Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП (Малова Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

        Русский язык
    9 класс
    УМК Русский язык, Л.А.Тростенцова, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  " Синтаксический и пунктуационный разбор БСП » 
    Количество часов на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: данный урок является одним из уроков обобщения по теме БСП, содержит этапы контроля знаний обучающихся по данной теме
     
    Цели: 
    Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике; 
    формировать умения и навыки постановки двоеточия,тире в бессоюзном сложном предложении,навыки выполнения Синтаксического и пунктуационного разбора БСП
    
    развивать орфографическую зоркость учащихся; 
    развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения; 
    обучать элементам исследования при изучении данной темы. 
    
    Техническое обеспечение урока: 
    учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки. 
    Ход урока
    I. Актуализация знаний. 
    1. Лингвистическая разминка.
    –  Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).
    –  Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок
    Взаимопроверка. 
    Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся. 
    2. Работа со “слепой схемой”.
    
    
    –  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. 
    –  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? 
    –  Выполним синтаксический разбор предложения. 
    (Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)). 
    Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. 
    II. Реализация темы урока.
    1. Разминка. 
    –  Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. 
    –  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
    –  В чем возникает трудность в этом вопросе? 
    –  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. 
    Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
    Исследование в группах.
    
    Работа с таблицей по алгоритму
    а) Сколько простых предложений в составе БСП?
    б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
    в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице. 
    г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного. 
    Материал для наблюдения (карточки)
    III. Выступления представителей групп. 
    Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.
    IV. Рефлексия. 
    1. Задание по карточкам, с использованием таблицы. 
    2. Объяснительный диктант. 
    Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания,выполнив пунктуационный разбор пр. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие. 
    Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).
    Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк). 
    Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным
    зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).
    Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко). 
    V. Итог урока. 
    –  При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? 
    –  Какие союзы можно поставить межу частями БСП?
    ДЗ:
    Повт.пар.35,36,Упр.207
    
     

    Автор(ы): Малова Н. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx