Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

24 Различение частиц НЕ и НИ (Борисова О. П.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета - русский язык
    Класс – 10
    УМК «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11классы» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, М. «Просвещение» 2016
    Уровень обучения – базовый
    Тема урока - Различение частиц не и ни
    Общее количество часов в системе уроков по теме -1
    Место урока в системе уроков по теме – урок продолжает предыдущую тему   «Правописание НЕ и НЕ с разными частями речи».
    Цель урока - повторить знания о различении на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи.
    - закреплять и расширять знания учащихся о тексте.
    - формировать нравственные цель учащихся, здоровый жизненный стиль;
    Задачи урока - формирование умения  правильного написания не и ни с разными частями речи, подготовка   к ЕГЭ. 
    Планируемые результаты – знать и уметь применять правила различения на письме  не и ни с разными частями речи.
    Техническое обеспечение урока 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока –  раздаточный материал: орфографические задачи (тесты);  текст с пропущенными буквами Ф. Честерфилда («Письма к сыну»), текст   Ф. Честерфилда («Письма к сыну») для самопроверки, тест для самостоятельной работы «Отметьте случаи правописания не»;карточки-информаторы: «Правила различения частиц Не и Ни»;  алгоритм рассуждения  «Различение частиц Не и Ни»;
    Содержание урока 
    
                                                      Ход урока:
      I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
      II. Реализация домашнего задания
    1. Рассказать о правописании не и ни с разными частями речи.
    2. Словарный диктант.
    Не скрывал удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недёшево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожжённый костёр; недовыполнить план, не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришёл никто; ни рыба ни мясо.
    
    III. Работа по теме урока
    1.Орфографические задачи (тесты). (см. приложение 1)
    Задача 1. Сделайте, где необходимо, соединение, выпишите словосочетания с частицей НЕ.
    1.  Обыватель - это человек, несвязывающий себя
    ни_с_кем и нис чем. Спорить с ним незачем. Жил    !.______________
    не кто господин Долгов.
    2.  Ошибки замечать немного стоит; дать не что лучшее    -   вот   что   приличествует   достойному
    человеку. Характер не_что иное, как приобретенный   2.______________
    навык.                                                             •
    Задача 2. Сделайте, где необходимо, соединение, найдите соответствия.
    1. Прелесть этих ночей воодушевляла не… сказанно.          А - наречие.
    2. Еще не…_сказано главное.                                             Б - крат. прил.
    3. Синеющие дали не…оглядны.                          ,             В - причастие.
    Задача 3. Вставив пропущенные Е или И, выпишите номера предложений с частицей НИ.
    1. Мне такая обуза н... под силу. 2. Вся эта история есть н...что иное, как выдумка праздных людей. 3. Кто только н... бывал в доме у Горького, кто только н... писал ему, какими только делами н...интересовался он! 4. А вот еще что, Лойко, как же ты н... вертись, я тебя одолею! 5. Кто бы н... был ты, печальный мой сосед, люблю тебя! 6. Музыка понятна тем, кто н... глух к прекрасному. 7. Обложили город вражеские войска - н... входа, н... выхода. 8. Старуха н... раз лечилась в больнице. 9. Ведь без тебя весь взвод, а не то и рота, пропадет н... за понюшку табаку. 10. Он н... мог н... видеть, как это плохо. (Ответ: 4, 5,7, 9).
    
     2.Слово учителя:  Правила различения частиц Не и Ни, когда они употребляются при сказуемом, являются одними из самых трудных в русском правописании. Сформировать умение различать частицы Не и Ни помогает следующий обобщенный образец рассуждения.
    3. Работа с карточкой - информатором «Правила различения частиц Не и Ни» (см. приложение 2)
    3.Осмысление изученного и  обобщение
    1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление алгоритма рассуждения.
    Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.
     Сопоставительный анализ:
    1) Определи, сколько частиц не и ни в предложении. Если одна, то 
    2) определи, к какой части речи относится эта частица. Если к существительному в родительном падеже – пиши ни; если к другой части речи – пиши не.
     Если частица при глаголе, то
    3) определи, восклицательное или повествовательное предложение. Если предложение восклицательное – пиши не, если сложное с утвердительным смыслом – пиши ни;
    4) определи, какой смысл имеет предложение. Если положительный  смысл – пиши две частицы  не, если отрицательный – пиши не и ни (ни усиливает отрицание, выраженное частицей не).
    
    4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
    1. Объяснительный диктант.
    1) Куда он только не обращался! 2) Куда он только ни обращался, везде был отказ. 3) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой (К. Паустовский). 4) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Пословица). 6) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский). 7) Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.
        2.Работа с текстом:
    1)Чтение учителем текста (см. приложение 3).
    - Автор текста Дормер Стенхоп Честерфильд – английский граф, государственный деятель, дипломат.
     Примечание: Честерфилд Филип Дормер Стенхоп (1694-1773) с 1750 года выступал с нравоучительными и сатирическими эссе. В историю английской литературы вошел как автор «Писем к сыну» (изд. 1774г.), содержащих обширный свод наставлений и рекомендаций. Постепенно (свыше 400 писем охватывают почти 30 лет) наставительный тон писем сменяется живой тревогой отца за незадачливого сына. Узкопрактическая нацеленность программы воспитания (научить сына искусству нравится, подготовить его к великосветской и государственной карьере) шокировала многих современников. Однако «Письма» были высоко оценены Вольтером как образец эпистолярной прозы.
    2) Докажите, что это текст.
    (Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, имеется композиционная завершенность; предложения связаны общей темой, определенной идеей).
    -Какова тема текста?
      (Нужно быть воспитанным).
    -Основная мысль, идея?
    (Быть воспитанным – очень важно, даются рекомендации, советы).
    3)А теперь давайте вспомним правила написания НЕ и НИ и вставим пропущенные буквы, раскроем скобки в тексте. У каждого ученика на листочках распечатка текста с пропущенными буквами-орфограммами. Учащиеся работают самостоятельно, пользуясь при необходимости памятками. Далее – самопроверка. Раздаются листочки с полным текстом (см. приложение 4).   Ученики исправляют допущенные ошибки (если есть).   На доске открываются критерии оценок: 
    0 или1   ошибка  – 5 баллов;
    2-3         ошибки  – 4 балла;
    4            ошибки  –  3 балла;
    Более 4 ошибок  –  2 балла.
    3. Самостоятельная работа. Тест(см. приложение 5) 
    — Отметьте случаи правописания не.
    • Н..(1) чуть н..(2) изменился.
    • Н..(3) куда ходить н..(4) надо.
    • Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.
    • Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.
    • Н..(10) мог н..(11) слышать крика.
    • Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.
    • Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.
    • Нельзя н..(15) любоваться закатом.
    • Он н..(16) разу н..(17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.
    • Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.
    
    Ответы:
    2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.
    
    V. Подведение итогов урока. Рефлексия. 
    1. Составьте список ключевых слов по теме урока. 
    2. Ответьте на вопрос:
    1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни?
    VI. Домашнее задание: 1)выпишите из художественных произведений пять - шесть предложений с не и ни в качестве примеров на изученные орфограммы,
    2)Прорешать 10 вариантов  КИМ ЕГЭ задание «употребление частиц не и ни»
    3) Повторить правописание наречий.
    
    
    Приложение:
     1. Орфографические задачи (тесты).
    Задача 1. Сделайте, где необходимо, соединение, выпишите словосочетания с частицей НЕ.
    1.  Обыватель - это человек, несвязывающий себя
    ни_с_кем и нис чем. Спорить с ним незачем. Жил    !.______________
    не кто господин Долгов.
    2.  Ошибки замечать немного стоит; дать не что лучшее    -   вот   что   приличествует   достойному
    человеку. Характер не_что иное, как приобретенный   2.______________
    навык.                                                             •
    Задача 2. Сделайте, где необходимо, соединение, найдите соответствия.
    1. Прелесть этих ночей воодушевляла не… сказанно.          А - наречие.
    2. Еще не…_сказано главное.                                             Б - крат. прил.
    3. Синеющие дали не…оглядны.                          ,             В - причастие.
    Задача 3. Вставив пропущенные Е или И, выпишите номера предложений с частицей НИ.
    1. Мне такая обуза н... под силу. 2. Вся эта история есть н...что иное, как выдумка праздных людей. 3. Кто только н... бывал в доме у Горького, кто только н... писал ему, какими только делами н...интересовался он! 4. А вот еще что, Лойко, как же ты н... вертись, я тебя одолею! 5. Кто бы н... был ты, печальный мой сосед, люблю тебя! 6. Музыка понятна тем, кто н... глух к прекрасному. 7. Обложили город вражеские войска - н... входа, н... выхода. 8. Старуха н... раз лечилась в больнице. 9. Ведь без тебя весь взвод, а не то и рота, пропадет н... за понюшку табаку. 10. Он н... мог н... видеть, как это плохо. (Ответ: 4, 5,7, 9).
    1. Карточка - информатор «Правила различения частиц Не и Ни»
    
    Правила различения
    Пример
    Объяснение
    1. Утвердительное сказуемое придаточного предложения
    
    Все, что ни загадано, непременно сбудется. 
    
    -Все, что ни загадано, непременно сбудется. 
    -Не или ни? Частица употреблена при сказуемом придаточного предложения. Загадано или нет? Загадано. Сказуемое утвердительное. 
    Пишется частица ни.
    2. Сказуемое независимого предложения 
    
     Где наша не пропадала! 
    
    - Не или ни? Частица 
    употреблена при сказуемом 
    независимого предложения
    Пишется частица не.
    3. При подлежащем, дополнении или обстоятельстве, которое относится к отрицательному сказуемому
    
    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
    
    Ни одного (зайца). Не или ни?
    Это дополнение относится к отрицательному сказуемому не поймешь.
    Ни одного – пишется частица ни.
    4. Отрицательное сказуемое придаточного предложения
    
    Чего не знаешь, за то не берись.
    
    Не или ни? Частица употреблена 
    при сказуемом придаточного 
    предложения. Знаешь или нет? 
    Нет, не знаешь. Сказуемое 
    отрицательное. Пишется частица 
    не.
    5.В отрицательном предложении без подлежащего
    
    Кругом ни деревца
    
    Не или ни? Частица употреблена в отрицательном предложении без подлежащего. Пишется частица ни
    
    6.
     ЗАПОМНИ!
    
    1.во что бы то ни стало
    2. как ни в чем не бывало
    3. не раз (много)
    4. ни разу (никогда)
    5. не один (много)
    6. ни один (никто)
    
    7. ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ НЕДЕЛИМЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ!
    
    1. ни жив ни мертв
    2. ни свет ни заря
    3. ни встать ни сесть
    4. ни рыба ни мясо
    5. ни то ни се
    6. ни пуха ни пера
    7. ни туда ни сюда                                
    8. ни к селу ни к городу
    9. ни два ни полтора
    10. ни за что ни про что
    11. ни с того ни с сего
    12. ни слуху ни духу
    И
    
    3. Текст с пропущенными буквами Ф. Честерфилда («Письма к сыну») 
                (1) Хоть на первый взгляд вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустяком, он имеет весьма важное значение. (2) (Н...) что (н...) приобретается с таким трудом и (н...) что столь (н...) важно, как хорошие манеры, которые (н...) имеют (н...)чего общего (н...) с натянутой церемонностью, (н...) с наглой развязностью, (н...) с (н...)лепой застенчивостью. (3) (Н...) которая доля сдержанности всегда бывает нужна точно так же, как совершенно (н...) обходима известная степень твердости,  внешне же человеку всегда подобает быть скромным...
                (4) Во всем, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным,  ясным и определенным, иначе вместо того чтобы развлечь других или что- то им сообщить, ты только утомишь их и затуманишь им головы. (5) (Н...)льзя также забывать и о том, как ты говоришь и какой у тебя голос; есть люди,  которые ухитряются говорить,  почти (н...) раскрывая рта - их просто (н...)возможно бывает понять - другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их (н...) легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие -  до того тихо, что вообще (н...) чего (н...) слышно. (6) Подобные привычки (не)уместны и (н...)приятны,  и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. (7) По ним всегда легко узнать людей, (н...) получивших должного воспитания.
                (8) Чем бы тебе (н...) приходилось заниматься,  делай это как следует, делай тщательно, не кое- как... (9) Добирайся до сути вещей. (10) Все, сделанное наполовину, на мой взгляд, вовсе (не) сделано и вовсе (не) узнано. (11) Даже хуже -  ибо такое (н...)редко может ввести в заблуждение.
                                                                                                                           По Ф. Честерфилду  
     4. Исходный текст   Ф. Честерфилда («Письма к сыну»)
    (1)          Хоть на первый взгляд вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустяком, он имеет весьма важное значение. (2) Ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь неважно, как хорошие манеры, которые не имеют ничего общего ни с натянутой церемонностью, ни с наглой развязностью, ни с нелепой застенчивостью. (3) Некоторая доля сдержанности всегда бывает нужна точно так же, как совершенно необходима известная степень твердости,  внешне же человеку всегда подобает быть скромным...
    (4) Во всем, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным,  ясным и определенным, иначе вместо того чтобы развлечь других или что- то им сообщить, ты только утомишь их и затуманишь им головы. (5) Нельзя также забывать и о том, как ты говоришь и какой у тебя голос; есть люди,  которые ухитряются говорить,  почти не раскрывая рта, - их просто невозможно бывает понять - другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их не легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие -  до того тихо, что вообще ничего не слышно. (6) Подобные привычки неуместны и неприятны,  и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. (7) По ним всегда легко узнать людей, не получивших должного воспитания.
                (8) Чем бы тебе ни приходилось заниматься,  делай это как следует, делай тщательно, не кое-как...                    (9) Добирайся до сути вещей. (10) Все, сделанное наполовину, на мой взгляд, вовсе не сделано и вовсе не узнано. (11) Даже хуже -  ибо такое нередко может ввести в заблуждение.
                                                                                                                      По Ф. Честерфилду  
    5.   Тест
    — Отметьте случаи правописания не.
    • Н..(1) чуть н..(2) изменился.
    • Н..(3) куда ходить н..(4) надо.
    • Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.
    • Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.
    • Н..(10) мог н..(11) слышать крика.
    • Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.
    • Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.
    • Нельзя н..(15) любоваться закатом.
    • Он н..(16) разу н..(17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.
    • Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Борисова О. П.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx