Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

22 Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания н и нн в разных частях речи (Тетикова В.П.).

Текст урока

  • Конспект

     Предмет -  русский язык
    Класс  - 10
    УМК – Русский язык 10 класс Базовый уровень. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.2012 г.
    Уровень обучения    - базовый
    Тема урока  - Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы  - 1 час.
    
    Цель 
    закрепление сведений об  условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий, прилагательных, отглагольных прилагательных, наречий и имен существительных.
    
    Задачи урока
    
    обобщить и систематизировать  сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
    выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи, определить индивидуальные трудности учащихся при выполнении орфографической части теста ЕГЭ;  
    способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти;
    формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку;
    сформировать индивидуальный банк заданий учащегося для работы над данной орфограммой. 
    Планируемые результаты
    знать условия написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных, в именах существительных, причастиях, наречиях;
    уметь различать омонимичные формы краткого причастия, отглагольного прилагательного и наречия;
    строить монологическое высказывание на данную лингвистическую тему
               Техническое обеспечение урока - доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока  - распечатанный дидактический материал по вариантам
    
    Ход урока
    I. Оргмомент
    II. Актуализация знаний
    1.Орфоэпическая разминка по вариантам. Слайд 3
    1 вариант                                             2 вариант
    Алкоголь                                              Аргумент
    Егоза                                                     Бармен
    Жалюзи                                                Грушевый
    Красивее                                              Договор
    Каталог                                                Звонит
    Апостроф                                             Атлас (ткань)
    Завидно                                                 Баловать
    Заговор                                                  Газопровод
    Искра                                                     Дремота
    Мизерный                                             Задолго
    2. Орфографический минимум  Слайд 4
    Запишите слова по группам в зависимости от части речи, к которой они относятся. Подчеркните н и нн, объясните правописание.
    Кожаный,  жженый, вымощена, культурны и образованны, странник, мученик, бешено, медленно,  раскрашенный, купленный, муравьиный,  весенний,  решена, безветренно, исступленно, тупы  и  ограниченны,  труженик,  бессонница,  пудреный,  исхоженный, информационный, рассеяны  ветром, золоченый, холстинный,  брошенный. 
    III. Объявление темы и цели урока       Слайды 1-2
    Слово учителя
    Правила, устанавливающие написание  написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо  от изменения  в речи  произношения гласных  и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — боль- ной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; сто- лом — футболом, выговором). 
    Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной). 
    Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать. 
    В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, от- переть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены. 
    Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского язы- ка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.   
    Слайд  5
    Принципы русской орфографии
    Морфологический
    Фонетический
    Традиционный
    Одинаковое написание морфемы в словах определённой части речи.
    Написание орфограмм соответствует звучанию в данном слове. 
    Написание сложилось исторически, при проверке обращаемся к этимологии. 
    Этот принцип требует еди- нообразия в передаче на письме морфем, их фоне- много состава. Это написание безударных гласных (леса — лес), звонких и глухих непроизносимых согласных (просьба — просить, здравствуй — здравый), а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвёл — подсказал, водишь — летишь, в старом доме — на большом столе). 
    Этот принцип касается написания приставок на -з/- с (без-/бес-, воз-/вос-, из- /ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне (гор -/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос), букв и, ы после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (бездушный, бессердечный, загар, зорька). 
    
    По традиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных, местоимений, прича- стий, порядковых числи- тельных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего). Традиционное написание корней следует запоминать. 
    
    
    IV. Обобщение и повторение правописания  слов  с Н  и  НН.
    1. Под диктовку учителя учащиеся записывают следующие выражения.
    Задание: Выделить суффикс в прилагательных.
    Багряный цвет, бесчисленное множество, глиняный кувшин, дискуссионный вопрос, длинная дорога, дровяной склад, деревянный дом, журавлиное гнездо, зеленый фонарь, земляной пол, каменная труба, картинная галерея, клюквенный морс, кожаное пальто, конный клуб, ледяной покров, монотонный голос, недюжинной силы, оловянные пуговицы, осенняя пора, песчаная отмель, племенной скот, подлинное искусство, полотняная рубашка, революционный подъем, румяные щеки, серебряная цепочка, соломенная крыша, туманное утро, ураганный ветер, юные изобретатели.
    2. Индивидуально (  по выполнении  -  вывод)
    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (все прилагательные в начальной форме)
    (Стари…ий) картина, (листве…ый) лес, (традицио…ий) встреча, (кожа…ый) диван, (кожев…ий) промышленность, (дивизи..ий) артиллерия, (гума..ый) законы, (исти..ий) гуманизм, (коре..ой) противоречия, (лебеди…ый) стая, (стекля…ый) витрина, (укоризне…ый) взгляды, (песча…ый) равнина, (серебря…ый) гнездо, (торжестве…ый) заседания, (параллель…ый) прямые, (искусстве…ый) водоемы, (цели…ый) земля, (отечестве…ый) производство, (муравьи…ый) кислота, (комиссио…ый) магазин, (оккупацио…ый) войска, (пламе…ый) сердце, (революцио…ый) теория, (румя..ый) щека, (сенсацио..ый) известие, (масл..ый) трансформатор, (масл…ый) лаки, (безветр..ый) ночь, (ветр…ый) люди, (ветр..ый) насосы.
    3. Вставить пропущенные буквы (оно выполняется с использованием компьютера). 
    Слайд 6
    Гашё…ая известь, пута…ые ответы, нежда…ый гость, дублё…ый полушубок, стриже…ая голова, некраше…ый пол, ране…ый боец, беше…ый кот, гружё…ая баржа, чище…ые сапоги, плетё…ая корзина, балова…ый малыш, графлё…ый блокнот, писа…ая красавица, асфальтирова…ая дорога, незва…ые гости, жёва…ый хлеб, домотка…ая скатерть, кова…ый меч, стреля…ый воробей.
    4.Теоретический материал Слайды 7-11
    V. Проверочная работа     Тест по теме «Правописание н и нн в разных частях речи».
    1-2 Варианты. Приложение
    
    VI. Подведение  итога работы.
    VII.Задание на дом.  Повторить теоретический материал  Упр.249
    Приложение
    Тест по теме «Правописание н и нн в разных частях речи».
    1 Вариант.
    1. В каком слове пишется одна Н?
    1) закопчен...ые стены    2) трава подстрижен...а        3) неждан...ый   4) слышан...ая мною история 
    
    2. В каком слове пишется одна Н?
    1) свежезаморожен...ые овощи                  2) швы отстрочен...ы      3) перевязан...ая рука      
                                                              4) вязан...ые бабушкой носки 
    
    3. В каком слове пишется одна Н? 
    1) общепризнан...ое мнение        2) сушен...ые в печи грибы     3) стилизован...ый интерьер
                                                              4) морожен...ая рыба 
    
    4. В каком слове пишется одна Н?
    1) обоснован...ый вывод        2) избалован...ый ребенок            3) площадь оцеплен...а
                                                              4) асфальтирован...ая улица
    
    5. В каком слове пишется НН?
    1) ранен...ый боец            2) кожан...ое кресло           3) юн...ый возраст        4) воспитан...ый человек
    
    6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
    1) Работа выполнен...а безупречно.      2) Задача решен...а правильно.      3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.                              4) Учительница строга и сдержан...а
    
    7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
    1) Участки застроен...ы.                2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
    3) Во двор въехала гружен...ая машина.                            4) Поля засеян...ы пшеницей
    
    8. На месте каких цифр пишется НН?
    В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.     а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4
    
    9. На месте каких цифр пишется НН?
    Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
    а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4
    
    10. В каком слове на   месте пропуска пишется две буквы НН?
    1) ути...ые     истории
    2) чище...ая  морская  рыба
    3)проштампова...ое  письмо
    4)колено  раздробле.о
    
    11. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на  месте пропуска пишется НН?
    1) Дровя...ой склад,  карти...ая галерея
    2) Стекля...ая посуда, осе...яя погода
    3) Стари...ое оружие, гружё...ая  машина
    4)  Полотня...ое бельё, подли...ое искусство
    
    12. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
    1) лошадь привяз...а
    2) серый неноше...ый костюм
    3) прочита...ые книги
    4) серебря...ая сахарница
    
     13. В каком примере на месте пропуска пишется НН?
    1) комиссия созда...а
    2) непроше...ый гость
    3) дважды стира...ая куртка
    4) полотня...ая ткань
    
    
    14. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Заложив руки в карманы дли(1)ого драпового пальто, маленький человечек благоскло(2)о смотрел на воро(3)ого жеребца, горячо и нетерпеливо перебиравшего тонкими ногами. (Л.Андреев)
    1) 1                2) 2                      3) 1,2,3                    4) 1,2
    
    15. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Под самым окном замигал крынками и горшками на кольях хворостя(1)ой с крутобедрым изгибом плетень, где-то внизу тускло блеснула взлохмаче(2)ая ветром заводь с раскоряче(3)ыми ветвями затонувших верб. (Стаднюк) 
    1) 1                               2) 2                    3) 2,3            4) 1,2,3
    
    16. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н? В полку между молодыми офицерами была распростране(1)а довольно наивная, мальчишеская, смехотворная игра: обучать денщиков разным дикови(2)ым, необыкнове(3)ым вещам.(А.Куприн) 
    1) 1                          2) 2                           3) 1,3                                 4) 1,2,3
    
    Дополнительное задание.
     Распределить слова по двум группам:1я-краткое причастие, 2я – краткое прилагательное.
    Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.
    
    Тест по теме «Правописание н и нн в разных частях речи».
    2 Вариант.
    
    1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
     1) невиданного              2) деревянный          3) божественным             4) длинной
    
    2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?
     1) грустно                    2) больно                       3) главного                         4) приручён
    
     3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?
     1) странном              2) неожиданно                3) опущенным                   4) сонным
    
     4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
     1) раздражённо          2) длинными                  3) уверена                         4) больной
    
       5.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое(3)а как настоящий русский терем.
    1) 1                2) 1,2                      3) 3                            4) 1,2,3
    6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? 
    По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение. 
    1) 1,2                2) 2                          3) 3,4                          4) 1,3,4
    
    7.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    Образ «машины времени», восходящий к Г. Уэллсу и его одноимё(1)ому роману, не был случайным для В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, носили технологический характер и были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.
    1) 1,3               2) 2                          3) 3                             4) 1,2,3
    
    8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
    1) 1                   2) 1,2,3                3) 1,2                             4) 2,3
    
    9.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    Повесть А. Платонова «Ювенильное море» была написа(1)а в условиях, когда под влиянием глубоких внутре(2)их переживаний писатель в значительной мере изменил свою художестве(3)ую систему.
    1) 1               2) 2,3                          3) 1,3                            4) 1,2,3
    
    10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Монументальная композиция выполне(1)а из камня и подчине(2)а общему замыслу - идее утверждения России на реках и морях, в торговле и вое(3)ых делах.
    1) 1,2                 2) 2                       3) 3                                4) 1,2,3
    11.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    На картине хрупкий точё(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
    1) 1                        2) 2,3               3) 3                                   4) 1,3
    
    12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Непроше(1)ые гости подошли к струга(2)ому столу, на котором были расставле(3)ы деревенские яства: яйца, картошка, огурцы и клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.
    1) 1,2                 2) 2,3,4               3) 1,4,5                               4) 4
    
    13.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искусно сплетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
    1) 1                 2) 1,3                       3) 1,2                   4) 1,2,3
    
    14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    В лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» нет отрицательных персонажей, а облагороже(1)ое, возвыше(2)ое прошлое в целом противопоставле(3)о измельчавшей совреме(4)ости.
    1) 1,2,3               2) 2,3,4         3) 1,3          4) 1,2,4
    15. 12. В каком ряду во всех словах пропущено НН?
       1) оловя...ый солдатик, сено высуше...о, нежда...ые гости
    2) жела...ый подарок, общепризна...ое превосходство, суко...ая скатерть
    3) веществе...ое доказательство, овчи...ый тулуп, лицо заплака...о
    4) кова...ое железо, линова...ая бумага, некоше...ый луг
    16.   В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Кровати застла(1)ы ветхими, много раз стира(2)ыми покрывалами, с горки подушек свисали накрахмале(3)ые углы вышитых салфеток. (Л.Князев) 
    1) 1               2) 2                       3) 2, 3                     4) 1,2,3
    Дополнительное задание.
     Распределить слова по двум группам:1я-краткое причастие, 2я – краткое прилагательное.
    Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.
     

    Автор(ы): Тетикова В. П.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку