Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Русский язык
    Класс: 9
    УМК: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.)
    Тема: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»
    Общее количество часов: 2
    Цели: 
    1. Ввести понятия «функция знака», «разделительная функция знака», «выделительная функция знака» в лексикон учащихся. Продолжить работу по теме «Синтаксис».
    2. Продолжить развитие устной монологической и диалогической речи учащихся.
    3. Сформировать у школьников навык самостоятельной работы. Продолжить воспитание чувства взаимопомощи и милосердия к окружающим.
    
    Литература:
    
    Учебник по русскому языку для 9 кл. Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.)
    
    Оборудование: компьютер, экран, доска, карточки с индивидуальными заданиями.
    
    Содержание уроков (2 ч.):
    
    1. Лингвистическая разминка.
    Подберите синонимы к словам: презентация, санкция, конференция, актуальный, резюме, кропотливый.
    
    2. Актуализация знаний. 
     -Что изучает синтаксис?
    - Составьте простое предложения. Докажите, что это предложение простое.
    - Составьте сложное предложение. Докажите, что оно сложное.
    - Перечислите сочинительные союзы.
    - Назовите подчинительные союзы.
    
    3.Объяснение нового материала.
    -  Работа с учебником (страница 30). Прочитайте данные предложения, ответьте на вопрос: в каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких – выделяют части сложного?
    - Сформулируйте тему урока.
    
    4.Закрепление.
    Работа с карточками. Задание: определить тип предложения и функцию знака препинания.
    
    Карточка 1:
    Безжалостная полярная зима надвигалась все ближе (,) и путников постоянно задерживали в пути самые разнообразные препятствия. Когда дело дошло до переноски груза (,) рабочие куда-то исчезли.
    
    Карточка 2:
    Путники шли по извилистым тропам (,) и волна оглушительного шума смыкалась за их спиной. Тропинка была так узка (,) что по ней едва могла пройти лошадь.
    
    
    
    Карточка 3:
    Она услышала приближающиеся шаги дяди (,) и все для нее стало простым и ясным. Я все время был поглощен поисками племени индейцев (,) у которых можно было бы добыть нарты и погонщиков.
    
    (По произведениям Джека Лондона)
    
    5.Синтаксический разбор предложения. Взаимопроверка.
    Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
    
    (И.С.Тургенев «Записки охотника»)
    
                                                              
                                                           Физминутка
    
    5.Самостоятельная работа. (предложения проецируются на экран)
    Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, определить тип предложения. 
    
    Счастьем для человека является встреча с учителем, который станет для детей путеводной звездой, научит доброте и справедливости. Наступила осень, и деревья окрасились в багряные тона. Вечерний город манил шумом и суетой, однако душа рвалась к тишине и покою. Маша вспомнила, что в летние вечера она с бабушкой часто сидела у ворот на скамейке. На улице шумел дождь, деревья гнулись от порывистого ветра и бились ветками об окно веранды. Всю ночь шел снег, и наутро соседские ребята лепили снеговика у ворот.
    
    6.Творческая работа.
    Прочитайте текст. Определите стиль речи. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Продолжите текст собственным описанием. 
    
    Большое облако проплывая с запада на восток кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные завитки облака. 
                                                                    (по В. Пескову)
    
    
    7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    -Что осталось непонятным?
    
    8.Домашнее задание.
    Подготовиться к сочинению по упражнению 59 (черновики).
    
    9.Выставление оценок и их комментирование. 
    
    Второй урок по данной теме посвящается работе над сочинением по упражнению 59
    (Учебник «Русский язык 9 класс» Авторы: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.). 
    
     

    Автор(ы): Касьянова В. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx