Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тире в бессоюзном сложном предложении

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9 класс 
    УМК :учебник для общеобразовательных учреждений русский язык под редакцией М.М.Разумовской;П.А.Леканта., Москва.2007
    Уровень обучения (базовый)
    Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении»
    Общее количество часов, отведённое на изучение: 6 часов
    Место урока в системе урока по теме: второй урок
    Цели:    
    Образовательные:
    повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия; 
    выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
    формировать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак;
    познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи.
    Развивающие:
    развивать способность восприятия и осмысления  роли БСП в устной и письменной речи, в художественном тексте;
    развивать   навыки  монологической и диалогической речи;
    развивать   навыки  владения такими  коммуникативными качествами, как правильность, точность, выразительность, образность речи;
    способствовать развитию эмпирического и теоретического мышления учащихся;
    развивать  умение систематизировать полученные знания, составлять схемы, таблицы, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. развивать   интеллектуальные и творческие способности учащихся через различные формы и виды деятельности;
    развивать умение организовывать свою деятельность,  определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе, оценивать достигнутые результаты;  
    формирование  межличностных отношений в учебной деятельности.
    Воспитательные:
    воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.
    воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться;
    способствовать нравственному воспитанию учащихся.
    Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    Технология:
    исследовательского метода;
     дифференцированного обучения; 
    технологии сотрудничества;
    информационно-коммуникационная технология.
    Формы работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.
    Оборудование урока:  мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.
    Ход урока
    №
    п/п
    Этап занятия
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.
    Организационный момент
    Эмоциональная мотивация снимает напряжённость, тревожность, обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. 
    Приветствует учащихся.
    Настраивает их на учебную деятельность.
    
    
    2.
    Традиционная                       «разминка »
    Активизирует процесс мышления.
    Необходимый этап в процессе повторения изученного материала, обязательный, традиционный момент возвращения к собственным ошибкам с целью избавления от них.
     
    
    
    Цель данного вида работы: развивать внимание, память и орфографическую зоркость
    
    Сегодня мы повторяем очередную «коварную» орфограмму - дефисное написание различных частей речи. Как всегда, дома вы повторяли определённые номера орфограмм: № 40, 44, 62, 68, 69 и 70.
       Выполняем задание. 
    Используются ИКТ. Презентация 1. Слайд1.
    На экране: текст задания со скобками в словах.
    Два человека работают на закрытых досках.
    Выберите слова с дефисным написанием. Выпишите, раскрывая скобки.
    Тёмно ( бордовая) шаль, свеже( выкрашенный) пол, кое(как) выполнено, железно( дорожный) вокзал, жить на юго ( западе), горько( солёный), точь(в)(точь)  такой (же), сизо( крылый) голубь, слышать из(редка), по( дружески) подшутить, скажи(ка) правду, отстал из(за) (не)погоды, всё(таки) опоздал, как(будто) нарочно, так(же) хорошо учится, как и я, затопило пол ( Европы), пробираться в (слепую),налить в пол( литровку), объехал пол( города), наконец(то) дождался, один киловатт(час), поймать жар(птицу)кое(в) (чём) сомневаться, съесть пол(лимона), физико( математический) факультет.
    Проверка.
    1.Проверяем работавших у доски.
    2.На экране - правильно выполненное задание.
    Слайд 2.
    3.Оцениваем свою работу. Слайд 3.
    1 – 2 ошибки – « 4»
    3 – 4 ошибки – « 3»
    > 4 -                   « 2»
    И   безошибочная работа – « 5»
    
    Выборочное списывание слов с пропуском орфограмм. Обозначение орфограмм как способ их осмысления и запоминания.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Выполнение задания:
    
    Тёмно-бордовая, кое-как, на юго-западе, горько-солёный, точь-в-точь, 
    по-дружески ,скажи-ка, из-за, всё-таки, пол-Европы, наконец-то, киловатт-час, жар-птицу, пол-лимона, физико-математический.
    
    
    
    
    
    Развитие внимания при проверке работы, выполненной одноклассниками, и при сверке с образцом.
    
       .
    
    3.
    Повторение изученного на предыдущих уроках материала.
    Актуализация знаний.
    
    Фронтальный опрос с целью настроить учащихся на изучение нового материала.
    1.В чём отличие БСП от других видов сложных предложений? 
    2. Какой делают нашу речь БСП, что вносят в неё? Где употребляются?
    3. Какая может быть интонация в БСП?
    4.Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? 
    5.От чего зависит выбор знака? 
    6. В каких случаях в БСП ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие?
    
    Отвечают на вопросы.
    1. Части связаны смыслом и интонацией, без союзов.
    
    2. Динамизм, стремительность.
    Чаще – в разговорной речи, в диалогах.
    3. Перечисления, противопоставления, обусловленности, пояснения, предупреждения, присоединения (добавочного сообщения).
    4. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
    5. От интонации, смысловых отношений между частями, распространённости простых предложений в составе сложного.
    6.Отвечают правило.
    4.
    Этап мотивации
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Задание: проанализируйте данные предложения, объясните постановку в них знака тире (простые предложения с разными случаями постановки тире)
    (Презентация 1.Слайды 4 – 6)
    Анализируют предложения. В случае затруднения обращаются к справочникам.
    Объясняют знаки препинания (устно).
    5.
    Постановка учебной задачи.
    
    
    Последние два предложения - БСП. Не смогли объяснить.
    Следовательно, какая задача стоит перед нами?
    Формулируют УЗ:
    определить условия постановки тире между частями БСП.
    6.
    Операционно-исполнительный этап.
    Задание исследовательского характера: на основе имеющихся знаний самостоятельно вывести правило постановки тире в БСП, проанализировав данные учителем примеры (Приложение 1). Учитель руководит процессом с помощью различных наводящих подсказок.
    Учитель руководит процессом
    Работа в группах (7 групп по 3 - 4  человека). Задание (Приложение 1) в группах дифференцировано по уровню сложности. Задания по группам:1)времени; 2)условия;3) следствие, результат, вывод; 4) противопоставление;                 5) сравнение; 6) неожиданное присоединение, быстрая смена событий;                            7) присоединительное значение и начинается словами (это) так, такой, только, таков).
    Учащиеся работают в группах, обсуждают полученное задание и принимают решение.
    7.
    Защита гипотезы.
    Цель данного этапа: сформулировать пунктуационное правило «Тире в БСП».
    
    Выступает представитель каждой группы. На экране текст, по которому группа работала. (Презентация 2). Группа, а также любой ученик из другой группы  может дополнять ответ.
    После обсуждения учащиеся записывают в справочники пунктуационное правило в виде схем.
    (Приложение 2).
    8.
    Работа с учебником.
    
    Цель данного этапа: отработка полученных результатов.
    
    Задание: упражнение №233.
    
    
    
    
    
    
    
    Выполняют упражнение в справочниках, записывая данные в упражнении предложения как примеры к схемам. Обозначают грамматические основы предложений, скобками выделяют части БСП, указывают значение частей.
    9.
    Дополнительная информация для учащихся о роли тире как средства выразительности речи.
    
    Цель данного этапа: познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности речи.
    
    Сообщение учителя.
    В лингвистике существует понятие – интонационное тире – такое тире, к которому прибегают писатели и поэты как к средству выразительности речи, чтобы сосредоточить внимание на слове, важном для писателя, выразить эмоционально-экспрессивный настрой самого автора, создать особую ритмику произведения.
    Например, любимые знаки Марины Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.
    Индивидуально-авторское тире: сжатость речи, скупость на словесные средства выражения. Например, уплотнённый до предела текст Цветаевой часто содержит лишь смысловые ориентиры, те ключевые слова, которые не могут быть угаданы, все же другие элементы высказывания опускаются, так как в данном случае не несут главной мысли.
    Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
    В руке. – Отпускаю. – Поздно
    Держаться. – Шпалы.
    Делают записи в справочнике.
    Выполняют задание (Презентация 1. Слайд 7). (Приложение 3).
     Примерный ответ: с помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. 
    10.
    Рефлексивно-оценочный этап.
    
    Тест (Презентация 3.Проверим свои знания!) с целью оценить собственные знания       (оценку ученик ставит себе сам).
    Выполняют тест, затем проверяют его с помощью листа ответов (Презентация 3.Проверим свои знания!). Оценивают уровень своих знаний. Выставляют оценки в оценочные листы по теме    (вложены в справочники).
    11.
    Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
    Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки за работу на уроке.
    
    Выставляют оценки в дневники
    12.
    Домашнее задание.
    § 26 . Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессоюзные предложения. Выписать их и объяснить постановку знаков препинания.
    Повторяют изученный материал. Выполняют упражнение. В  электронном  дневнике они получат главу «БСП» электронного учебника, где вместе со мной ещё раз повторят тему.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Алатурова Л. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку