Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Повторение. Синтаксис (Диденко Д.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс.
    Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/Л.А.Т ростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский.- М.: Просвещение, 2014
    Уровень обучения: базовый
    Тема. Итоговое повторение. Синтаксис  современного русского языка 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 5-й урок 
    Цели: обобщение  и систематизация  знаний учащихся по теме «Синтаксис».
    Задачи:
    1) повторить понятие синтаксис, основные языковые единицы синтаксиса;
    2) проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.
    3) вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.
    4) учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к  творчеству.
    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
    Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование
    Ожидаемые результаты:
    Обучающиеся должны уметь: 
    соблюдать языковые нормы (синтаксические);
    уметь делать синтаксический разбор словосочетания и предложения, характеризовать синтаксическую единицу.
    Оборудование: раздаточный материал, аудиоприложение
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
    ХОД УРОКА:
    I. Организационный этап.  Постановка целей и задач урока.
    II.  Речевая разминка
    Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях и исправьте их.
    1) Девочка была одета в длинном темном сарафане и белой кофточке.
    2) В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами.
    3) Главным героем в поэме является молодой лейтенант.
    4) Нас беспокоит ваше заболевание ангины.
    Информация для учителя:
    В предложениях были допущены ошибки в управлении.
    1) Девочка была одета (во что?)  длинный  темный сарафан и белой кофточке.
    2) В рассказе показана уверенность народа (во что?) в победу над фашистами.
    3) Главным героем (чего?) поэмы является молодой лейтенант.
    4) Нас беспокоит ваше заболевание (чем?) ангиной.
    - Какие языковые нормы были нарушены в данных предложениях? (Синтаксические).
    - Укажите вид ошибки (ошибки в управлении).
    - Что будет в центре нашего внимания сегодня на уроке? (Синтаксические нормы)
    - Что является основными языковыми единицами синтаксиса? (Словосочетание, предложение, текст).
    - Какая единица выполняет номинативную функцию? (Словосочетание)
    -Какая единица выполняет коммуникативную функцию? ( Предложение и текст).
    III. Актуализация опорных знаний
    1. Работа в парах (на карточках). 
    Задание: продолжите предложение.
    Словосочетание служит для________________________________________________.  Текст и предложение служат для_________________________________________________. Основными признаками текста являются__________________________________________.
    Словосочетание состоит из _____________________________________________________.
    В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются словосочетания________________________________________________________________.
    Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде _____________________________________________________________________________.
    Предложение бывает __________________________________________________________.
    Структурное отличие сложного предложения в том, что__________________________________________________________________________.
    По наличию средств связи  сложные предложения делятся на _____________________________________________________________________________.
    В зависимости от цели сообщения предложения делятся на _____________________________________________________________________________.
    Простые предложения по количеству главных членов делятся на _____________________________________________________________________________.
    По наличию или отсутствию второстепенных членов – на___________________________________________________________________________.
    Односоставные предложения делятся на ____________________________________________________________________________.
    Структура простого предложения или части сложного предложения может быть осложнена________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
    IV. Прослушивание аудиотекста. Цифровой диктант. 
    Задание: укажите номера односоставных и двусоставных предложений.
    V. Тренировочные упражнения.
    1) Выпишите из предложения подчинительные словосочетания и выделите главное слово. Определите тип синтаксической  связи в словосочетаниях.
    Снега днем слепили нестерпимой белизной, а ночью зеленовато горели (В.А.Солоухин).
    2) Устно. Укажите способ связи в словосочетаниях.
    Читающий мальчик, наше село, первый ученик, слушать новости, гостить у друга, увеличить втрое, переписать набело, новые учебники, акция милосердия, немного легкомысленный, движение на дороге, непривычно тихо, лисий хвост, такой порядок, по-осеннему скучно, жаркое по-домашнему.
    3) Прочитайте стихотворение В.Ф.Бокова. Какие предложения по цели высказывания использовал автор? Дайте характеристику 4-го предложения.
    Окрасилась ярким румянцем осина.
    Пылают рябины багряного дня.
    - В чем сила твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том сила моя,
    Что ты любишь меня. 
    4) Прочитайте предложение. Объясните, чем оно осложнено.
    Чарующая роскошь растительности, блеск моря, зелени и света, переливы то нежных, то ярких красок, сверкающих под лучами солнца, тихо плывущих в бирюзовую высь, - все это казалось какой-то волшебной декорацией. (К.М.Станюкович).
    
    5) Выпишите из данных предложений только те, в которых есть вводные слова, расставьте знаки препинания. Укажите вид сказуемого.
    1. Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье.
    2. Определенно он опоздает, я ведь его хорошо знаю.
    3. Между тем ребята долго не могли успокоиться.
    4. Вдруг налетел холодный ветер и лодку понесло в открытое море.
    5. К счастью погода была тихая.
    6. Разумеется это правда.
    7. Итак все мои надежды рушились.
    8. Очевидно он это сделал заранее.
    VI. Работа по учебнику.
    Упр. 252. 
    Прочитать высказывание Петра Первого. Определить, можно ли считать его текстом. Списать, расставить пропущенные знаки препинания. Обозначить графически обособленные определения.
     Упр. 254. 
    Определить стиль  и тип речи. Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. В простых предложениях подчеркнуть второстепенные члены. В сложных предложениях выделить грамматические основы.
    VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
    - Чем полезен был для тебя этот урок? 
    - Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? 
    VIII. Домашнее задание: упр. 256, 258
    
    
    
    
    - 
    
    
    
     

    Автор(ы): Диденко Д. Р.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx