Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Значения БСП. Двоеточие в БСП (Фокина Г.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс
     «Русский язык 9 класс» под редакцией М.М. Разумовской «Дрофа», М.2007
    Базовый уровень обучения
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    6 часов
    Место урока в системе уроков по теме 
    3 урок
    Планируемые результаты
    Знать: условия постановки двоеточия между частями БСП, определять значения причины, пояснения, дополнения в БСП, конструировать предложения с данными значениями, оформлять интонационно и пунктуационно.
    Техническое обеспечение урока: презентация к уроку в формате PowerPoint
    Тема урока: Значения БСП. Двоеточие в БСП.
    Цели:
    Образовательные:
    - систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
    - формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
    -углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
    - продолжить работу по подготовке к ОГЭ
    Развивающие:
    - развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
    - развивать умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения
    Воспитательные:
    - воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
    - воспитание сознательного интереса к русскому языку как средству получения знаний.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Постановка темы и целей урока
    Работа с эпиграфом урока: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание» (А.С.Пушкин)
    - Для чего, по мнению А.Пушкина, существуют знаки препинания?
    III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
    1. Беседа по вопросам:
    - Какие существуют типы сложных предложений?
    - Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений?
    - Какие знаки препинания употребляются в БСП?
    - От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
    - Чем характеризуются БСП со значением перечисления?
    - Когда в таком предложении ставится запятая, точка с запятой?
    2. Проверка домашнего задания (упражнение 221)
    IV. Изучение нового материала.
    - Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Итак, для чего существуют знаки препинания?
    1. Самостоятельная работа с учебником (параграф 25 с.136-137)
    2. Составление опорного конспекта на основе БСП, предложенных учителем.
    3. Ответы на вопросы:
    - какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
    - какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП?
    - какие основные знаки препинания в таких БСП?
    - с чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
    Опорный конспект. Знаки препинания в БСП.
    Схема предложения
    Чем заменить знак в БСП
    примеры
    [   ]:[причины]
    Потому что, так как, ибо
    Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
    [    ]:[пояснение]
    А именно
    Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
    [    ]:[дополнение]
    что
    Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
    
    Анализ опорного конспекта:
    1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникают вопросы почему? по какой причине? вы без труда поставите двоеточие в нужное место.
    Вдруг потемнело (по какой причине?): набежала на солнце туча.
    Если превратить это предложение в предложение с союзом, то «напрашивается» союз потому что, перед ним будет запятая.
    Вдруг потемнело, потому что набежала на солнце туча.
    2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? а какая именно? и т.п., то есть определять признаки, свойства, качества того, о чем говорится в первой части.
    Утро было чудесным (а каким именно?): умытый лес улыбался, пели птицы.
    3. Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.
    Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
    V. Закрепление темы. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП.
    1. Составление алгоритма анализа БСП:
    - найти грамматические основы предложения;
    - определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП;
    - поставить необходимый знак препинания.
    2. Тренировочные упражнения. Задание: списать предложения, объяснить постановку двоеточия, устно произвести замену сложноподчиненными предложениями.
    1) Весна затягивалась (?) то теплело, то ударял мороз.
    2) Стоило вглядеться в эту картину (?) в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. (И.Панаев)
    3) Я посмотрел назад (?) то был мой старый приятель и товарищ. (И.Панаев)
    VI.Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ (распечатка на каждого ученика0
    Задание: найти соответствие.
    1) предложение с обращением
    А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.
    2) простое предложение
    Б) .Я понимал: выручить нас может только случайность.
    3) БСП со значением причины
    В) По горизонту лежал сероватый туман.
    4) БСП со значением пояснения
    Г) И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.
    5) БСП со значением дополнения
    Д) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
    6) СПП с придаточным определительным
    Е) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
    Ответы:
    1) - А
    2) – В
    3) – Е
    4) – Д
    5) – Б
    6) – Г
    VII. Итоги урока. Рефлексия.
    - интересно ли вам было на уроке?
    - как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей урока?
    - что вами усвоено хорошо?
    - какие вопросы вызвали затруднения?
    
    VIII. Домашнее задание: параграф 25 упражнение 229
     

    Автор(ы): Фокина Г. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку