Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Деловые бумаги (Хабибуллина Р.Т.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Название предмета:  Русский язык
    Класс 9
    УМК:  М.М.Разумовская. Русский язык. М. Дрофа, 2010г.
    Уровень обучения – базовый
     Тема: «Деловые бумаги»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 29
    Место урока в системе уроков по теме 54
     Цели урока:
    -закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;
    -формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни;
    -совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
    Задачи: 
    - повторить общие признаки официально-делового стиля речи;
    - развивать умения и навыки составления деловых бумаг;
    - совершенствовать речевую и письменную грамотность.
    Планируемые результаты: Знать: отличительные особенности  ДЕЛОВОЙ РЕЧИ.
    Уметь: пользоваться сред­ствами деловой речи в соот­ветствующих речевых си­туациях
    Техническое обеспечение урока: компьютер презентация, 
    Оборудование урока: раздаточный материал с образцами деловых бумаг.
    ХОД УРОКА
    При официальных отношениях 
    людей нельзя обойтись 
    без официальных выражений и слов.
    К.И. Чуковский. 
    1. Лингвистическая разминка.
    Сегодня у нас урок развития речи, и посвящён он одному из стилей речи. Вспомним, какие мы знаем стили речи? 
    А вот какой стиль речи будет в центре нашего внимания, догадайтесь сами.
    Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.
    1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный), 
    б) устранить возгорание (официально-деловой), 
    в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);
    2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный), 
    Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)
    Задание 2. вставить буквы и определить стилевую принадлежность слов. 
    Адм…н…страц…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…н…вить, уч…реждение, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, пр…блем…а, пр…фес…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ин…ц…ативный, к…л…кти…;
    иметь (в)виду следу…щее, вп…сле… стви…, (в) течени…, (в) продолжени… мес…ца..
    Задание 3. Составить глагольные словосочетания со словами: 
    акт - (составить)  претензии – (предъявить)  заявка – (написать)  отчет – (сделать)
    благодарность – (объявить)  выговор – (объявить)   документ – (оформить)
    подпись – (поставить) расписка – (дать) справка – (написать)
    2.Целеполагание.
    В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок и т. д.  Правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.
    Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка.
    Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография»
    Цель (определяется вначале детьми), затем подытоживается учителем:научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни. 
    3.Словарная работа. На уроке нам понадобятся новые слова
    Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.
    Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.
    Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.
    Экспрессия – выражение чувств, переживаний.
    Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.
    Социальный – общественный.
    Автобиография – описание жизни пишущего. 
    3. Повторение сведений об официально-деловом стиле. 
    -Что вы знаете об официально-деловом стиле?
    И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке
    Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.
    Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам. 
    Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой
    - Где встречается? 
    (Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.
    - Отличительные особенности?
    (Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.)
    -В чем особенность употребления языковых средств?
    4.Работа в   парах  с материалами учебника стр.92. 
    1группа - лексические особенности.
    ( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)
    2 группа - грамматические особенности.
    ( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)
    3 группа - синтаксические особенности.
    ( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)
    - Назовите речевые особенности.
    ( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)
    5.Слово учителя. 
    Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю и т.п.
    Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная.
    Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал:
    «… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».
    Он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».
    5. Изучение нового материала. Заявление.
    - Когда и по какому поводу пишутся заявления? 
    (Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)
    Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений.
    - Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление? 
    Запись компонентов в тетрадь.
    1. Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
    2. От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
    3. Заголовок (заявление.)
    4. Текст заявления.
    5. Что прилагается?
    6. Дата и подпись.
    7. Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу.
    - Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца?
    ( Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер)
    -Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.
    Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс.
    Дополнение учителя.
    -Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.
    - Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.
    5. Изучение нового материала. Автобиография. 
    -Что такое автобиография?
    -Когда она нужна?
    -Из каких компонентов состоит?
    Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего. План автобиографии дан в учебнике. Сравните его с тем, что на экране. (Слайд 12-13)
    1. 
    1. Заголовок (автобиография) в центре.
    2. Фамилия, имя, отчество.
    3. Дата и место рождения.
    4. Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).
    5. Дата поступления в школу и ее окончания.
    6. Начало и последующее время работы и указание места (если работает).
    7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время). 
    8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.
    9)Дата составления и подпись.
    Чтение автобиографии с последующим анализом, при этом обращается внимание на обособленные приложения. 
    Автобиография
    Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.
    Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.
    В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.
    В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.
    10.02.2002 г. А. Берестов
    Автобиография
    Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
    Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
    Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
    В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
    В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
    Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе.
    12 мая 2002 г    __________ Степаненко А.
    - Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?
    ( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения) 
    - Какая лишняя информация содержится в тексте?
    - Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.
    Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.
    Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.
    Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.
    Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко.
    6.   Итог  урока:
    -О каком стиле речи шёл разговор?
    -Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д.
    -Какие 2 документа научились составлять?
    -Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?
    7.Задание на дом: Упр.210 устно, написать автобиографию в форме официального документа
    8.Рефлексия.  
    Продолжи предложение:   Я   знаю ….
                                                    Я   умею…..
                                                    Я   хочу……
    
    
    
     

    Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Приложение

     Приложение 1
    
    
    
    Директору МБОУ СОШ №1
    Ивановой И.И.
    ученика 9 Б класса
    Фролова Ю.П.
    заявление.
    Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях
    7 ноября 2004 года (подпись)
    -К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать»или «С уважением…» 
    -Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).
    Директору Экономического бизнес-колледжа 
    Сергееву Владимиру Владимировичу 
    Попова Игоря Александровича, 
    проживающего по адресу: 
    Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5
    заявление.
    Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
    Прилагаются следующие документы:
    1. Автобиография.
    2. Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
    3. Три фотографии.
    4. Медицинская справка.
    5. Справка с места жительства.
    ___________(подпись) 
    1 июля 2016 г
    
     

    Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.

    Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.docx

Другие материалы