2 больших блока. Есть идеи, как? (Ответы учащихся)
    Подведём итог. Экологический вызов брошен. Один из ответов на него – экологическое право. Главная его задача – решение проблем охраны окружающей среды. Общее знакомство с этой отраслью права состоялось ровно год назад в 10 классе. Давайте вспомним определение, собрав его из вот таких заготовок.  
    II. Осмысление
    Объектом экологического права, таким образом, являются отношения, возникающие из взаимодействия общества и окружающей среды – эти отношения мы называем экологическими. Они имеют свою специфику: это отношения по использованию и охране окружающей среды. Поэтому и структура экологического права такова: природопользование и природоохранное. Я подчёркиваю это, поскольку отношения между обществом и окружающей средой могут носить и иной характер: например, граница между двумя государствами проходит по реке, река – объект окружающей среды. 
    Как вы считаете, в данной ситуации возникают экологические отношения? (Ответы учащихся). Да, это территориальные споры, которые подпадают под действие государственного права.
    При каких обстоятельствах эти отношения могут стать экологическими? (Ответы учащихся), например, гидротехническая и хозяйственная деятельность китайских властей приводит к быстрому обмелению Амура.
    . Другой пример: два соседа ведут спор из-за границ смежных участков. Как эти отношения вы квалифицируете? Измените ситуацию, чтобы она подпала под действие экологического права. (Ответы учащихся. Например, устройство несанкционированной свалки одним из соседей на своём участке – мухи, крысы и т. д.)
    Итак, отношения общества и окружающей среды конкретизировали. А как определяет закон понятие «окружающая среда»? У вас есть возможность самим установить это: ФЗ «Об охране окружающей среды», гл. I, ст. 1. (Ответ учащегося)
    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в главе 1 даёт определения и основным составляющим окружающей среды. Продолжаем работу с документом. С его помощью давайте постараемся составить представление о следующих понятиях:
    Природный объект
    Природно-антропогенный объект
    Антропогенный объект
    Природная среда
    Ответы учащихся: природная среда, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект
    
    А теперь я предлагаю составить иерархию всех этих понятий, начиная с более широкого, увязать эти понятия в систему и составить кластер (в карточке-задании – задание № 2). Обдумайте, пожалуйста, и найдите единственно правильный вариант. Схема на доске.
    
    
    
    Такое тщательное перечисление компонентов окружающей среды не случайно. Здесь есть пища для размышления об объектах экологического права. Возьмите, например, антропологические объекты или околоземное пространство. 
    Почему экологическое право включает их в круг экологических отношений? Для этого нужно вспомнить, в чём суть экологических отношений. (Ответы учащихся).
    Разговор о понятийном аппарате отрасли был бы не полным без разговора об источниках экологического права. Это все правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
    
    Прочитайте указанный отрывок учебного текста и выполните задание (в карточке-задании – задание №3).
    Для этого вспомните, как определяется юридическая сила нормативно-правового акта.
    
    Обратимся к закону «Об охране окружающей среды», статья 3 «Основные принципы охраны окружающей среды». Найдите в законе главный, на ваш взгляд, принцип, являющийся как нормой позитивного права, поскольку он содержится в законе, так и естественным правом человека. (Ответ учащегося). 
    
    Действительно, это так, право человека на благоприятную окружающую среду затрагивает основы жизни человека. Я бы назвала экологическое право одной из самых гуманных отраслей права. Или вы не согласны? Кто имеет такие же взгляды, давайте попробуем обосновать это утверждение. Ну, или опровергнуть. (Ответы учащихся).
    И в международных документах, и в Конституции РФ отражены естественные права человека. Конституция более конкретна. Определите согласно ей три составляющие экологических прав человека и гражданина. 
    Работа в группах. 
    Задание I группе
    1. С какой целью экологическое право устанавливает экологическое нормирование?
    2. Какие нормативы устанавливает законодательство?
    3. Какие недостатки вы видите в экологическом нормировании? Чем их наличие можно объяснить?
    
    Задание II группе.
    1. Назовите источники права, закрепляющие естественное право человека на достоверную информацию.
    2. Обоснуйте важность (или вредность) достоверной информации о состоянии окружающей среды.
    3. Почему, как вы считаете, информация о чрезвычайных экологических ситуациях нередко искажалась?
    
    Ответы учащихся.
    
    Очень часто виновником экологических катастроф становится сам человек – дитя природы. Но в его же силах и помочь ей. Народная мудрость гласит, что земля может прокормить человека, но защитить себя она не может. Это задача человека.
    
    Хотя, экологи из Великобритании озвучили интересные выводы: если человек исчезнет с лица Земли, то она вполне успешно восстановится, и феноменально быстро для планеты – за одну тысячу лет. Земля без особых усилий сотрёт с себя все следы пребывания человека, несмотря на то, как он её изменил. Земля нам нужнее, чем мы ей!
    
    Сохранение уникальной природы России – это экологический аспект нашей цивилизационной миссии в XXI веке. Ценность всех, даже самых малозначимых, компонентов окружающей среды постоянно возрастает. Мы далеко не всё ещё знаем о взаимосвязях в природе и очень редко можем предсказать последствия реализации проектов, меняющих лицо планеты. Экономические приоритеты, которые кажутся важными сегодня, с позиций завтрашнего дня могут оказаться ничтожными по сравнению со стоимостью бездумно растрачиваемых в настоящее время ресурсов. Как в примере с платиной, открытой испанцами в XVI в. Она была побочным продуктом добычи серебра и золота, и её выбрасывали. А сейчас? Не получится ли так, что мы можем уничтожить то, что завтра станет просто бесценным.
    
    III. Рефлексия.
    
    В завершение нашей работы я предлагаю подумать над тем, что, на ваш взгляд может стать серьёзным ответом на экологический вызов. Как вам кажется, что?
    (Ответы учащихся). Спасибо за ответы. Они говорят о вашей правовой зрелости и глубоком понимании сущности экологического вызова и экологического ответа.
    Ребята, наша работа на этом завершается. Я прошу лишь вас отметить в карте урока свои результаты и записать домашнее задание.  
    Дом. Задание.
     Подготовить сообщение на тему: Пути решения экологических проблем
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - экологическое право.docx