Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Лексика. Лексическое значение слова (Хаматгалиева Л.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9 
    Учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 12-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010. – 286 с.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: в разделе «Язык. Речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-8 классах»
    Цель урока:
    Обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика и его лексическое значение». 
    Задачи урока:
    -повторить общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; синонимы, антонимы, омонимы; исконно-русские, заимствованные и устаревшие слова;
    - развивать умение работать с толковыми словарями, работать в парах, подтверждать свои ответы примерами;
    - формировать мотивацию к познавательной деятельности, обогащать свой словарный запас.
    Планируемые результаты:
    - научаться различать слова по их принадлежности к вышеназванным группам, вспомнят, что такое лексика и лексическое значение слова, приобретут навык работы с толковыми словарями.
    Техническое обеспечение урока:
    конспект урока, раздаточный материал.
    Содержание урока.
    1. Организационный момент.
    Приветствие учеников. Контроль за подготовкой к уроку.
    - Добро пожаловать на урок, ребята! Давайте поприветствуем улыбкой нашу гостью С.Т.,  улыбнемся друг другу, порадуемся  нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». Повернитесь к партнеру по плечу, улыбнитесь, поприветствуйте его пожеланием «Доброго дня!» Повернитесь к партнеру по лицу и тоже улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнём наш урок 
    2. Актуализация знаний.
    1) Двое учащихся работает у доски: в записанных на доске предложениях расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений.       
    
    Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
    [    ] ; [    — ,  Ι _. _._.Ι, = ].
    
    Край неба алеет; в березках просыпаются, неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около темных скирд...
       [   ] ; [                  ,      ]  ; [      ].
    2) Третий учащийся выполняет разборы из упр. 22
    Схема первого предложения.
    [ - = O, и O, и O, ]  - простое предложение с однородными членами.
    Транскрибирование слова что-нибудь [штон’ибут’]
    3) 2-3 учащихся выполняют орфоэпическую разминку (по карточкам)
    Жалюзи, завидно, загодя, задолго, закупорить, запломбировать, злоба, знамение, зубчатый, иероглиф, избаловать, издавна, издревле, изобретение, изогнутый, иконопись, иначе, инсульт, искоса, искривиться, исстари, исчерпать, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, километр, клеить, коклюш, корысть, кремень, кухонный.
    2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
    Послушайте её стихотворение И. Токмаковой «Плим»
    Ложка-это ложка,
    Ложкой суп едят.
    Кошка-это кошка, 
    У кошки семь котят.
    Тряпка - это тряпка,
    Тряпкой вытру стол.
    Шапка-это шапка,
    Оделся и пошел.
    А придумал слово,
    Смешное слово –плим.
    И повторяю снова:
    «Пилим, плим, плим!»
    Вот прыгает и скачет
    Плим, плим, плим!
    И ничего не значит
    Плим, плим, плим!
    - Удалось ли герою стихотворения придумать новое слово? (нет) 
    -А узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? (нет)
    - Почему это не слово? (оно ничего не значит, не имеет смысла. Значение - важнейший признак слова. Без него слова нет и быть не может.)
    - О чём будем говорить на уроке?
    (О слове и его лексическом значении)
    -Какие задачи поставим к уроку?
    (Вспомнить, что такое лексика и лексическое значение слова, повторить общеупотребительную лексику, диалектизмы, профессионализмы, арготизмы; синонимы, антонимы, омонимы; исконно-русские, заимствованные и устаревшие слова. Научиться отличать их друг от друга)
    3. Работа по теме урока.
    1) Слово учителя:
    - Итак, все слова  языка фиксируются в толковых словарях. Наибольшее количество- 200 000 слов содержится в знаменитом четырёхтомном «Толковом словаре великорусского языка», составленном В.И.Далем полтораста лет назад. 
    Самые полные толкования слов даёт 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учёными Академии наук. В нём объяснено значение 120 000 слов. Недавно появился «Большой словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова. В нём объясняется значение 130 000 слов, в том числе и тех, которые появились в русском языке в последние десятилетия. 
    Посмотрите на словари, которые лежат у вас на столах. Они содержат меньшее количество слов. Конечно, не все слова русского языка каждый из нас использует в своём активном словарном запасе.
    Есть сведения, что…               
    Словарь произведений А.С.Пушкина
    21 000 слов
    Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование 
    10-12 000 слов
    Ваш словарный запас
    ?
    - Давайте, посчитаем. Откройте словарь на любой странице и посчитайте, сколько слов вы знаете и активно употребляете в своей речи. Умножьте это количество на количество страниц в словаре. (выполняют работу). Что у вас получилось?  (3-5 тысяч слов)
    - Какой напрашивается вывод?  (Пополнять свой словарный запас)
    2)  Работа в парах по упр. 23 (вопросы 1-6)
    Учащиеся рассказывают друг другу, что они знают о группах слов по лексическому значению, затем по очереди рассказывают всему классу. Каждое высказывание иллюстрируется примерами, выполняются подготовленные учителем задания.
    А)-Запишите предложения под диктовку.
     1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Почва)
    2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
    3. Земля вращается вокруг Солнца. (Планета)
    4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
    -  Какое слово используется в каждом из предложений? (Земля) Что это за слово с точки зрения лексики? (Многозначное) В каких значениях оно употребляется в разных предложениях?
    б) Одним из способов расширения лексикона является чтение произведений художественной литературы.
    Прочитайте стихотворение О. Фокиной «Родной дом»
    Храни огонь родного очага 
    И не позарься на костры чужие. 
    Таким законом наши предки жили 
    И завещали нам через века: 
    «Храни огонь родного очага!»
    -Найдите слово ( или слова), лексическое значение которых вам не совсем понятно. 
    (Очаг, предок).  
    -А как узнать значение? (обратиться к словарю) -1 способ.
    -(Ищут в словаре слово предок).
    - В словаре значение слова толкуется в словарной статье. Давайте, посмотрим, из чего состоит словарная статья? 
     *Заголовочное слово 
    * Грамматические пометы 
    * Толкование лексического значения 
    * Пример употребления в речи 
    Какая часть в словарной статье, по-вашему, главная? (3).
    (по ходу выполнения этих заданий на доске заполняется схема или таблица о способах толкования слова).
    -Мы обратились к словарю, потому что не совсем были уверены в значении этих слов. Но часто бывает так, что мы знаем слово, а что оно обозначает, объяснить не можем. К тому же словарь не всегда оказывается под рукой. Давайте попробуем научиться толковать значение слова другими способами.
    -Определите тему стихотворения О.Фокиной «Родной дом»
    -Определите главную мысль стихотворения. 
    (Родной дом надо беречь, любить).
    -Объясните, как вы понимаете значение слова родной? 
    (Близкий, дорогой, отчий, дом, где ты родился). 
    -Сделайте вывод, каким образом мы объяснили значение слова родной?
     (Подобрали синонимы) - 2 способ.
    в)  «Умная разминка»: 4 уч-ся выполняют задание у доски, на которой прикреплена карта России. На картинках изображены дома разных народов, населяющих РФ. 
    -Прикрепите картинку с изображением жилища к той территории на карте, где, по вашему мнению, люди живут в таких домах (на картинках изображены чум, яранга, хата, сакля).
    - Уверены, что правильно справились с этим заданием? Если нет, то почему? ( уч-ся не знают, как называются виды жилищ и на какой территории в таких домах  живут).
    -Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить такое задание? 
    (Узнать лексическое значение данных слов и найти информацию о народностях). 
    -Значит, это будет один из видов домашнего задания.
    -Какой из перечисленных видов жилищ есть в нашей местности? (изба)
    -Как вы понимаете, что такое изба? (это дом)
    Показ картинок с домами.
     Многоэтажный дом. Это изба? (нет). Почему? Должен быть один этаж.
     Одноэтажный кирпичный дом. Это изба? (нет). Почему? (должен быть из дерева).
     Коттедж из оцилиндрованного бревна. Это изба? (нет) Почему? (должен быть из рубленого дерева)
    -Сделайте вывод: Изба - это деревянный крестьянский дом.
    -Каким образом мы объяснили значение слова? 
    (Назвали отличительные признаки предмета). И это 3 способ толкования слова.
    Если прекрасная русская поговорка: Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - дом. Хозяйкой дом стоит. Как вы понимаете эту пословицу? К кому это в первую очередь относится?  
    Действительно, сколько дел у хозяйки дома. Послушайте стихотворение  Н. Кнушевицкой «Домохозяйка» 
    Я вам о маме расскажу.
    А кто она? Узнай-ка.
    Но так и быть, я подскажу:
    Она - домохозяйка!
    Вы думаете, просто быть
    Ей самой главной в доме?
    Ведь надо постирать, сварить-
    Тут список дел огромен.
    Она и повар, и портной,
    И врач ещё к тому же.
    Секрет профессии любой
    Знать хорошо ей нужно.
    И, как бухгалтер, посчитать
    Должна она расходы, 
    И, как садовник, поливать
    В горшочках разных всходы.
    Уроки если проверять
    Она со мною сядет,
    Учителя не надо звать:
    Просмотрит все тетради.
    И растолкует, что к чему,
    Без всякого сомненья.
    Задачку если не пойму,
    Даст тут же объясненья.
    И даже сказку перед сном 
    Так прочитает в лицах-
    Любой актёр, узнав о том,
    Сейчас же восхитится.
    Без мамы, без её тепла
    В квартире словно стужа.
    Чтоб рядышком она была, 
    Всегда нам очень нужно.
    На службу маме не идти-
    Её работа дома.
    Нигде такой же не найти
    Профессии весомой.          Н.Кнушевицкая
    
    - Скажите, нужно ли нам заглядывать в словарь, чтобы объяснить значение таких слов, как  повар, учитель, садовник?  
    (Нет. Повар - тот, кто варит, учитель - тот, кто учит). Каким образом мы объяснили слова? ( раскрыли значение части слова). И это- 4 способ толкования значения слова.
    4. Итоги урока.
    -Итак, чем мы занимались сегодня  на уроке?
     (Повторили, что такое лексическое значение слова,  и какие способы толкования слова существуют).
    - Мы говорили о том, что человек «счастлив», если он «счастлив» у себя дома, если у него счастливый дом.
    - А с чем у вас ассоциируется словосочетание «счастливый дом»? Напишите на лучиках солнышка.
     (Мама и папа, семья, любовь, понимание, счастье, когда все вместе и т.д.) 
    А сейчас самостоятельно дайте толкование слову дом и еще одному слову из тех, что вы записали. Для толкования слова используйте любой из 4-х способов.
    Школа тоже становится для нас домом каждый день на несколько часов. Сегодня в нашем классном доме я на правах хозяйки благодарю всех за то, что мы были вместе эти 45 минут и хочу подарить вам на память  фотоколлажи нашей школы, которая всегда ждёт с открытыми дверями своих выпускников. (слайд 20)
         5. Рефлексия.
    Ученики подчеркивают в телеграмме свое мнение об уроке и  отдают её учителю
     Теелеграмма.
    На уроке русского языка по теме «Лексика и фразеология» 
    -- я получил новые знания;
    --мне было интересно;
    --мне было скучно;
    --я  работал в хорошем настроении;
    -- я плохо понял новый материал;
    --мне понравились задания по теме.
     -Знание лексики поможет вам не только в будущем сдать ОГЭ, но и сделает вашу речь красивее, а вас грамотнее. Любите слова и будьте внимательны к ним.
    Будьте уважительны друг к другу и к словам!
    6. Домашнее задание. 
           Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту 
           (не менее 90 слов) на тему: “Нет на свете места краше родного края”, используя синонимы.   
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Хаматгалиева Л. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx