Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок-зачет по теме: "Сложные предложения"

Текст урока

  • Конспект

     Тема урока: Урок - зачёт по теме «Сложные предложения»
    Цели: 
    Образовательные:
    обобщить и систематизировать знания  о сложных предложениях.
    Воспитательные:
    отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, 
    стимулировать интерес учащихся к изучению русского языка;
    вовлечение в активную деятельность каждого ученика;
    Развивающие:
    формировать умения самоконтроля и самопроверки. 
    
    Оборудование: задания разноуровневые, тесты.
    
    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
    
    Содержание урока
    
    «Чтобы воспользоваться всеми 
    сокровищами  русского языка, 
    нужно хорошо знать его,
     нужно уметь владеть им». 
    Н.А.Добролюбов 
    I. Вводный (организационно-мотивационный) этап 
    Приветствие учителя и учащихся. Подготовка учащихся к работе.
    Постановка цели и задач урока.
    Ребята, мы  изучили последнюю группу сложных предложений. Как вы думаете, какая тема будет нашего урока сегодня? (Повторение  темы «Сложное предложение»). 
    -  Какие задачи урока предстоит нам решить? (Отвечают дети)
    Учитель: Да, ребята, сегодня вам предстоит вспомнить все изученное по теме «Сложное предложение» и на практике показать свои знания. Урок наш пройдёт в форме зачёта. 
    А прежде, чем мы начнём наш урок-практикум, обратимся к эпиграфу Н.А.Добролюбова.
    Кто желает прочитать нам его? Как вы понимаете эти строки? Как они относятся к нашему уроку?  
     Учитель: А я хотела бы добавить к вашим высказываниям, что каждый учащийся должен  в полной мере владеть устной и письменной речью,  и в этом нам поможет русский язык. Благодаря  упорству, трудолюбию вы можете добиться хороших успехов в учёбе, а также успешно сдать ГИА.
    II. Основной  (информационно-аналитический) этап
    Учитель:
     Оценивать свои знания будете, ребята, на листках самоконтроля, с помощью    ключей на слайдах.
     0 ошибок – «5»,  1-2 ошибки – «4»,  3-4 ошибки - «3», 5 ошибок -«2» 
    Зачет  будет состоять из двух частей: устной и письменной. Письменную часть вы выполняете самостоятельно.(Работа на карточках)
     
    Устная часть
    
    Игра «Верите ли вы» (отвечайте да или нет)  
    
    1.Верите ли вы, что пунктуация - раздел языка,  изучает постановку знаков препинания в предложении.(да)
    2. Верите ли вы, что простые предложения соединяются в сложные двумя  способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)
    3. Верите ли вы, что в ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)
    4. Верите ли вы, что СП делятся на три группы. (да)
    5. Верите ли вы, что СПП – это предложения, состоящие из двух  или нескольких простых предложений. (нет)
    6. Верите ли вы, что синтаксис – раздел лингвистики, изучает предложение и словосочетание.(да)
    7. Верите ли вы, что по значению и по союзам ССП делятся на три группы. (да)
    8. Верите ли вы, что в ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)
    9. Верите ли вы, что предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)
    10. Верите ли вы, что СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)
    11. Верите ли вы, что в составе БСП простые предложения связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)
    12. Верите ли вы, что СПП с несколькими придаточными делятся на три группы . (да)
    Ответы на слайде
    
    Письменная часть
    
    Задание№1 (Работа по подготовке к экзамену. Задания части 2) 
    
    - Посмотрите на предложение:
    Знаки препинания существуют,(1) чтобы выделить мысль, (2)привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
    - Как это высказывание соотносится с нашим уроком? (Отвечают дети о неразрывности синтаксиса и пунктуации) 
               Задания:
    - В каком значении употребляется в предложении слово «привести»? 
    1) ведя, помочь дойти;
    2) довести до к-н результата;
    3) огласить, напомнить;
    4) сделать, произвести ч-н.
    - Найдите слово  с проверяемой безударной гласной в корне .
    - Книжное слово «фраза» замените стилистически нейтральным синонимом .
    - Замените словосочетание  «выделить мысль», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование .
    - Выпишите грамматическую основу из придаточной части .
    - Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
    сложного предложения, связанные подчинительной связью.
    
    Задание №2.Кодовый диктант 
      Укажите виды предложений. Знаки препинания  расставлены.
    
    1.Заря прощается с землёю,
    Ложится пар на дне долин,
    Смотрю на лес, покрытый мглою,
    И на огни его вершин. (БСП)
    
    2.Лучи солнышка высоко
    Отразили в небе свет,
    И рассыпались далёко
    От них новые в ответ.(ССП)
    
    3. Не  поэт, кто слов пророка
    Не желает заучить,
    Кто язвительно порока
    Не умеет обличить. (СПП)
    
    4.Может, песня виновата в том, 
    Что я сегодня не усну. (БСП)
    
    5. И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
    Вдоль туч скользя вершиной заострённый.(ССП)
    
    Физминутка (релаксация)
    
    Задание№3. К данным предложениям найдите схемы, которые им соответствуют.
    
    Для слабоуспевающих
    
    1.Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи.
    2.Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает.
    3.Солнечные зайчики сидят смирно, подмигивает ленивая паутинка.
    4.Казалось, что город устал от зимы.
    5.Дождь хлестал за окнами, но мальчик схватил плащ и побежал навстречу маме.
    6. Когда пьёшь воду, помни об источнике.
    
    А) [ ], но [ ].                                   Г.  [ ], и [ ].
    Б. [ ] : [ ].                                       Д. [ ], (что…).
    В. [ ], [ ].                                        Е. (когда…), [ ] .
    
    Для сильных 
    
    Расставить знаки препинания, нарисовать схему предложения.
    1) Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
    2) Кажется что уже ничего не случится.
    3) Ему привиделось будто дверь открылась.
    4) Я пошёл посмотреть горит ли камин.
    5) Всюду куда не взглянешь тянулась бурая невесёлая равнина.
    6) Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.
    
    Задание№4.  Укажите номера, под которыми записаны сложные предложения (знаки препинания не расставлены.)
    
    Для слабоуспевающих
    
         1.Тут Павел отвернулся и пошёл в сторону дома.
    2. Но я знаю для кого я буду писать.
    3. Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.
    4. Солнце садилось и его последние лучи золотили верхушки деревьев. 
    5.Ведомство большое но тихое.
    
    Для сильных
    
    Объясни графически знаки препинания. Расставь запятые. (Знаки препинания не расставлены)
    1.Когда хлынул дождь мы бросились к сараю который стоял на краю деревни.
    2.Впереди где осталась роща стояли берёзы.
    3.Солнце садилось и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.
    4.Я не жалею о былом: оно меня не усладило.
    5.Мне грустно потому что весело тебе.
    
    Задание №5.  Составьте схемы данных предложений 
    
    Для слабоуспевающих
    
    1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь.
    2. Всё было прекрасно, когда ты меня слушался.
    3. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.
    4. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
    5. Куда не взглянешь, всюду тянулась невесёлая степь.
    
    Для сильных 
    Составьте предложения по схемам
    1.[   ], ( когда… )
    2.[ …,(где…),…]  
    3. (Когда…), [    ]
    4.[  ],(чтобы…)
    5.[…, (который…),…]
    
    Задания№6. Выполнить тест
    
    Для слабоуспевающих
    1. Найдите сложноподчиненное предложение.
    А) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл.
    Б) Последние тени сливались, да мгла синела.
    В) Недолго думая, он пригласил своих соседей
    2. Определите вид придаточного предложения: Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла.
    А) изъявительное Б) определительное В) обстоятельственное
    3. Вставьте нужный союз в СПП: Я не знал, … деваться
    А) чтобы Б) куда В) что
    4.Верно ли, что данное предложение сложное, ССП с противительным союзом:  Солнце светило, да оно не грело.
    5. Сколько придаточных в данном СПП?
    Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
    А) одно Б) два В) три
    6. Укажите схему, соответствующую данному предложению: Он никогда не плакал, зато по временам на него находило дикое упрямство.
     А) (...), [...] Б) [... ,(...), ... ] В) [...], (...).
    
    Для сильных
    № 1. В каком предложении не должна стоять запятая.(Знаки не расставлены)
    1) Я пошёл в кино он же остался дома 
    2) Ночью был сильный мороз а днём с крыш капало.
    3) До дома было ещё далеко зато лес уже кончился.
    4) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
    
    № 2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
    Взрослые вам,(1)конечно,(2) не поверят. Они воображают, (3) что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, (4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится, (5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.
    № 3. Укажите  сложносочиненное предложение (знаки не расставлены)
    1) Берег ринулся на него как огромная волна.
    2) Он остановился и  глубоко вдыхал запахи земли.
    3) Особенно хорошо в лесу тогда когда шумит лес.
    4) Вскоре я вылечился и меня отправили на отдых
    № 4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого  предложения.
    Двенадцать часов давно пробило, (1) и ямщик уже привёл лошадей, (2)хотя молодые всё ещё не являлись. Наконец послышались торопливые шаги на лестнице,(3) и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина.
    
    
    № 5. Укажите количество грамматических основ в предложении
    По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.
    
    III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап 
    1. Рефлексия. Самооценка.
    -Спасибо за урок. Оценку заслуженную  получит каждый,  исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля. 
    Заполните анкету (Приложение№2)
    
    -Учитель на протяжении урока показывает слайды с ключами-ответами, дети сверяют со своими ответами, ставят отметки (приложение№1)  
    
    Домашнее задание (дифференцированное):
    
    1)Используя разные виды сложных предложений, составьте небольшой текст на тему «Моя будущая профессия» (Отметка «5»)
    2) Из художественной литературы выписать по 2 предложения: ССП, СПП, БСП (Отметка «4»)
    3) Выполнить упр. 357 (Отметка “3”).
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Адаева Э. Ф.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку