Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Права потребителя (Биешева Д.С.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Название предмета: Обществознание
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания):  Право. Основы правовой культуры, 11 класс, Певцова Е.А., М: «Русское слово», 2008г.
    
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Права потребителя
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 8 урок раздела «Гражданские правоотношения» 
    Цель урока: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
    Задачи урока: 1. Образовательная: 
    - познакомить обучающихся с основными правами потребителей; 
    - показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов. 
    2. Развивающая: 
    - продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом. 
    3. Воспитательная: 
    - формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей. 
    Планируемые результаты: 
    1. Формирование представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;
    2. развитие умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;
    3.  повышение потребительской культуры школьников, осознание обучающимися собственной потребительской позиции.
    Техническое обеспечение урока: -
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): текст «Закона о защите прав потребителей» на каждой парте (извлечения), 
     раздаточный материал «Азбука потребителя» и ситуационные задачи  на  каждого ученика;
    
    Содержание урока:
    1.Организационный момент. Приветствие.
    1.1.Вступительное слово учителя. 
    1.2. Постановка цели урока. 
    2. Изучение новой темы. 
    2.1. Актуализация знаний 
    2.2. Первичное усвоение знаний
    3. Динамическая пауза.
    4. Закрепление. Применение теоретических положений в решении задач.
    5.Обобщение изученного материала.
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
    7 Рефлексия
    8. Подведение итогов урока. 
    9. Домашнее задание.  
    
     1. Организационный момент
    Вступительное слово учителя
       Учитель:  Представим обычный  день в большом магазине. Покупатели снуют по разным отделам, выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе рубашек назревает скандал. 
    (Ситуация обыгрывается обучающимися – диалог покупателя и продавца.
    Покупатель подает продавцу сверток и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, - отвечает продавец, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…»)
    Знакомая ситуация?
        К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. 
       Исходя из этого, какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? 
                                             (Варианты ответов обучающихся) 
          Таким образом, на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей. 
    
    2. Изучение нового материала
    2.1 Актуализация знаний
    -  Все люди и мы тоже когда-либо делали покупки в магазине, ходили в парикмахерскую,  ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в этих случаях мы являемся потребителями и нам при этом принадлежат определённые права, которыми мы можем воспользоваться, когда нас не устраивает качество покупки или услуги. 
    -А сейчас я вам предлагаю несколько ситуаций, которые вы попробуете разрешить, используя свой собственный опыт.
          1) Вы пришли на рынок, чтобы купить апельсины. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что в пакете среди других оказались апельсины ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?
    2) В магазине вы приобрели спортивный костюм, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримите?
    3) В киоске вы купили пряники в красивой упаковке. Дома вы обнаружили, что пряники черствые. Что вы будете делать?
                                            (варианты ответов ребят) 
    - Итак, делаем вывод:  
    - Кто может быть потребителем?  (Физическое лицо)
    - Каким способом потребитель может получить товар?  (Покупает, заказывает за деньги)
    - С какой целью потребитель приобретает товар?  (Пользоваться)
    - Чем отличается потребитель от предпринимателя?  (Для личных нужд)
    
    2.2 Первичное усвоение знаний
    Обучающимся предлагаются ключевые слова: потребитель = гражданин + товар (услуга, работа) + личные нужды + (не) прибыль. 
     Таким образом, приходим к выводу, что 
    Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. (Учебник п. 13)
    - Почему необходимо защищать права потребителей? Исходите из изученных ситуаций.
    (коллективное обсуждение вопроса - возможные ответы):
    - потребитель чаще всего не знает о своих правах
    - не надеется на справедливое решение вопроса
    - действует один против торговой организации
    Дополнительный материал учителя:
    - А вы знаете, что 15 марта считается  Всемирным днем потребителя.  Именно в этот день в 1962 году президент США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом, сформулировал основные права потребителей, соблюдение которых должно гарантировать государство:
    -  право на безопасность
    -  право на информацию
    -  право на выбор
    -  право быть услышанным
    В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в которой к перечисленным выше правам потребителей добавились еще четыре:
           -  право на компенсацию причиненного ущерба
           -  право на просвещение
     -  право на здоровую окружающую среду
     -  право на удовлетворение базовых потребностей
              И в нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей:
     - Гражданский кодекс РФ
           - Закон «О рекламе»
           - Закон «О сертификации»
     - Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
    Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года.
    
       - Ребята, давайте проведем небольшой экспресс-опрос: а кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (обучающиеся поднимают руки).
               - На уроке мы познакомимся с некоторыми извлечениями из этого закона и узнаем, какими правами обладает потребитель.
    	- Принято выделять следующие основные права потребителей:
    (учащиеся коллективно под руководством учителя  работают с раздаточным материалом – Приложение 1 – комментарии учителя).
    1. Право на просвещение (ст. 3):
    -Организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
    (Знание своих прав как потребителя; сегодня на уроке вы это право реализуете) 
    2) Право на безопасность (ст. 7):
     - Товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;
     (Требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)
    3) Право на информацию (о товарах, услугах)  (ст.8, ст. 10):
    - Потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);
    - Потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги; 
     (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара, т.е. описание товара, инструкции, условия пользования и т.д.)
    4) Право на качество (ст. 4):
    - Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы – это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;
    - Срок годности – период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
    - Гарантийный срок – это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
    - Товар ненадлежащего качества – несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;
    - Товар надлежащего качества – товар соответствует требованиям; 
    ст. 18:
    1) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
    - безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
    - замены на товар аналогичной модели, марки;
    - замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
    - соразмерного уменьшения цены;
    - расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
    
    2) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем) 
    3) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
    4) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
    (Общее правило: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли – продажи)
    5) Право на возмещение ущерба (материального и морального) (ст. 14, ст.15):
    - материальный ущерб – денежные затраты потребителя;
    - моральный вред – переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав. 
    (В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю)
         - Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - современный потребитель должен их знать обязательно (записывают в тетрадях).   
    
    3. Динамическая пауза 
    -	Зарядка для глаз.
    Глазными яблоками произведите максимально сильное вращение по часовой стрелке и против нее. Сильно сожмите веки, а затем широко откройте глаза. Сделайте это упражнение по 5 раз. Закройте глаза и легонько погладьте веки от внутренних углов глаз к наружным.
    -	"Сова".
    Возьмитесь за плечо и сильно надавите на него. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь, дышите глубоко, мышцы расслабьте. Возьмитесь за другое плечо и повторите упражнение.
    
    4. Закрепление. Применение теоретических положений в решении задач
     - После знакомства с Азбукой наступает время научиться пользоваться «Законом о защите прав потребителей» при решении самых реальных жизненных ситуаций. Я предлагаю вам поработать в юридической консультации по группам. К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их. Работать будем с текстом закона, по алгоритму. У вас на столе выдержки из закона РФ «О защите прав потребителей», которыми мы будем руководствоваться в принятии решений и алгоритмом.
    Алгоритм решения задач:
    1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.). 
    2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество (недостаток), неполная информация, нарушение сроков и т.д.).
    3. Найти необходимую статью в законе.
    (Учащиеся переходят к работе с текстом закона – разбор документа производится путем его комментирования в группе в процессе самостоятельной работы с источником, то есть используются следующие приемы работы с документом: анализ и разбор, беседа, комментарий)
    
    Ситуационные задачи (Приложение 2)
    
    1. Евгений  купил телефон корейского производства,  к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском  языках. Фирма предложила Евгению сделать перевод за дополнительную плату. Опишите права покупателей в данной ситуации.
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Информация
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Отсутствие информации о товаре на русском языке
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена информация на русском языке бесплатно
    
    2. Полина на летней распродаже в магазине модной одежды купила платье без примерки. Надев купленное платье первый раз, она обнаружила, что после носки на теле остаются следы краски. В магазине платье не приняли, так как товар был куплен на распродаже и, к тому же, Полина потеряла чек. Какие права имеет в данном случае потребитель, а какие – продавец?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Товар
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Недостатки товара
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст.18 (п.1)
    Потребитель имеет права:
    - замена товара;
    - уменьшение цены;
    - безвозмездное устранение недостатков;
    - возврат денег;
    Ст.18 (п.5) – отсутствие чека не является основанием для отказа.
    Ст.18 (п.5)
    Продавец имеет право:
    - провести экспертизу, которую оплачивает виновная сторона
    
    
    3. Анна Андреевна купила сыну кроссовки. Когда сын их надел, то оказалось, что кроссовки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть обувь в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но кроссовки подросток не носил, упаковка товара сохранилась?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Товар
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Необходимость вернуть товар надлежащего качества
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги
    
    4. Лариса купила джинсы. Поскольку она ранее уже покупала одежду этой фирмы, Лариса без примерки взяла джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, она обнаружил, что джинсы ей велики. В магазине Ларисе отказали обменять купленный товар.  Прав ли продавец магазина?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Товар
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Необходимость вернуть товар надлежащего качества
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги при сохранении товарного вида, т.е продавец магазина прав
    
    5. Морозовы приобрели стиральную машину, которая сломалась  через полтора года при гарантии 2 года.  Они сдали технику в гарантийную мастерскую, где её из-за отсутствия запчастей ремонтировали 7 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Товар
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Нарушение сроков ремонта товара с недостатками 
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 20 (п.1)
    Ремонт не более 45 дней
    Ст. 20 (п.3)
    Гарантийный срок продлевается на период, когда потребитель не может использовать товар 
    
    6. Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Работа (услуга)
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Недостатки работы (услуги)
    Моральные страдания
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст.29 (п.1)
    - безвозмездное устранение
    - уменьшение цены
    - безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы
    - возмещение понесенных расходов по устранению недостатков
    Ст. 15
    Компенсация морального вреда
    
    7. Во время лечения Анне-Лене  в платной стоматологической поликлинике врач поставил пломбу немецкого производства, и цена услуги выросла до 3000 рублей, вместо оговоренных 1500 рублей, как было оплачено при заключении договора.  Анне-Лене предложили доплатить разницу, мотивируя тем, что поставленная ей пломба лучшего качества и надежнее отечественного аналога. Как следует поступить Анне-Лене?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Услуга (работа)
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Увеличение (перерасчет) работы (услуги) без ведома потребителя
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 33 (п.3) – если потребитель не поставлен в известность об изменении цены, то Анна-Лена вправе не доплачивать
    
    8.  Петр Петрович купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Петр Петрович пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Работа (услуга)
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Утеря вещи потребителя
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 35
    - в течение  трех дней заменить однородной вещью или возмещение двукратной цены вещи
    
    9. Марина в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Марина получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал девушку, так он был другого фасона и расцветки.  Какие права имеет в данном случае потребитель?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    Товар
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    Необходимость вернуть товар надлежащего качества, купленного по каталогу (дистанционный способ)
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    Ст. 26 – в течение 7 дней Марина может отказаться от товара (сохранив товарный вид), оплатив расходы продавца на доставку. Деньги за костюм продавец должен вернуть
    
      (Учитель подводит итоги работы и выставляет при необходимости комментированные оценки за работу)
    5.Обобщение изученного материала
    5.1 Стадии взаимоотношений покупателя и продавца
      -  Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.  Чтобы самим не оказаться в подобной ситуации, выделим несколько стадий во взаимоотношениях потребителя с продавцами (исполнителями).
    Знакомство. На этой стадии идет сбор и анализ информации о продавце (исполнителе), о необходимом товаре (услуге). 
    (Обучающиеся могут вспомнить источники информации (реклама в СМИ, друзья, знакомые, специальные ТВ передачи и др.).). 
     - Вспомните, какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец.
    
    Заключение договора. На этой стадии потребителю необходимо детально изучить все условия договора и вытекающие из него права и обязанности. Повторите понятие договор и виды договоров, которые часто заключают потребители (это договоры купли - продажи, перевозки…)
    На этих двух стадиях потребитель может безболезненно прекратить отношения с продавцом или исполнителем, если ему не ясны какие- то вопросы, или у него есть сомнения в качестве товара или репутация самой фирмы кажется сомнительной.
    
    Исполнение договора. После этой стадии отношения между продавцом и потребителем либо благополучно завершаются, либо если потребитель собрал недостаточно информации, не качественно проанализировал ее или возникли недостатки по вине изготовителя, тогда отношения с исполнителем переходят к следующей стадии - стадии конфликта.
    
    Конфликт, т.е. нарушение или ущемление прав потребителя, связанных с качеством товаров или услуг, сроками исполнения договора, недостоверной информацией или отсутствием таковой.  И мы с вами прекрасно понимаем,  что легче конфликт  предотвратить, чем разрешить его.
    5.2 Рефлексия содержания учебного материала
    - Давайте сформулируем советы покупателю. (Совместно формулируются правила)
    При покупке будьте внимательны. Выбирайте товар тщательно и неторопливо
    Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию
    Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии
    Требуйте сертификат качества
    - Если ни одна из сторон не может прийти к решению проблемы, что остается делать потребителю в данной ситуации? (Обратиться в суд) Но очень хочется надеяться, что после нашего урока вы не окажетесь в подобной ситуации.
    6. Контроль (опрос по цепочке):
    1). Человек, приобретатель товара или услуги. (Потребитель)
    2). Кто реализует товар по договору купли - продажи? (Продавец) 
    3). Чем отличается «Изготовитель» от «Продавца»? («Изготовитель» производит товары, «Продавец» их реализует)
    4). Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. (Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.)
    (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).
    5). С какого момента наступает гарантийный срок товара?
    (С момента передачи товара потребителю).
    6).  Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).
    7). В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?
    (Срок замены некачественного товара 14 дней).
    8). Если вам отказывают в выполнении ваших требований, ваши действия?
    
    7. Рефлексия. 
    Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:
    Урок дал мне для жизни………
    Меня удивило…………………
    Теперь я могу………………………..
    Было интересно……………………
    У меня получилось……………………..
    Мне захотелось………………………….
    Я понял (а), что…………………………….
    Было трудно………………………………
    Я попробую………………………………..
    Я выполняла задания……………………..	
    8. Подведение итогов урока. Большое спасибо за урок. Вы молодцы.
    9. Домашнее задание. Изучить параграф 13; смоделировать ситуацию и написать претензию (шаблон и руководство по написанию раздается ученикам)
    
    
     
    
    
    Приложение 1 
    1. Право на просвещение (ст. 3):
    -Организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
    2) Право на безопасность (ст. 7):
     - Товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;
    3) Право на информацию (о товарах, услугах)  (ст.8, ст. 10):
    - Потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);
    - Потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги; 
    4) Право на качество (ст. 4):
    - Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы – это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;
    - Срок годности – период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);
    - Гарантийный срок – это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;
    - Товар ненадлежащего качества – несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;
    - Товар надлежащего качества – товар соответствует требованиям; 
    ст. 18:
    1) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
    - безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
    - замены на товар аналогичной модели, марки;
    - замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
    - соразмерного уменьшения цены;
    - расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
    
    2) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем) 
    3) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
    4) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
    5) Право на возмещение ущерба (материального и морального) (ст. 14, ст.15):
    - материальный ущерб – денежные затраты потребителя;
    - моральный вред – переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав. 
    
    Приложение 2
    1. Евгений  купил телефон корейского производства,  к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском  языках. Фирма предложила Евгению сделать перевод за дополнительную плату. Опишите права покупателей в данной ситуации.
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    2. Полина на летней распродаже в магазине модной одежды купила платье без примерки. Надев купленное платье первый раз, она обнаружила, что после носки на теле остаются следы краски. В магазине платье не приняли, так как товар был куплен на распродаже и, к тому же, Полина потеряла чек. Какие права имеет в данном случае потребитель, а какие – продавец?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    
    
    3. Анна Андреевна купила сыну кроссовки. Когда сын их надел, то оказалось, что кроссовки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть обувь в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но кроссовки подросток не носил, упаковка товара сохранилась?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    4. Лариса купила джинсы. Поскольку она ранее уже покупала одежду этой фирмы, Лариса без примерки взяла джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, она обнаружил, что джинсы ей велики. В магазине Ларисе отказали обменять купленный товар.  Прав ли продавец магазина?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    5. Морозовы приобрели стиральную машину, которая сломалась  через полтора года при гарантии 2 года.  Они сдали технику в гарантийную мастерскую, где её из-за отсутствия запчастей ремонтировали 7 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
     
    
    6. Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    7. Во время лечения Анне-Лене  в платной стоматологической поликлинике врач поставил пломбу немецкого производства, и цена услуги выросла до 3000 рублей, вместо оговоренных 1500 рублей, как было оплачено при заключении договора.  Анне-Лене предложили доплатить разницу, мотивируя тем, что поставленная ей пломба лучшего качества и надежнее отечественного аналога. Как следует поступить Анне-Лене?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    8. Петр Петрович купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Петр Петрович пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
    9. Марина в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Марина получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал девушку, так он был другого фасона и расцветки.  Какие права имеет в данном случае потребитель?
    
    1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)
    
    2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)
    
    3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc