Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Русский  язык
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания)Учебник «  Русский  язык  для 9 класса» под редакцией  М.М.Разумовской.М.-Просвещение,2010г
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    Тема урока «Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1  час
    Место урока в системе уроков по теме: урок объ­яснения нового материала
    Цели: образовательные:
    - дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
    - формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
    - употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.
    Развивающие:
    -развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
    - развитие умения аргументировать, доказывать;
    -развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
    Воспитательные:
    -формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
    -активизирование  познавательной деятельности учащихся;
    -обеспечение благоприятной психологической обстановки.
    Методы: диалогический, коллективный,  самостоятельный.
    Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;  информационно-коммуникационная технология
    Тип: комбинированный                                         
    Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.
    1. Оргмомент.
    Придумано кем-то просто и мудро,
    При встрече здороваться: Доброе утро!
    Доброе утро! Солнцу и птицам!
    Доброе утро вам – улыбчивым лицам!
    И каждый становится добрым, отзывчивым,
    И доброе утро длится до вечера.
    
    - Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.
    2. Актуализация прежних знаний.
    1. Какие сложные предложения вы изучили?
    Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы.  На доске вы видите предложения, вы должны  расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.
    1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
    2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
    3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
    4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
    5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
    6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
    7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
    8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
    9. Где тонко, там и рвется.
    10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
    2. Какие предложения  вы не выписали, почему? Какие это предложения? О каком виде предложений сегодня пойдет речь на уроке?
    ССП-2,3,8         СПП-1,4,5,7,9      БСП-6,10
    3.Усвоение новых понятий.
    1) Сформулировать тему урока  «Понятие о БСП»
    2)Ученики должны сформулировать цели урока. 
    Мы должны узнать… 
    Мы должны понять…
    3) А сейчас мы с вами проведем обучающую структуру Эй-Ар-Гайд. На столах у вас листочки с утверждениями. Внимательно прочитайте их и в графе ДО поставьте +, если вы согласны с этим утверждением, и – если не согласны.
    ДО                                                     УТВЕРЖДЕНИЯ                                                                        ПОСЛЕ
                           1.Простые предложения в составе БСП связываются  при помощи интонации.
                           2.Частями БСП могут быть распространенные и нераспространенные 
                              предложения.
                           3.Между предложениями, входящими в состав БСП, может ставиться только 
                              запятая или точка с запятой.
                           4.Постановка знаков препинания в БСП зависит от значения.
                           5.Смысловые отношения в БСП выражаются ярче, чем в ССП и СПП.
    -Вы заполнили таблицу, сейчас отложите их в сторонку, мы к ним вернемся к концу урока и посмотрим, поменялись ли ваши взгляды.
    4) Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
    Я вас любил – меня вы не любили.
    Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
    В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
    Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
    Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
    Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
    Я понял, что долго не смогу притворяться.
    Я понял: долго не смогу притворяться.
    - Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП? (1, 3, 4, 8пр.)
    - Какими являются простые предложения в составе БСП?
    5) Прочитаем предложения (на доске).  Стало холодно, подул ветер. 
                                                                        Стало холодно: подул ветер.
    Как вы думаете, одинаково ли надо читать эти предложения? В чем разница?
    (В 1 предл. говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией.
    Во 2 предл. говорящий указывает на причину, почему стало холодно. Использует интонацию предупреждения)
    
    Из упр. 215.  1ряд-1 предл., 2 р.- 2 предл.       3р -6 предл.       Работа в парах
    Вывод. Смысловые отношения противопоставления, изъяснения, условия.
    От чего зависит постановка знака препинания? В каком предложении смысловые отношения выражены более четко?
    Физкультминутка.
    Формирование навыков.
    1)Работа с текстом. Прочитать выразительно. Из какого произведения этот отрывок?
    2)Справка о Мюнхгаузене. Этот человек жил на самом деле в 18 веке в Германии. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения.
    Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой. Но в 1785мг. немецкий писатель Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей. Но автором книги принято считать Распе.
    
    (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог,  поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
    3)Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные; определите смысловые отношения. 1вар.- 1-4 предл.                                2вар. 5-8 предл.
     Работа в парах – проговаривают друг другу предложения
    Проверка. 1.Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий).
    Он хотел растерзать меня в одно мгновение – я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление)
    Я знал: он немедленно растерзает меня, (дополнение)  если я отпущу его.
    Да, он умер от голода: медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина)
    А этот медведь никак этого не мог – он погиб голодной смертью. (Следствие)
    4). Тест «Готовимся к ОГЭ» 
    1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
    (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
    2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
    (1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)
    3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
    (1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
    Ответы      1. 4.       2.  4.       3. 1.
    5. Обращение к утверждениям. Ещё раз прочитайте утверждения и отметьте. Поменялись ли ваши взгляды. Почему?
    Итоги урока. Рефлексия.
    - Что узнали на уроке? Чему научились?
    - Какое предложение называется сложным? 
    - Какие смысловые отношения могут быть в БСП? 
    - Какие знаки препинания ставятся в БСП?
    А когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой об этом вы узнаете на следующих уроках.
    Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому все было понятно, кто выполнял задание без ошибок. А кто испытал затруднения? Можете поставить сами себе оценку, в зависимости от того, как вы работали на уроке.
    Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам успехов.
     
    
     

    Автор(ы): Фокина Г. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx