Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

31 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи (Коваль В. А.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Урок №31
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 4-ый урок в разделе «Служебные части речи»
    Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи». 
    Задачи урока: 
    проверить знания по теме «Правописание НЕ-НИ с разными частями речи», откорректировать  их;   
     развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: наблюдение, анализ, обобщение; умение аргументировать свои ответы;
     воспитывать культуру учебной деятельности.
    Планируемые результаты:
    Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Метапредметные: 
    - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
    - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. 
    - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 
    Предметные:
     -знать условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с различными частями речи;
      - уметь распознавать опознавательные признаки слитного и раздельного написания НЕ и НИ с различными частями речи; 
      -уметь применять полученные знания на практике.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран, презентация. 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тестовые карточки, опорные схемы,  алгоритм  действий,  тестовые задания, оценочные листы.
    
    Содержание урока:
    1. Мотивация к учебной деятельности.
    -Доброе утро, ребята.  Очень  рада вас видеть. Садитесь. Надеюсь, что сегодня наша работа будет продуктивной и доставит вам радость.
     -Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография)
     -Какую тему мы изучали на прошлом уроке?  (Частицы, их значение, употребление и правописание) 
    - Правописание каких частиц вызывает у нас особые затруднения? (НЕ и НИ)
    - Вы хотите обобщить и систематизировать  свои знания по данной теме? (Да.)
    - Зачем нам это нужно? (Чтобы грамотно писать, хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку)
    - Какие шаги необходимо выполнить при систематизации  знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и как знаем).
    - И все? (Нет. Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. Анализируя его выполнение, выясним, что  знаем  не так хорошо, как хотелось бы. Выясним причину затруднения: что  знаем  слабо для выполнения задания. Постараемся самостоятельно выйти из затруднения.
    1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 
    - С чего начнем наш урок? (С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ- НИ - слитно или раздельно»).
    - В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-НИ – частицы (тогда она пишется раздельно), и НЕ-НИ-приставки (пишется слитно).Давайте послушаем выступления ваших товарищей.
     
    Выступления заранее подготовившихся учащихся с домашним заданием:
    Приставка НЕ – это утверждение противоположного,  возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.
    НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.
    НЕ пишется раздельно:
    - с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;
    -с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.
    Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(недоехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка  -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».
    Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ  не  употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).
    НИ пишется слитно в местоимениях без предлогов (никто, ничей) и  в наречиях (никуда, никогда).
    Задание на повторение имеющихся знаний (словарный диктант слитно/раздельно):
    (не)людимый
    слитно
    трава (не)скошена
    раздельно
    (не)взирая на трудности
    Затрудняюсь ответить
    отнюдь (не)святой
    раздельно
    (не)разгаданный тайны
    слитно
    (не)высоко, а низко
    раздельно
    (не)смотря на плохую погоду
    Затрудняюсь ответить
    (не)было видно
    раздельно
    (ни)с кем
    раздельно
    (ни)где
    слитно
    Подведём итог:
    1. Какой  вывод можно сделать о ваших знаниях  по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи?»  (Материал усвоен на достаточном уровне).
    2. Какие орфограммы в данных словосочетаниях вы нашли? (слитное и раздельное написания НЕ –НИ с глаголами, с краткими причастиями , с прилагательными, наречиями).
    3. Все ли названные орфограммы вам знакомы хорошо? ( Нет. Мы не совсем помним правописание    НЕ в сочетаниях типа НЕСМОТРЯ НА).
    4. Попробуйте объяснить орфограмму в словосочетании - (не)взирая на трудности , (не)смотря на плохую погоду ( У нас нет вариантов объяснения.)
    5. Почему вы не можете объяснить правописание НЕ в данных примерах?( ни один изученный нами опознавательный признак не подходит)
    6. В чем заключается затруднение? (Отсутствие алгоритма действий)
    2. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). 
    - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить  условия слитного и раздельного написания НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
    - Как сформулируем следующий этап  нашего урока? ( Правописание НЕ в сочетаниях несмотря на, невзирая на).
    - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения, анализа).
    - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (алгоритм).
    3. Реализация построения проекта.
          - Обратите внимание на алгоритм, данный   на доске:
    В сочетаниях  НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА важно определить
    
    МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ ВОПРЕКИ ИЛИ НЕТ
    	
                  ДА  - СЛИТНО                                                   НЕТ- РАЗДЕЛЬНО
    Несмотря на жару=вопреки жаре                                  Не смотря ни на кого (Не глядя) ни на кого)
    Невзирая на неприятности=вопреки неприятностям
    -Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Если можно заменить словом вопреки, то пишем  слитно).
    -Теперь мы можем объяснить правописание словосочетания, которое вызвало у вас затруднение? (Да)
    - Как преодолеть затруднение в выборе  слитного и раздельного написания НЕ-НИ с различными частями речи? (Обратиться к  знаниям, алгоритму)
    4. Закрепление материала.
    - Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
    Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание НЕ-НИ с  разными частями речи.
         Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).
       (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, зависимых слов тоже - значит пишем слитно).
       Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).
    (Не)су­мев­ший ре­а­ли­зо­вать себя в жизни, Ба­за­ров про­яв­ля­ет свои луч­шие ка­че­ства перед лицом смер­ти. (Полное причастие, но есть зависимое слово – пишем раздельно)
    
    Ты мне ничего (не)должен (Краткое прилагательное, очень похоже на глагол -  пишем раздельно).
    6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
    - Вы уверены в своих знаниях и умениях? (Да).
    - Как это  проверить? ( Можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по алгоритму).
    Самостоятельное выполнение теста:
    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
    Раскройте скобки и выпишите это слово.
    1. Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь,
    и шелест её стеблей не тревожил птиц.
    Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка
    (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
    Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань
    облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
    Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку
    (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
    Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее
    небо, на бушующий океан.
    
    2. На­сту­пи­ла осень с (НЕ)СКОНЧАЕМЫМИ до­ждя­ми, мок­ры­ми до­ро­га­ми, с тос­кой по ве­че­рам.
    Дон в месте пе­ре­пра­вы да­ле­ко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около со­ро­ка мет­ров.
    Дождь про­дол­жал­ся, но (НЕ)СИЛЬНЫЙ, как утром, а сла­бый, мо­ро­ся­щий.
    Так и (НЕ)ПОЯВИВШИЙСЯ на сцене ре­ви­зор тре­во­жит всех обы­ва­те­лей.
    Окно на кухне было (НЕ)ЗАНАВЕШАНО.
    
    3. Этот фильм вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСЕН.
    (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ дожди на­ру­ши­ли все наши планы.
    По ночам он почти (НЕ)СПАЛ.
    Так может сде­лать толь­ко че­ло­век, (НЕ)ДУМАЮЩИЙ о поль­зе леса.
    Ситец (НЕ)ДОРОГОЙ, а де­ше­вый.
    
    4. Это был ни­ко­му (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ ар­тист.
    Часто (НЕ)ДОСТАЁТ ре­ши­тель­но­сти, чтобы от­сто­ять свои убеж­де­ния.
    Мне при­ш­лось пе­ре­жить (НЕ)ПОДДАЮЩИЙСЯ опи­са­нию ужас.
    В нем (НЕ)БЫЛО ни со­ве­сти, ни доб­ро­ты, ни чест­но­сти.
    Никто (НЕ)МОГ на­звать его злым че­ло­ве­ком.
    
    5. Мост через речку в этом году (НЕ)ПОСТРОЕН.
    Тайна (НЕ)РАСКРЫТА.
    Мы про­ез­жа­ли мимо (НЕ)ШИРОКОЙ гор­ной речки.
    Давно (НЕ)СТРИЖЕННЫЕ во­ло­сы ме­ша­ли, лезли в глаза.
    Ни­ко­гда (НЕ)УМОЛКАВШАЯ со­весть была вер­ным его спут­ни­ком.
    Ответы
    1.Нетерпеливого
    2. Нескончаемыми
    3. Непрекращающиеся 
    4. Недостает
    5.Неширокой
    7. Включение в систему знаний и повторение. 
    -Каким новым знанием мы обогатили себя? (Можем самостоятельно  определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи).
    - Достаточно ли мы закрепили то, что знаем? (Не совсем).
    - Почему? (Объем практического применения нового знания не большой).
    - Тогда работаем над следующим заданием: Откройте учебник на странице 210. Спишите предложения (упр.317), раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц не и ни с наречиями.
        1.Чую радуницу Божью - (не)напрасно я живу.(Ес.) 2.Излюбили тебя, измызгали – (не)(в)терпёж.(Ес.) 3.Скажи-ка, дядя, ведь (не)даром  Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, ещё какие! (Не)даром помнит вся Россия про день Бородина! (Л.) 4.Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу (н…)чуть.(Фет). 5.Солнце – моё. Я его никому не  отдам. (Н..)на час, (н…)на луч, (н…)на взгляд. – Никому.  (Н…)когда.(Цвет.)6.(Н..)где жилья не видно на просторе(Фет).7.Только станет смеркаться (н…)множко,  буду ждать. Не дрогнет ли звонок(Фет).8.По мне, в стихах всё должно быть (н…)(к)(стати), не так, как у людей(Ахм.) 9.В воздухе душно, солнце (не)милосердно припекает(Абр).
    8.    Рефлексия учебной деятельности.
    - Чему был посвящен урок? (обобщению знаний о правописании НЕ-НИ с разными частями речи)
    - Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. 
    ?
    Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ-НИ   с различными частями речи. Но остался вопрос  по теме урока.
    !
     Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ-НИ   с различными частями речи,  но не уверен, что самостоятельно на практике во всём справлюсь. Работал неплохо!
    !!!
      Умею различать слитное и раздельное написание  НЕ -НИ   с различными частями речи .Могу объяснить тему другу. «Я – молодец! На ЕГЭ с такими заданиями справлюсь»
    - Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
     
    1. Кто научился различать  слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. 318 из параграфа 63.
    2. Кто научился различать  слитное и раздельное написание НЕ-НИ с различными частями речи, но не уверен, что самостоятельно справится со всеми примерами слитного и раздельного  написания  НЕ-НИ, выполните упр.315
    3. Кто научился  различать слитное и раздельное написание  НЕ-НИ  с различными частями речи и  может  объяснить тему другу – письменно ответьте на вопрос: Как может выражаться отрицание в русском языке. Аргументируйте свой ответ.
    
    - Оцените учебную деятельность класса.
    - Спасибо, я вами довольна.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Коваль В. А.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx