Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Развитие речи. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Русский  язык
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания)Учебник «  Русский  язык  для 9 класса» под редакцией  М.М.Разумовской.М.-Просвещение,2010г
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    Тема урока: Развитие речи. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1  час
    Место урока в системе уроков по теме: урок комплексного применения знаний.
    Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия.
    Задачи урока:
    Образовательные задачи урока:
    1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
    2. Добиться усвоения учащимися знаний по теме «Способы и средства связи предложений в тексте».
    3. Устранить пробелы в знаниях учащихся по темам:
    «чередование гласных в корне слова»;
    «однородные члены предложения».
    Развивающие задачи урока:
    1. Развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя).
    2. Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи.
    3. Развивать навыки группового и парного взаимодействия.
    4. Развивать навыки практической деятельности, формировать орфографический и пунктуационной навыки.
    5. Развивать эвристическо-исследовательские навыки познания; умение действовать самостоятельно.
    Воспитательные задачи урока:
    1. Развивать умение оценивать результаты своих действий, регулировать и контролировать этапы своей работы.
    2. Воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову.
    3. Формировать потребность изучать язык.
    4. Воспитывать эстетические чувства, взгляды школьников.
    5. Вести духовное воспитание подростков.
    Форма урока: смешанный урок. 
    Материальное обеспечение урока: 
    1. На классной доске запись темы, эпиграф к уроку.
    2. На столах: рабочие листы (на каждого ученика), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений.
    3. Выставка книг о языке.
    Методы:
    слово учителя;
    беседа;
    анализ языкового явления;
    работа со словарём;
    работа с текстом;
    работа по орфографии, пунктуации, синтаксису.
    Конспект урока 
    Мы, русские, интересны остальному миру своим духовным 
    взглядом на бытие, именно эта духовность отражена в ключевых 
    словах нашего языка – совесть, счастье, благородство.
    Т. Миронова «Крест и меч»
    1. Организационный момент.
    Слово учителя о целях урока.
    2. Выразительное чтение текста.
    (читает учитель или заранее подготовленный ученик).
    1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
    4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
    (М. Миронова)
    3. Беседа с классом.
    – Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой).
    – Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове).
    – Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения?
    4. Работа с толковым словарём.
    Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради.
    мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты.
    всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в.
    метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
    богослóв, -а, м. Специалист по богословию.
    5. Продолжение беседы.
    – Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац)
    (1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово.
    2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.)
    Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания.
    – Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.
    (1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека;
    2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.)
    Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку.
    Задание 2. Озаглавьте текст.
    (Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.)
    – К какому стилю можно отнести текст? Докажите.
    (Текст публицистического стиля. 
    Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию.
    Сфера применения – статья в газете, текст выступления.)
    Каков жанр? Выберите верный ответ.
    А) выступление на митинге;
    Б) публичная лекция;
    В) репортаж;
    Г) информация;
    Д) хроника;
    Е) интервью.
    – Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность)
    Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи.
    Таблица 1
    Лексические
    слова общественно-политического звучания;
    торжественная лексика;
    книжная лексика;
    использование антонимов;
    слова с переносным значением.
    Морфологические
    использование отглагольных существительных;
    использование существительных в мужском и среднем роде.
    Синтаксические
    простота синтаксических конструкций;
    использование обращений;
    риторические вопросы;
    использование анафор;
    синтаксический параллелизм;
    побудительные и восклицательные предложения;
    неполные предложения.
    Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2
    – Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение)
    – Какова разновидность? (рассуждение-размышление)
    Таблица 2. Типы речи
    Тип речи
    Разновидность типа речи
    Повествование (что произошло?)
    изобразительное
    информативное
    Описание (какой?)
    предмета
    места
    состояние среды
    состояние человека
    Рассуждение (почему?)
    доказательство
    объяснение
    размышление
    – Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис)
    – А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста)
    – Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный)
    а) последовательный
    
    б) параллельный
    
    – С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3
    Таблица 3
    Лексические
    слова одной тематической группы;
    слова со значением «целое и его части»;
    прямой повтор;
    синонимы;
    антонимы.
    Интонационные средства
    длина фразы;
    ритмика;
    интонация.
    Морфологические
    союзы, союзные слова, частицы;
    местоименные слова, в том числе наречия;
    видовременные формы глаголов:
    степени сравнения прилагательных и наречий.
    Синтаксические
    порядок слов;
    синтаксический параллелизм;
    антонимическая организация текста;
    расчленённые конструкции;
    неполные предложения;
    вводные слова и предложения.
    Задание 5
    В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи.
    – Какое фонетическое явление можно наблюдать?
    (выбор – отглагольное существительное;
    выбирáя – деепричастие.
    Фонетическое явление – чередование звуков).
    – Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся).
    Задание 6
    В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное)
    Задание 7
    Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает).
    Задание 8
    Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже)
    – Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2)
    Задание 9
    Укажите способ подчинительной связи.
    познаёт добро __________
    словесное давление __________
    делают впервые __________
    Задание 10
    Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения:
    Постигнув силу слова…
    1. были созданы замечательные произведения русской классики;
    2. добро может победить зло;
    3. происходит выбор между добром и злом;
    4. человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.
    – На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста?
    (– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
    – правописание приставок;
    – «н» и «нн» в словах разных частей речи;
    – правописание чередующихся гласных в корне слова).
    – Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста?
    (– знаки препинания в предложениях с однородными членами;
    – тире между подлежащим и сказуемым;
    – запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях;
    – обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.)
    Подведение итогов урока
    – Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)
    – Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно)
    – Какими примерами народной мудрости можно завершить урок?
    (Язык, что бритва.
    Не бей кулаком, ударь словом.
    Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
    Слово не стрела, а пуще стрелы.
    Слово не обух, а от него люди гибнут.
    Язык голубит, язык не губит.
    Не ножа боится, а языка.)
    Обращение к эпиграфу (на доске)
    Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова».
    Стихотворение В. Шефнера «Слова»
    
    Много слов на земле. Есть дневные слова -   
    В них весеннего неба сквозит синева.
    Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
    Есть слова - словно раны, слова - словно суд,
    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
    Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
    Но слова всем словам в языке нашем есть: 
    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
    Повторять их не смею на каждом шагу,-      
    Как знамена в чехле, их в душе берегу.
    Кто их часто твердит - я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму.
    Он не вспомнит о них на горящем мосту,    
     Их забудет иной на высоком посту.
    Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах,
    Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, 
    Не твердя этих слов, умирали за них.
    Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни!
    И не делай их слугами в мелком быту –
     Береги изначальную их чистоту.
    Когда радость - как буря, иль горе - как ночь, Только эти слова тебе могут помочь!
    
    
    
    О чем заставляет задуматься стихотворение?
    Задание 11.
    Составьте свой синквейн, работать можно парами. Четные парты тема «слово», нечетные парты тема «язык».
    Язык. 
    Мудрый. Сильный. 
    Учит. Помогает. Вдохновляет. 
    Язык мой – друг мой. 
    Сила! 
    
    Слово.
    Доброе и гневное.
    Ведёт. Спасает. Убивает.
    Слова всем словам в языке нашем есть.
    Оружие.
    Слово о работе учащихся на уроке
    Оценочная деятельность
    Домашнее задание
    В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения.
    В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование.
    
    
     

    Автор(ы): Старовойтова Т. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку