Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Социальное взаимодействие (Мустафина Э.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: обществознание
    Класс: 11
    УМК: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 2011
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Социальное взаимодействие»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок  раздела «Взаимодействие людей в обществе»
    Цель урока:  - разъяснить учащимся особенности социального взаимодействия;
                 - сформировать умения верного поведения в условиях разных
                     форм взаимодействия.
    Задачи урока:
    1. образовательные: 
    - разъяснить сущность социального взаимодействия;
     - характеризовать основные элементы социального взаимодействия и его основные формы;
     - дать представление о социальном конфликте как особом взаимодействии индивидов, групп, объединений. 
    2. воспитательные:
     - формировать толерантное сознание учащихся на примерах социального взаимодействия.
    3. развивающие: 
      - продолжать формировать умения учащихся анализировать определенные поступки людей, используя  знания о социальном взаимодействии людей. 
    
    Планируемые результаты:
     - научиться разъяснять сущность социального взаимодействия;
     -научиться анализировать определенные поступки людей, используя научные знания  о социальном взаимодействии людей;
     - научиться формировать верное поведение в условиях разных форм взаимодействия.
    
    Техническое обеспечение урока: - - - -
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: фрагменты из книги Л. Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик», тесты
    
    Содержание урока: 
    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Объяснение нового материала.
    4. Работа с фрагментами из книги Л. Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик». 
    5. Закрепление изученного материала  (тестирование).
    6. Домашнее задание.
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока.
    Изучая тему социального взаимодействия, мы обратимся за примерами к книге Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик». Это полудокументальный роман о судьбе реального исторического персонажа Даниэля Руфайзена, переименованного Улицкой в «Даниэля Штайна» - история еврея, работавшего в гестапо, принявшего христианство и выступавшего за слияние христианства и иудаизма в единую церковь.  Это роман о том, что всякий ищет и находит свет вокруг себя и в себе. О кармелите Даниэле – человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом.
    В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщину, детей и пожилых людей. Все это – акты социального взаимодействия, или социального поведения.
    Социальное взаимодействие  складывается из отдельных актов, называемыми социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
    Два самых больших типа взаимодействий, имеющих полярный характер:
     - сотрудничество – предполагает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон
     - соперничество – попытки опережения, отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
    Если одни и те же типы взаимодействий в обществе постоянно повторяются, имеют упорядоченный и устойчивый характер, то они становятся социальными  отношениями.
    Отношения социальные  - вид общественных связей, одна из форм социального взаимодействия, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.
    
    По своему характеру и содержанию социальные отношения разнообразны:
     - равенство и неравенство;
     - партнерство и конфликты;
     - господство и подчинение;
     - насилие;
     - уважение;
     - любовь;
     - благотворительность;
     - наставничество;
     - террор;
     - обмен знаниями.
    Деятельность учителя
    Вопросы:
    Деятельность учащихся
    Возможные ответы учащихся:
    1. Каковы причины такого многообразия?
    Такое разнообразие определяется наличием большого количества ценностей, которые неравным образом распределены в обществе по социальным группам и внутри групп. Социальные отношения складываются на основе обмена ценностями.
    2. Покажите на примерах, как ценности являются условием для любого рода взаимодействий.
    
    Поведение  - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение может быть индивидуальным и коллективным (массовым).
    Работа с текстом книги Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик»
    Поясняющий пример:   в  годы  Второй мировой войны Даниэль Руфайзен, еврей по национальности, родившийся в Польше и выдававший себя за поляка, отлично владеющий немецким языком, служил переводчиком в гестапо, спас от гибели множество людей, в том числе вывел из гетто в одном из городков Белоруссии несколько сотен обреченных на гибель евреев. Несмотря на очевидную опасность, Даниэль наладил прямую связь с гетто и передавал его обитателям оружие, что бы они могли защищать себя и близких. Когда стала известна дата Йод – Акции (уничтожения гетто), Даниэлю удается спланировать и организовать побег около 300 евреев. Он чувствовал, что несет ответственность за многих людей. И, рискуя собственной жизнью, он спасает жизни ни в чем не повинных людей. 
    В приведенном примере идет речь об индивидуальном поведении, которое можно назвать социальным поведением как реакцией на возможность спасения людей. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.
     
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1.Из описанного случая выделите основные элементы социального поведения.  
    Даниэль, организовывая побег евреев из гетто, руководствовался мотивом спасения людей, обреченных на гибель. Основной потребностью здесь выступает желание помочь ни в чем не повинным людям. Он делает это из чувства сострадания, потому что эти люди не сделали ничего плохого, иначе он поступить не мог. Даниэль ожидал, что шансом спастись воспользуются обитатели гетто, и пусть это угрожало его жизни, но он сознательно на это идет.
    
    Действия, поступки, движения, акты – строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение – две стороны одного явления – человеческой активности.
    Деятельность учителя
    Вопросы:
    Деятельность учащихся
    Возможные ответы учащихся:
    1. Проведем сравнение деятельности и поведения человека.
    Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула.
    Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели.  Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы.
    2. Какая сторона человеческой активности Даниэля Штайна (деятельность или поведение) проявилась в описанном случае?
    Конечно  же,  поведение. Даниэль не преследовал цели получить вознаграждение, славу или почет за освобождение евреев, он поступил так, как ему подсказывала его совесть, его  внутренний побудитель.
    
    Из схемы видно, что поведение человека определяется конкретными поступками.
    поступок
    +
    поступок
    +
    поступок
    =
    поведение
    Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели и намерения. Поступок честного человека естественен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели – на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель.
    Поясняющий пример: несколько раз в течение войны Даниэль Руфайзен чудом избежал смерти, после побега из гестапо его приютили монахини – кармелитки. В благодарность за чудесное спасение у него возникло желание посвятить служение Богу и людям свою жизнь: в 20 лет он принимает католичество и становится монахом – кармелитом. «Христианский бог в отличие от иудейского способен к состраданию, он сам принял смерть ради спасения человека,  - так объяснял свой выбор Руфайзен. Несколько лет прослужив в Польше, в 1959 году он приезжает в Израиль, где возглавил христианскую многонациональную общину, служил на иврите, пытался возродить первохристианскую общину Иакова. Все годы, вплоть до смерти, Даниэль оставался чужим и среди христиан, и среди иудеев: одни считали его вероотступником, извращающим истинную христианскую веру, другие обвиняли в предательстве по отношению к еврейской нации. Но те, кто знали Даниэля, отмечали, что это был необыкновенный человек, настоящий праведник, который не делал различий между представителями разных религий. Он считал, что настоящий христианин, это тот, кто не просто соблюдает обряды, а совершает реальные поступки.  
    Работа с текстом книги Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик»
    Отрывок из книги: …… За  долгие годы я совершил много глупых и неправильных поступков. И есть один поступок, о котором я скорблю всю жизнь. Однажды в полицейский участок позвонили и сообщили, что партизаны напали на двух немецких солдат. Один был убит, а второму удалось убежать. Убегая, он заметил, что кто-то из жителей деревни указали направление, в котором он побежал.  Нам приказали провести расправу в этой деревне. Это означало, что расстреляют каждого десятого жителя, а деревню сожгут. Деревню окружили, дома обыскали, всех жителей выгнали в поле. Из двухсот человек следовало отобрать 20, которых должны были расстрелять. Тогда я подошел к майору Рейнгольду, мы были с ним в хороших отношениях, и сказал:
     - Господин полицмейстер, мы ведь не на фронте. Зачем убивать невиновных? Это  же крестьяне, которые снабжают нас продовольствием.
    Он мне ответил:
     - Хорошо, найдите тех, кто помогал партизанам. Этого будет достаточно. 
    Я подошел к старосте и объяснил ему, что кто-то должен умереть. И если он найдет двух, это может спасти жизнь двадцати. На кого-то надо показать.
    Староста меня сразу понял. Он подозвал местного дурачка, умственно отсталого парня лет семнадцати,  и лесника. Этот лесник за несколько недель до этого события выдал одного мальчика – тот стрелял по немцам из дома. Полицейские тогда по доносу лесника нашли мальчика и расстреляли. И теперь этот предатель становился жертвой. Я помню, что в этот момент подумал: справедливость все же торжествует….
    Лесник стал меня умолять и говорить, что может показать, где находятся партизаны. Я пошел на риск: мне нужно было в ответе непременно употребить слово «партизаны». И я сказал начальнику полиции:
     - Он говорит, что не виноват и не показывал партизанам направления, куда бежал солдат.
    Начальник полиции сказал – в расход!
    Тут лесник стал умолять начальника, обещал отвести в лагерь к партизанам….. Я опять переводил неправильно.
    Затем обоих расстреляли – лесника и дурачка.  Дом лесничего сожгли. Но только один дом, а не всю деревню. 
    Потом я узнал, что у лесника было 11 детей. И дурачок, ни в чем не повинный…  Эти воспоминания поныне лежат на мне тяжким грузом. Ужасные воспоминания.
    Деятельность учителя
    Вопросы:
    Деятельность учащихся
    Возможные ответы учащихся:
    1. Как оценивает свой поступок герой книги?
    Герою книги очень больно вспоминать об этом поступке, даже спустя много лет эти воспоминания лежат на душе героя тяжким грузом.
    2. Мог ли он поступить иначе? Оправдываете ли вы его поступок?
    Но поступить иначе он не мог. Перед ним стоял тяжелый моральный выбор – выбрать для расстрела двух человек. В такой ситуации  надо понимать, что несешь ответственность за свои поступки. В данной конкретной ситуации поступок Даниэля может быть оправдан теми обстоятельствами, при которых происходили эти события.
    
    Поступок возможен только при наличии свободы. Поступок – лишь те действия, который вы совершаете добровольно. Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием.
    Социальное взаимодействие – это процесс обмена действиями  между  двумя или более индивидами. В науке принято различать три основные формы взаимодействия – кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном  случае взаимодействие относится к способам, помогающим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения. 
    Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения.
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    1. Каковы причины возникновения конфликтных отношений?
    Возникновение  конфликтных отношений связано с потребностями личности, социальной группы.
    
    Причины социальных конфликтов
    Личностные
    социальные
    ПРЕДПОСЫЛКИ
    1. Неудовлетворенная потребность
    1. Социальное неравенство
    (неравномерное распределение между членами общества и группами богатств, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов)
    2. Культурная  неоднородность 
    (существование в обществе различных
    систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов) 
    
    Социальное противоречие – взаимодействие социальных слоев, связанное с несовпадением их интересов и целей.
    Причины социальных противоречий:
    1. отсутствие средств и условий;
    2. препятствие на пути к цели;
    3. несогласованность целей между субъектами.
    Противоречия могут привести к социальному конфликту.
    Условия для конфликта:
    1. объективно складывающаяся конфликтная ситуация;
    2. субъекты конфликтов;
    3. повод для конфликта.
    Работа с текстом книги Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик»
    Поясняющий пример: в романе Улицкой описан конфликт между Даниэлем Штайном, настоятелем церкви Илии у Источника на Кармеле и  Ефимом Давитасом, священником Русской Православной церкви в Беэр Шеве. 
    Отрывок из книги: …. По этой причине у меня произошел полный разрыв с отцом Даниэлем Штайном. Его поиск «узкого», минимального христианства – путь пагубный.……. Вы привезли мне в дом бумажку с несколькими усеченными текстами, которые он считает литургией! Я никогда не видел этого текста, и в руки бы не взял. Наш разрыв с ним произошел в ту пору, когда он еще  не дошел до этого «минимализма», или «популизма» или – как хотите назовите! – теперь я исследовал этот текст. Даниэль не имеет никакого права называться священником, только по недосмотру церковных властей может происходить такое безобразие.
    Лично я испытываю к нему благодарность: он сыграл большую роль в жизни нашей семьи, помог осуществиться нашему браку с Терезой, и чудо рождения нашего сына свершилось с его благословения. Но взгляды Даниэля представляются мне совершенно неприемлемыми.
    …… Текст литургии, составленный настоятелем храма Даниэлем, вызвал у меня столь глубокое недоумение, что я счел своим долгом переслать его Вашему Высокопреподобию для ознакомления. В приведенном тексте отсутствует «Символ веры», и уже одно это обстоятельство настораживает. Не могу себе представить, что подобная служба была одобрена Святейшим Престолом.
    Деятельность учителя
    Вопросы:
    Деятельность учащихся
    Возможные ответы учащихся:
    1. О каких противоречиях идет речь в отрывке?
    К социальному конфликту, описанному в данном отрывке, привели  духовные противоречия.
    2. Что стало причиной разрыва (конфликта) Ефима Довитаса с отцом Даниэлем?
    Причиной конфликта  стала культурная (духовная)   неоднородность, т.е. существование в обществе разных представлений о мире, различных систем ценностей.
    3. Что стало поводом для конфликтной ситуации?
    Поводом для конфликтной ситуации становится текст литургии, по которым вел богослужения отец Даниэль в своем приходе. Отец Ефим считал, что идеи, проповедуемые в Кармеле, противоречат основам православной  веры.
    4. Какой путь разрешения конфликтной ситуации выбрал отец Ефим?
    Отец Ефим пишет письмо латинскому Патриарху Иерусалима с обвинениями в адрес отца Даниэля о нарушениях,  допускаемых при проведении богослужений.
    
    Закрепление изученного. Тестирование.
    А 1. Что превращает поведение в деятельность?
    1) мотивы                                     3) цель
    2) действия                                   4) ожидание
    А 2. Верны ли следующие суждения о поступке?
    А. Поступок – любые действия, совершаемые индивидом.
    Б. Поступок – единица социального поведения.
    1) верно только А                   3) верны оба суждения        
    2) верно только Б                    4) оба суждения неверны
    А 3. Верны ли следующие суждения о свободе?
    А. История человечества – история расширения свободы человеческой деятельности
    Б. Осуществление свободы предполагает ответственность человека за свои поступки.
    1) верно только А                 3) верны оба суждения
    2) верно только Б                 4) оба суждения неверны
    В 1. Установите соответствия между понятиями и определениями.
    
    Понятия
    Определения
    А) поведение
    Б) взаимодействие
    В) конкуренция
    Г) конфликт
    1) борьба между группами или индивидами за дефицитные блага
    2) совокупность движений, актов, действий индивида или группы, которые могут наблюдать другие люди.
    3) процесс обмена действиями между двумя или более индивидами или группами
    4)   попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения.
    
    
       
    Домашнее задание:  раскройте смысл высказывания  Г. Гегеля и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы:
          «Человек есть не что иное, как ряд его поступков»   Г. Гегель
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc