Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Язык современного делового человека

Текст урока

  • Конспект

     Урок 55      Развития   речи
    Тема: «Язык современного делового человека».
    
    Цели урока: 
               1)повторить и систематизировать изученное об   
               официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность
               умения владеть речевыми нормами в жизни человека;
               показать необходимость
               владения деловым стилем в повседневной жизни; научить
               составлять документы необходимые в повседневной жизни; 
               2)развивать умение пользоваться этим стилем на   
               практике; развивать устную и письменную речь уч-ся; 
               развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать  
               речевое поведение в соответствии с задачами общения;
               3)воспитывать самостоятельность; воспитывать 
               ценностное отношение к слову; расширять кругозор уч-ся;
               воспитывать уважение к родному языку, его богатству.
    
    Надпись на доске:
                Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как  он говорит…                                                                                                          Д.Лихачёв.
    
    Ход урока:
    1.Организациооный момент.
    
    Вступительное слово учителя:
    - Какие стили речи мы с вами учили на прошлых уроках?
    - Изобразите  схему – речевая  ситуация  делового стиля?
    На сегодняшнем  уроке мы продолжим разговор о деловом стиле,  в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.
    - Какие  виды деловых бумаг вы знаете?
    
    2.Актуализация знаний.
    - В чем  особенность  этого стиля? (Официальная обстановка, шаблонность- стандартность).
      Точность, чёткость, краткость, ясность.)
    
       Задание №  1 .
    - Посмотрите у вас на столах  деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону  оно написано?
    
      Задание № 2 . Доверенность.
    - Зачем используют?
    
      Задание № 3 . Расписка.
    
    - До  данной  темы «Речь», что мы учили?
    - Найдём Сложносочиненное предложение.  Выполним  разбор предложения, не касаясь второстепенных членов. Составим схему и прочитаем её.
    - Есть ли  здесь  бессоюзное сложное предложение? Или хотя бы элемент? У доски выполним  полный разбор и составим схему.
    Объяснить  все знаки препинания.
    
    
       Задание №  4 . Орфографическая страничка. 
    (Самопроверка с объяснением отдельных элементов).
    
    3.Работа по теме урока.
    
       Задание № 5  .
    - Речь пойдет о деловом общении. Деловое общение, как и любое другое , начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения. 
    - Как вы думаете, о чём идёт речь? Верно  о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.
    - Ребята самостоятельно  подготовили  материал об этом предмете. Мы сейчас послушаем, что у они об этом скажут.
    -Спасибо ребятам за  информацию.
    - Теперь подумаем, какие  правила пользования визитками.
    Правило № 1:
    Как нужно вручать визитку?
    ( Желательно свою визитку преподносить  правой рукой. Это  важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах существует поверье,  что многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, следует  назвать вслух свою фамилию и имя. Помнить об этом, если они звучат несколько необычно. Тем самым вы облегчите общение и понимание.
    
    № 2:
    В случае, когда ваш партнёр протягивает вам визитку,  следует показать как её принимать.
    (Желательно  принимать двумя руками, этим вы подчеркнёте  уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Не следует  класть её в задний карман брюк – это невежливо. Не нужно  её вертеть в руках, мять, так как  это может быть истолковано как неуважение.)
    - Нетактично, получив карточку, не предложить или дать свою. Это может быть понято как оскорбление.
    
    Задание №  6  . – Ваша  встреча  с деловым партнёром в кафе.
    Подумайте чем  можно  угостить вашего  делового партнёра: чашечкой Каппуччино или Капучино, Эспресо или  Эспрессо?
    
    Задание №   7 . (в устной форме).
    Работа над  лексическим значением слов. (Стр. 211).
    - Устно объяснить  значение приведённых данных  слов и в письменном виде составить  с ними предложения.
    Откуда, с какого языка пришли эти слова?
    Как вы думаете, нужно  ли использовать заглавные буквы и кавычки?
    (капучино и эспрессо)
    - Что можете сказать  об этимологии этих слов?
    (Эспрессо в буквальном смысле  означает «выдавленный»)
    Само название «капучино» родственно слову «капуцин» (от итальянского капюшон), т.е. представитель католического  монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Этот кофе назвали  так,  по белому «капюшону» из-за  молочной пены.
    
       Задание №  8. Деловое письмо.
    Существуют следующие правила составления делового письма:
    - точность (во избежание  неясного понимания изложенного)
    - лаконичность (записанные вами  3 листа деловому человеку читать некогда)
    - убедительность (можно достичь  двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо можно отложить, если первая фраза не вызывает интерес).
    Существуют моменты, когда  письмо следует писать от руки (аккуратным, разборчивым почерком) – это подчёркивает значение адресата для автора письма.
    - Прочитаем образец. Это деловое письмо?
    Составим его правильно.
    
    Задание № 9. Работа с паронимами.
    
    Задание № 10. Оратор. Важно  умение владеть языком, знать  его особенности.
    Я скажу вам английские пословицы, а вы подберите к ним эквиваленты на  русском. Ваши  знания это – уважение к своему родному языку!
    
    4. Домашнее задание.
    - Как вы понимаете значение слова автобиография?
    А как нам его объясняет словарь?
    - Почему нельзя сказать свою автобиографию?
    - Какую структуру имеет этот документ? (стр.220)
    - Прочитайте  текст упр. №308. Так можно писать? Почему?
    Дома напишите  автобиографию, можно опираться  на материал стр. 220. и упр. №307.
    - Возникли ли  вопросы   по домашней работе?
    
    5.Подведение итогов урока.
    - Что для вас было новым на уроке?
    -Что больше всего запомнилось и понравилось? Почему?
    - Было ли что-то ненужным неинтересным?
    6.Рефлексия. (смайлики по настроению)     
    
     

    Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx