Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Русский язык-национальный язык русского народа

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: русский язык
    класс: 9
    Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А.-3-е изд.-М.:Дрофа,2001.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Русский язык - национальный язык русского народа
    Количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
    Цели урока: дать представление о русском языке как языке русской нации, языке межнационального общения, повторение орфограмм.
    Задачи урока:   развитие  речи учащихся, воспитание уважения к русскому языку, пробуждение  чувства патриотизма в учащихся.
    Техническое обеспечение урока: учебник, словари.
                                                     Ход урока
    І. Организационный этап.
    ІІ. Актуализация опорных знаний.
    Беседа по вопросам:
    1.Что вы  можете сказать о русском языке как национальном?
    2.Что способствовало тому, что русский язык стал одним из мировых языков?
    3.Происходят ли изменения в языке со временем? Что тому причиной?
    ІІІ. Мотивация учебной деятельности
    1. Слово учителя. Пожалуй, самым главным изобретением человечества является язык. К языку нужно относиться бережно. Вы согласны со мной?
    Формулировка темы урока: «Русский язык - национальный язык русского народа».
    - Прочитаем еще раз эпиграф. Скажите,  как соотносятся эпиграф и тема нашего урока? Должны ли мы сегодня говорить  о том, что существуют проблемы в языке?Действительно ли язык требует защиты и охраны?
    IV. Работа над темой урока. 
    1. Слово учителя.
    Русский язык многофункционален. Он богат, выразителен, звучен. На русском языке созданы произведения классиков русской литературы, труды ученых. Русский язык — один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас.
    Мы с вами изучаем современный  литературный язык. Это нормированный язык, подчиняющийся определенным законам. Кроме того, он существует  и в письменной, и в устной форме.
    -С помощью словаря определите значение слов «национальный», «нация». Прочитайте самостоятельно статью учебника  о национальном языке в рубрике «Возьмите на заметку» на стр.4-5
    2. Практическая работа. Откройте учебник на стр.3. Выразительно прочитайте отрывок лекции В.Кюхельбекера. Актуальны ли эти слова сегодня?Объясните смысл высказывания. Выпишите ряды однородных членов.
    4. Физминутка.
    5.Групповая работа. Класс делится на 4 группы. Познакомьтесь еще с одной лекцией Кюхельбекера (упр.2)
    1 группа: выписать слова с проверяемыми написаниями;
    2 группа: выписать слова с непроверяемыми написаниями;
    3 группа: выполнить  синтаксический разбор третьего предложения;
    4 группа: объяснить расстановку знаков препинания.
    6.Выполнение упр.5  Списать, подчеркивая однородные члены предложения. Какова основная мысль текста? Как она соотносится с эпиграфом к уроку?
    7. Рефлексия. 
    -Что нового ты узнал на уроке?
    -Было ли тебе интересно на уроке?
    -Как ты оцениваешь свою работу? 
    Подведение итогов урока.
    8. Домашнее задание упр.7, выучить наизусть стихотворение И.С.Тургенева. Подготовиться к письму по памяти.
    Подберите свои пословицы о языке. Ответьте на вопрос: какой смысл, мудрость заложены в этих пословицах?
     

    Автор(ы): Кинжитаева Г. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.doc
  • Конспект

     Название предмета Русский язык
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания )Русский язык, М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, 2007
    Уровень обучения базовый
    Тема урока: «Русский язык – национальный язык русского народа»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 час
    Место урока в системе уроков по теме: вводный урок 
    Цель урока: дать представление об особенностях русского языка как национального.
    Задачи урока: дать представление об особенностях русского языка как национального, его назначении, образовании и развитии; повторить ранее известные сведения о функциях русского языка; показать роль русского языка в современном мире;  закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану, использовать дополнительную справочную литературу; формировать навыки анализа лингвистического текста и создания собственного высказывания на лингвистическую тему, развивать память, логическое мышление, речь,  воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к родному языку.
    Планируемые результаты: учащиеся должны знать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации средства межнационального общения.
                                                             Содержание урока
    Урок № 1.  Тема:   Русский язык – национальный язык русского народа. 
    Оборудование: эпиграф 
    Ход урока: 
    1. Организационный момент. Знакомство с учебником, целями и задачами курса русского языка в 9 классе.
    2.Актуализация знаний. Работа с эпиграфом, с.3
    …Каждое слово языка, каждая его форма 
    есть результат мысли и чувства человека, 
    через которые отразилась в слове природа
                                                                                                страны и история народа.
    К.Ушинский
    -Как вы понимаете смысл высказывания?
    А) Вступительное слово учителя
    	 Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения. Это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура. Это официальный язык Российской Федерации. Поскольку наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Мы живём в местности, где проживает большое количество людей разных национальностей. Именно русский язык объединяет наши народы в единое целое. Наша задача -сохранить это уникальное наследие для будущих поколений.
    О красоте родного языка говорили и говорят писатели поэты, учёные. Познакомимся с некоторыми высказываниями.
    Б). Работа с текстами.
     (Через проектор с пропущенными орфограммами и знаками препинания)
    1)Язык – это след многотысячелетнего производительного труда человеческого общества. Язык – это отложенные кристаллы миллиардов трудовых движений, жестов и духовной энергии, вызванной бытием в труде и борьбе. Все сложные движения нашей психики получают форму в языковом определении. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как.(Л.Н.Толстой)
    2) Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь. 
                         (А.Н.Толстой)
    -Что объединяет высказывания?
    
    3.Работа над новым материалом.
    - Чтение текста упр.1; беседа по вопросам учебника.
    
    4.Закрепление материала.
    Сочинение-миниатюра.
    Тема: «Какова роль  русского языка как национального языка?»
    5.Итог урока. О какой функции русского языка мы говорили на уроке? Какое место занимает русский язык в мировом пространстве?
    6.Домашнее задание: §1; найти и выучить высказывания о русском языке
    
     

    Автор(ы): Колесник В. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx