Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

21 Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова (Ахмедеева М. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Урок русского языка в 10 классе
    Тема: «Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова».
    
    Автор: Ахмедеева Марина Викторовна
    
    Учебник «Русский язык» 10-11 классы, А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2012
    
    Уровень обучения: базовый
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    
    Цель урока: активизировать и систематизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова.
    
    Задачи:
    - выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;
    - развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
    - формирование навыков учащихся по культуре речи 
    - пробудить интерес к истории развития родного языка.
    
    Планируемые результаты: 
    Планируемые результаты: Выпускник научится:
    - опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
    - анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
    - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
    - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
    Выпускник получит возможность научиться:
    - извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
    
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока
    I. Организационный момент 
    Учитель:
    - Тема нашего урока: «Обобщающее повторение частей речи. Нормативное употребление форм слова». Сегодня на уроке мы обобщим знания о частях речи, будем говорить о   нормах  русского языка, о  нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. Я надеюсь, что  наш урок  поможет   вам повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.
    II. Актуализация знаний.
    — На какие две группы можно разделить все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
    – Составьте, используя материалы учебника на стр. 74-76, обобщающую схему «Части речи». 
    - Существительное 
    -  Прилагательное 
    - Глагол 
    - Местоимение 
    - Числительное 
    - Наречие 
    - Союз
    - Предлог 
    - Частица 
    — Какие части речи составляют отдельную группу? (Междометия, звукоподражания: ах, увы, гав-гав, кря-кря.)
    — К каким частям речи относят причастие и деепричастие? (К глагольным формам, иногда к самостоятельным частям речи.)
    - Укажите часть речи у следующих слов: а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый. б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из- за, неужели, ли, ввиду. 
    - В каком разделе лингвистики изучаются части речи? (Морфология)
    
    III. Изучение нового материала.
     Учитель:
    - На уроке будем говорить также о морфологических  нормах русского языка. 
    Морфологические нормы русского литературного языка – это правила образования и употребления форм различных частей речи. Уже с начальной школы мы хорошо знаем части речи, но почему-то долгие годы произносим и пишем многие их грамматические формы с грубыми ошибками. 
    Задание А3 на ЕГЭ (морфологические нормы русского языка) проверяет ваше умение правильно выбирать форму слова. Чтобы правильно выполнить это задание необходимо действовать по следующему алгоритму:
    1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.
    2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)
    3) Подумай, где могут содержаться ошибки. 
    Сегодня мы рассмотрим типичные ошибки в образовании грамматических форм имён прилагательных, существительных, числительных, глаголов.
    
    Использование слайдовой презентации (слайд 1)
    - Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных (слайд 2)
    (слайд 3) В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок?
    А) более шире — более широкий — шире — ширее
    Б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий
    В) хуже — более плохой — худший — самый худший
    Г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех
    - При образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). (слайд 4) Составьте словосочетания со словами, которые представляют трудность для вас.
    
    - Запишите в тетрадь и запомните: Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных (слайд 5) 
    
    - Сочетаемость собирательных числительных (слайд 6)
    
    (слайд 7) Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
    1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
    2) Олимпиада длилась трое дней.
    3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
    4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
    5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
    
    (слайд 8) Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить:
    Ехать – поезжай – поезжайте
    Лечь – ляг – лягте
    Ездить – езди – ездите
    Положить – положи – положите
    Класть – клади – кладите
    Лазать – лазай - лазайте
    Используя 2 глагола в повелительном наклонении составьте и запишите сложные предложения.
    IV. Закрепление изученного
    Самостоятельное выполнение тестовых заданий по вариантам (раздаточный материал)
    За эту работу выставляются оценки в журнал.
    
    V.  Подведение итогов урока
    -  Разрешите прочитать  небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо».
    
    VI. Домашнее задание 
    используя интернет-ресурсы составьте памятку «Нормативное употребление форм слова».
    По учебнику стр. 78 упр. 94 
    
    
    
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    
    1. Интернет-ресурс http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya.html?start=100
    2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. М.: Интеллект-Центр, 2013
    3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Легион, 2013
    
    
     

    Автор(ы): Ахмедеева М. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку