Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Текст урока

  • Конспект

     
    
         Русский язык.
    11 класс.
    Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» авторы: А. И. Власенков, 
    Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение», 2010 г.
    Уровень обучения - базовый.
    Тема урока: Способы оформления чужой речи. Цитирование.
    Количество часов, отведённых на изучение темы-1 час.
    Место урока в системе уроков по теме – Повторение и закрепление ранее изученного материала.
    
    Цель урока: обобщить сведения о способах передачи чужой речи; развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте. 
    
    Задачи урока:
    1.Знать:  правописание корней с чередованием, основные способы передачи чужой речи, способы конструирования предложений с прямой речью
    2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: правильно оформлять предложения с прямой речью, аргументировать свой выбор, совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь; сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью;
    .
    Планируемые результаты: научить использовать все способы передачи чужой речи, знать виды обособления и правила оформления предложений с цитатами. Применять полученные знания в подготовке к ЕГЭ.
    
    Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные
    Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах.
    Технологии: технология развивающего обучения; технология речевого развития; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология проблемного обучения.
    Техническое обеспечение урока: раздаточный материал для каждого ученика: таблица, памятки.
    
    
    Содержание урока.
    1.Организационный момент. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все способы передачи чужой речи, систематизируем изученный ранее материал, повторим правила оформления полного и частичного цитирования. 
    2. Повторение. 
    Задание 8 ЕГЭ. Повторим правописание корней с проверяемой безударной гласной в корне и корней с чередованием. Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.
    С чередующимися гласными в корнях
    С проверяемыми гласными корня
     
     
    
    Слова для выбора
    Ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву ум_рать от нет_рпения,  самопроизвольное возг..рание, р..стущий цветок , прол..жить путь, к..снуться стены, уг..рный газ, к..сательная,  густые водор..сли, маленький р..сток, костёр  разг..рается, зар..сли кустарника , прик..саться к огню, удобное распол..жение, красивый заг..р, прил..жение, средний возр..ст, отр..сль производства, выр..щенный в саду. 
    3. Актуализация опорных знаний
    1. Беседа
    — Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
    
    
    
    
    
    
    — Используются ли в косвенной речи частицы и вводные слова?
    — Какая форма речи (прямая речь и косвенная речь) более выразительна?
    2. Задание на повторение.
    
    1). Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.
    1. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.
    2. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах?
    
    2). Запишите предложение с прямой речью, разорвав его словами автора. Места разрыва обозначены галочкой. Вычертите рядом схемы.
     «Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь».
    (делился своими мыслями Ф. Достоевский)
    3. Игра «Крестики - нолики».
    Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».
    
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вопросы:
    1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.
    2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.
    3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы.
    4. Косвенная речь выделяется кавычками.
    5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи.
    6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли
    7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.
    8. Косвенная речь всегда следует после слов автора.
    9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.
    10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным.
    11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.
    12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.
    13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.
    14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.
    15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли.
    Работа в парах. Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.
    
    
    4. Мотивация учебной деятельности
    Учитель. Цитата может представлять собой законченное предложение или небольшой текст. Цитировать можно и часть предложения. При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.
    5. Изучение нового материала
    1. Объяснение учителя
    — Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.
    В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или
    Выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место
    Пропуска обозначается многоточием.
    Цитаты оформляются следующими способами: 
    
    1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. 
    Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
    2. Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках:
    «Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)
    3. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:
    А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).
    Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами:
    1. С сохранением деления на строки, например:
    Окошко. Стол. Половики. 
    В окошке – вид реки…
    Черны мои черновики,
    Чисты чистовики.
    (Н. Рубцов)
    2. Без разделения на строки, например:
    За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов)
    3. Без разделения на строки, но с указанием их границ:
    Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов)
    При цитировании чужая речь приводится точно, без каких-либо изменений, искажений. В случае сокращения цитаты ставят многоточие или многоточие в скобках. 
    А. Ахматова пишет: «Понятно, что для поэта (…) многие обычные пути изображения страстей были закрыты (А. Ахматова. «Пушкин»).
    
    6. Обобщение, систематизация
    Контроль знаний и умений учащихся
     Самостоятельная работа.
    Развитие умений строить предложения с цитатами
    1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность... (М. П. Чехова).
    Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.
    2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
    7. Рефлексия. Подведение итогов урока
    Беседа
    — Что такое цитата?
    — Расскажите о способах оформления цитат.
    
    8. Домашнее задание
    1. Выучить теоретический материал по таблицам.
    2. Работа с текстом.
    
    Пушкин! Когда произносишь его имя, сразу вспоминаются его сказки, прочитанные в детстве.
    А на смену им приходят великолепные стихи о дружбе и любви. На протяжении всей жизни в < лирике появляются образы друзей: Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.
    Самому лучшему другу, И.М.Пущину, он посвящает проникновенные строки:
    Мой первый друг, мой друг бесценный
    И я судьбу благословил...
    свидетельствующие о том, что дружба понимается поэтом как высшая ценность.
    Послание «К Чаадаеву», другу, единомышленнику, содержит обращение к тем, кто связан узам дружбы и общей целью:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы.
    В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно мощный источник вдохновению. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для поэта - предмет высокой поэзии. «Стихотворения, в коих цель горячить воображение любострастными описаниями, говорил Пушкин, унижают поэзию». В любовных стихотворениях выражены представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин любил женщин, он воспел женщину:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    
    Пушкин всегда современен, потому что не могут быть несовременными дружба и любовь. Неслучайно Д.С.Мережковский писал, что Пушкина надо «почитать духом и сердцем».
    
    
    Задания:
    Озаглавьте текст
    Подберите, вставьте подходящие по смыслу цитаты; расставьте знаки препинания, пропущенные буквы.
    Найдите и исправьте 2 орфографические, 3 пунктуационные, 2 грамматические ошибки.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Шушакова Л. М.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc