Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Государство (Евстафьев А.Д.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Технологическая карта изучения темы
    
    Предмет
    Обществознание.
    Класс
    9 класс.
    УМК
    Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. 2014 г. М.: Просвещение
    Тип урока
    Комбинированный.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    1 час
    Технология построения урока
    Технология развивающего обучения Н.Волкова.
    Тема
    Государство.
    Цель 
    Создавать условия для формирования представлений о происхождении государства, признаках и формах государства.
    Основные термины, понятия 
    Государство ,признаки государства, формы государства.
    
    Планируемый результат
    Предметные умения: 
    
    Знать: основные теории происхождения государства,
               признаки государства,
               формы государства,
               значение понятий.
    
    Уметь: называть  признаки государства,
                определять сущность государства,
                сравнивать формы государства.
    
    Применять: имеющиеся  знания.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     Личностные УУД:
       понимать значение знаний для человека,
       осознавать свою идентичность как гражданина РФ,
       оценивать собственную учебную деятельность.
    
    Регулятивные УУД:
        принимать учебную задачу,
        удерживать цель деятельности до получения её результата.
    
     Познавательные УУД:
      выделять особенности и признаки политической власти,
      приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений,
      дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государстве и его функциях.
    
    
    
    
      Коммуникативные УУД:
    
      применять правила делового сотрудничества,
      работать в парах и группах,
      понимать и принимать точку зрения другого человека.
    
    
    
    
    
    Организация пространства
    Формы работы
    Ресурсы
    
      Индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
     
    
    
    
    
    Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс под ред. Л. Н. Боголюбова. 2014 г. М.: Просвещение
    Презентация «Формы государства»(Электронный ресурс),
    Конституция РФ,
    Домашек Е, Школьный справочник по обществознанию, 2010г
    
    
    
    Дидактические задачи этапов урока
    
    Этапы урока
    Дидактические задачи
    Организационный
    (этап мотивации)
    Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
    Актуализация  опорных знаний и умений
    Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
    Постановка учебной проблемы
    Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
    Формулирование проблемы, планирование деятельности
    Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.
    Открытие нового знания
    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
    Первичная проверка понимания
    Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
    Применение новых  знаний
    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
    Рефлексия учебной деятельности
    Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
    
    Технология изучения
    
    Этапы урока
    Формируемые умения
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    Организационный
    
    Метапредметные (УУД):
    
    регулятивные:
      необходимость изучаемой информации для личности,
    формулирование основных вопросов темы.
    
    коммуникативные:
     умение слушать другого человека.
    
    
    Известна фраза французского короля Людовика 14: «Государство-это я», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: «Государство – это мы?». 
    
    Проявляют интерес к изучаемой теме, высказывают собственные  мнения.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Постановка  учебной проблемы
    
    
    
    Постановка учебной проблемы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Предметные:
    
    умение  работать с учебной информацией, применять ранее полученные знания.
    
    Метапредметные (УУД):
    познавательные:
    
    выявляют  сущность теорий происхождения государства.                            
    
    регулятивные:
    
    определять цель, проблему в деятельности.
    
    коммуникативные:
    
    применять правила делового сотрудничества, слушать и уважать мнение собеседника.
    
    
    
    
    Вопросы:
      Как возникали государства в древности?
      Какие вам известны теории происхождения 
      государства?
      Могло ли государство появиться в результате договора?
     
    
    Высказывают своё мнение, дают  аргументированные ответы. Понимают, о каких вопросах и проблемах пойдет речь на уроке. 
    
     Формулирование проблемы, планирование
    
    Личностные:
    - оценивать собственную учебную      деятельность.
    
    Метапредметные (УУД)
    
    регулятивные:
    определять проблему в учебной деятельности цель.
    
    Коммуникативные:
     Согласовывают свои действия с партнёром, вступают коллективное учебное сотрудничество.
    
    Познавательные:
     Приводят примеры, доказательства, устанавливают причинно-следственные связи.
    
    Зачитываю обучающимся отрывки из различных  теорий происхождения государства:
    1.Государство возникает в результате божественного творения .Главное предназначение государства состоит в том, чтобы исполнять волю Бога..
    2.Государство является формой управления разросшейся семьи. Отношения власти и народа в государстве копируют отношения отца и детей в семье :отец заботится о детях, дети повинуются отцу.
    3.Государство возникло в результате добровольного соглашения людей.
    4.Государство возникло в результате завоевания одного племени другим для поддержания власти над захваченным племенем.
    
    Подумайте, о каких теориях происхождения государства идёт речь?
    Почему существуют разные теории происхождения государства?
    
    Обучающиеся вникают в сущность теорий происхождения государства ,делают выводы:
    1.Теологическая теория (этот вывод очевиден).
    2.Патриархальная теория (патер-отец…).
    3.Теория общественного договора ,люди передают часть прав государству.
    4.Теория насилия.
    Дети делают выводы о том, почему существуют  разные  теории происхождения государства. 
    Открытие нового знания
    
    Предметные:
     Определять различия в теориях происхождения государства,
    понимать признаки государства,
    формы государства,
    значение понятий.
    
    1.Комментирование с помощью обучающихся презентации.
    2.Поясняю задание:
    -Прочитайте текст ,выпишите формы и признаки государства.
    3.Провожу  индивидуальный контроль.
    4.Организую беседу по вопросам:
    -Какие признаки характеризуют государство?
    -Какие функции выполняет государство?
    Чем различаются различные формы государства друг от друга?
    5.Провожу беседу по вопросам:
    -Что говорится в Конституции о гражданстве?
    Приведите примеры получения гражданства.
    -Что означает п3 статьи 6?
    
    1.Просматривают презентацию ,делают записи 
    В тетрадь.
    2.Самостоятельно работают с текстом учебника,
    выписывают понятия ,аргументировано отвечают   на вопросы.
    3.Знакомятся со статьёй 6 Конституции РФ ,отвечают на вопросы.:
    -Государство связано с понятием «власть».
    -Государство осуществляет власть на определённой территории.
    Имеет аппарат управления.
    Обладает суверенитетом.
    Только государство имеет право издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги..
    Форма государства определяется:
       1.формой правления;
       2.национально-государственным устройством;
       3.политическим режимом.
    Гражданство означает политико-правовую связь  гражданина с государством. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Личностные:
    
    Определяют границы собственного знания и незнания, корректируют их.
    
    
    
    
    
    Метапредметные (УУД)
    регулятивные:
    
    Умение организовывать свою деятельность,
    Осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности.
    
    познавательные:
    
    умение работать с информацией (материал учебника, презентация, словарь терминов).
    
    коммуникативные:
    
    работать в парах,  группах, слушать собеседника
    
    
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Применение нового знания
    
    Предметные:
    
    разбираться в сущности основных теорий происхождения государства,
    понимать признаки государства,
    характеризовать основные формы государства,
    понятие «гражданство».
    
    Метапредметные (УУД)
    регулятивные:
    
    прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
    
    познавательные:
    
    самостоятельно выделять и формулировать цели,
    осуществлять поиск существенной информации.
    
    коммуникативные:
    
    совершенствовать  навыки работы в группе,владеть различными видами речевой деятельности.
    
    
    
    1.Заполните схему «Признаки государства».
    (задание в рабочей тетради).
    2.Установите соответствие между характерными чертами форм правления и их определениями:
    1.Во главе государства стоит лидер, получивший власть по наследству.
    2.Бывает абсолютная и конституционная.
    3.Бывает парламентская и президентская.
    4.Такая форма правления сложилась в РФ.
    А) монархия.
    Б) республика.
    3.Проведите опрос среди своих товарищей, знакомых взрослых и родственников. Пусть они ответят на вопрос: «Что значит быть гражданином?»
    
    1.В рабочей тетради обучающиеся заполняют схему «Признаки государства».
    2.Выполняют тест, отмечая, что к монархии относятся  1 и 2 утверждение. К республике -3 и 4.
    3.Быть гражданином – значит иметь права  и выполнять обязанности перед своим Отечеством.
    -Любить свою Родину, защищать её
    -Быть достойным сыном (дочерью) своей страны.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Рефлексия учебной деятельности
    
    
    
    
    
    
    
    
    Личностные:
    
    1.Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; 
    
    Метапредметные (УУД):
    регулятивные:
    
    определять уровень усвоения изученного материала
    
    коммуникативные:
    
    самооценка результатов своей деятельности и всего класса
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Предлагаю заполнить ученикам лист самооценки
    ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________
    На уроке я 
    выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
    
    соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения
    Материал урока мне был 
    понятен / не понятен
    Моя оценка себе 
    За поведение на уроке:
    
    За работу на уроке:
    На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
    
    
    
    Заполнение листа самооценки обучающимися, подведение итогов урока.
    
    
    
     
    
    Литература для учителя
    1. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс под ред. Л. Н. Боголюбова. 2014 г. М.: Просвещение
    2. Программа курса обществознания для 9 класса общеобразовательных школ ( Обществознание 5-11 кл. М.: «Просвещение», 2007.- под ред Л.А. Соколова).
    3. Учебник «Обществознание» - 9 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: «Просвещение» - 2014
    4. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию -9 класс М.: «Экзамен» - 2013-11-21
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Обществознание 9кл - Конспект.doc