Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Повторение. Типы и стили речи.

Текст урока

  • Конспект

     Урок русского языка по теме: «Повторение: типы и стили речи».
    Тип урока: урок повторения пройденного материала
    Класс: 9
    Учебник: М.М.  Разумовская. Русский язык 9 кл, «Дрофа», 2009 г.
    На изучение данной темы отводится 1 час
    Цели урока:
    1)  Вспомнить о разновидностях стилей речи, выявить общие для всех стиле признаки.
    2) Закрепить умение анализировать текст.
    3)  Научиться находить признаки, характерные для каждого стиля.
    
    Задача урока: повторить признаки текста, его особенности,  типы и стили речи.
    Ход урока.
    1. Стилистическая разминка
    
    Задание:
    - Найдите упражнение 253. Прочитайте тексты. Определите стиль каждого из них. Обоснуйте свой ответ.
    
    
    2. Обобщение изученного
    
    1. Проверьте свои знания по таблице на странице 163.
    2. Анализ таблицы.
    
    - Самую важную информацию вы найдете в двух последних колонках. Что еще здесь можно добавить? (Перечислить языковые средства, лексические и синтаксические.)
    - Карандашом допишите, каковы синтаксические особенности каждого стиля. Например, научный - употребление вводных конструкций, СПП причины, цели; разговорный – употребление обращений, неполных предложений; публицистический, художественный – употребление обособленных членов предложения и т.д.
    3. Стилистический практикум:
    1. – А теперь давайте сопоставим тексты на одну тему, но написанные разными стилями.
    Упражнения 254, 255, 257 устно.
    2. - Проанализируйте один из текстов. Объясните, к какому стилю данный текст относится и почему.
    4. Актуализация знаний. Вспомнить все о типах речи и их разновидностях:
    - Рассмотрите таблицу упр.254 и расскажите об известных вам типах речи и их разновидностях.
    - Прочитайте отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», данный в упражнении 259. Найдите в тексте известные вам типы речи и их разновидности. Их границы обозначены в тексе вертикальными линиями; рядом на полях кратко укажите название типа речи. Устно обоснуйте ответ.
    5. Подведение итогов:
    - В завершении нашего урока давайте вспомним то, о чем мы с вами сегодня говорили.
    Сколько всего стилей существует в русском языке? Назовите их. Какие типы речи вы знаете? Назовите их.
    6.Домашнее задание: Упражнения 255, 259 карандашом.
    
                                 
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Матненко Л. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Конспект урока.Типы  и стили  речи.Повторение. 9 класс.
    Цели:1)Повторить типы и стили речи.
    2)Закрепить умение  создавать лингвистический текст по заданному типу речи.
    3)Формировать умение  работать коллективно.
    Ход урока.
    1)Проверка Д/З
    Упр 13,17.
    ТПО №10,12.
    2)Стилистическая разминка.
    Продолжи предложение.
     Ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение  называется...(текст)
    Тип  речи, при котором текст отвечает на вопрос  почему,называется ...(рассуждение)
    Тип речи,при котором текст отвечает на вопрос   что произошло,называется (повествование)
    Тип речи при котором  текст отвечает  на вопрос  какой,называется (описание)
    Книжный  стиль,используется  в художественных произведениях ,называется..(художественный)
    Книжный стиль ,используется в научных трудах,учебниках и учебной  литературе,называется...(научный)
    Этот стиль используется  в газетах,журналах,в передачах   радио и телевидения,в выступлениях,на собраниях и митингах  и называется...(публицистический)
    3)Обобщение  изученного.
    Работа  по группам.
    Определите  стиль и тип  речи.
    Раздаточный материал.
    1) Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах. 
    2)  Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек.. . Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
    3) 
    
    Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. 
    
    Проверка 1-художественный,повествование.
    2-публицистический,рассуждение.
    3-описание,научный.
    4)Стилистический практикум.
    А)Лингвистическая  разминка.
    Расположите предложения   правильно,чтобы получился  текст.
    АЛуна-единственный спутник планеты Земля.
    ГЛуна вращается вокруг Земли.
    ЕТакже на Луне есть памятник,посвященный погибшим космонавтам,сделанный из алюминия.
    ЖРасстояние между Луной и Землей-384,400 км.Луна-является второй по яркости.
    ЗПервым,кто побывал на ней-это всем известный Юрий Гагарин.
    КПосле 108 минут полета он приземлился в Саратовской области
    .МБлагодаря нему,у нас есть праздник-12 апреля День космонавтики!
    Выберите  правильный вариант  1)МКЗЖАГЕ,2)АГЕЖЗКМ,3)ЖЗАГЕКМ
    Б) Работа   с учебником.
    Стр 163 упр 252,упр 253.
    В)Работа с текстами из   сборников  по подготовке к  ГИА (определение типов речи и стилей.)
    5)Выставление  оценок.
    6)Составление  синквейна.Стиль речи.
    7)Домашнее задание.параграф  28-29,упр  259.
    
     

    Автор(ы): Мухина О. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx