Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Обобщение по теме: "Сложноподчиненные предложения" (Калмакова А.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета     Русский язык
    Класс   9
     УМК    Русский язык, М.М. Разумовская, 2015 г.
    Уровень обучения    Базовый
    Тема урока: Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения».  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 22
    Место урока в системе уроков по теме 19
    Цели: 
    обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях;
    совершенствовать навыки в разборе и конструировании сложноподчиненных предложений;
    развивать речь учащихся, совершенствовать навык использования сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи учащихся.
    Ход урока
    1.Оргмомент.
    Приветствие, запись числа и темы урока в рабочих тетрадях.
    Учитель.
    Начать урок я хочу словами известного литературного критика19 века Николая Добролюбова.
    Чтобы воспользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, уметь владеть им. 
    Н.А. Добролюбов.
    Об авторе:
    Нельзя не согласиться с высказыванием русского литературного критика рубежа 1850-х и 1860-х годов, публициста, революционного демократа о значении русского языка.
    -Как вы понимаете значение слова сокровища?
    По словарю С. И. Ожегова (драгоценность, дорогая вещь). В высказывании употреблено в значении (нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь).
    - Как вы понимаете это высказывание?
    (ответы учеников)
    - Запись эпиграфа в тетрадь.  Какое это предложение по структуре? (спп)
    Произведите синтаксический разбор предложения (один ученик у доски, остальные в тетради).
    (разбор предложения на слайде).
    2. Беседа по вопросам:
    - перечислите виды сложных предложений. Охарактеризуйте их.
    (ответы учеников с примерами предложений).
    - составьте в тетрадях таблицу с отличительными признаками сложных предложений.
    - перечислите виды придаточных предложений. Приведите примеры.
    3. Лексическая разминка. Работа в группах.
    Я называю лексические значения слов (на слайде), вы их записываете и попробуйте их угадать. 
    1). 1. Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота об их благе (альтруизм)
    2). 1. Чувство самолюбия, гордости. 2. Обостренное самолюбие, самомнение (амбиция).
    3). 1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.
    2. Противопоставление интересов одной личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным (индивидуализм).
    4). 1. Личный, свойственный только данному индивидууму. 
    2. Находящийся только в единоличном пользовании, отдельный.
     3. Особенный для каждого лица, случая (индивидуальный).
    5.) Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок (компромисс).
    6). Вежливый, учтивый, тактичный (корректный)
    7). Обыкновенный, ничем не примечательный (ординарный).
    8). Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью (пессимизм).
    9). Себялюбие, состояние при котором свои личные интересы становятся выше интересов других людей (эгоизм).
    (проверка на слайде). 
    Кто написал без ошибок? Кто допустил 1 – 2 ошибки?
    
    4. Обобщение. 
    Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод (дайте характеристику каждого предложения), объясните постановку знаков препинания. 
    1. Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
    2. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.
    3. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая. 
    Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного. 
    1. Дождь начался так внезапно…
    2. Известно…
    3. Я долго не мог заснуть…
    4. Если я получу пятёрку…
    5. Когда меня вызвали к доске…
    
    Проверим задание. 
    Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного. 
    1. […ту + сущ.], (которую…).
    2. [гл. + о том], (как…).
    3. […, (когда…), гл.         ].
    4. (чтобы     ), [            ].
    
    
           Проверим: ученики читают свои предложения. Варианты предложений на слайде. 
    1. К вечеру мы вышли на ту дорогу, которую так долго искали.
    2. Я рассказал друзьям о том, как ездил на рыбалку.
    3. Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.
    4. Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.
    
     Задание 4: сделайте синтаксический разбор предложения. Поставьте знаки препинания. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
    
    Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.
    Дополнительный вопрос: назовите автора и название произведения.
    
    Задание 5: графический диктант (учитель читает предложения, учащиеся составляют схемы).
    1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
         2. Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.
    3. Пока свободою горим,
        Пока сердца для чести живы,
        Мой друг, отчизне посвятим
        Души прекрасные порывы!
    5. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.
    5. Итог урока.
    
     Рефлексия: продолжите предложения (на слайде)
    
     1. Сегодня я узнал…
    2. Было интересно…
    3. Было трудно…
    4. Я теперь могу…
    5 Я научился…
    6. У меня получилось…	
    7. Мне захотелось…
    8. Я попробую…
    9. Я смог…
    10.Урок дал мне для жизни…
    
    Д/з: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Александра Ивановича Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Приведите аргументы из любого литературного произведения.
     Спасибо за урок.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Калмакова А. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку