Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Подробное изложение текста публицистического характера "Чистые пруды"

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Название предмета – русский язык
    Класс -9
    УМК – Учебник-русский язык, год издания-   2010г         авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
    Тема урока : Р/р. Подроб­ное изложе­ние текста публицисти­ческого ха­рактера «Чис­тые пруды»
    Общее количество часов, отведенное на изучение данной темы-2часа
    Место урока – данные уроки являются уроками развития речи при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» , по счёту 41-42 уроки 
    Цель урока: 
    -развитие логического мышления
    -формирование умения рассуждать и делать выводы, извлекать информацию из текста
    - формирование умений подробно излагать тексты публицистического характера.
    -
    
    Задачи урока:
     -продолжить обучение анализу текста
     - выделение признаков публицистического стиля
     -формирование умений излагать текст письменно
    
    Учащиеся должны:
    Знать: основные признаки публицистического стиля, выделять черты публицистики, знать  признаки текста.
    Уметь:  формулировать учебную проблему и пути её решения, определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст
    Владеть: навыками устной и письменной речи, навыками орфоэпической и пунктуационной зоркости
    
    Планируемые результаты:
    Предметные: приобретают навык написания изложения по публицистическому тексту.
    
    Техническое обеспечение урока: аудиозапись, компьютер, интерактивная доска
    Дополнительное методическое и дидактическое  обеспечение урока: тексты Ю. Нагибина « Чистые пруды», словари орфографические и толковые
    Содержание уроков 41-42
    1 урок – Развитие речи. Работа над текстом  « Чистые пруды» Ю. Нагибина
    
    Сценарий урока
    І. Организационный момент. 
    1.1Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку
    Добрый день! А что значит день - добрый ? Это значит , что наш урок мы начнём  с добрых воспоминаний.
     Готовы ли вы начать наш урок с воспоминаний?
    А какие воспоминания могут быть добрыми? (заслушивается пара ответов учащихся)
    1.2 Погружение в проблему
     Обратим наше  внимание на эпиграф к уроку:
    Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь (В. А. Сухомлинский)
    Как вы думаете с какой темой будет связан наш эпиграф? (ответы учащихся)
     Действительно, наша тема урока будет связана с темой детства.  Обратим  внимание на тему урока ,записанную на доске.
     Развитие речи . Работа над текстом  « Чистые пруды» Ю Нагибин
    Могли бы  вы охарактеризовать своё детство одним предложением, в котором заключалось бы понятие детство? Можно ли сказать ,что ваше детство –это неповторимая и самобытная жизнь ,как сказал В. А. Сухомлинский?
    Учитель заслушивает ответы ребят и предлагает закончить фразы:  Детство-это…. 
    Для этого раздаются листочки на которых написана фраза : Детство-это…и учащиеся дописывают свои варианты. После этого сдают учителю.
    Наши воспоминания о детстве можно продолжать бесконечно и чтобы урок наполнить ярким содержанием окунёмся в детство через музыку. Звучит песня « Детство» в исполнении ВИА « Синяя птица» Пока звучит песня, на интерактивную доску проецируются слайды картины детства ,в которых есть моменты связанные с текстом Ю Нагибина « Чистые пруды»
    
    ІІ. Работа по актуализации субъектного опыта учащихся.
    2.2  Беседа с учениками. Как повлиял на вас момент музыкальной паузы? Каково ваше настроение после просмотра слайдов? На что нацелено было ваше внимание?
    
    Ну а сейчас нам стоит поработать .  Я раздам вам тексты .Прочтите их. (Дети работают по тексту). Определите для себя цель работы по данному тексту? Свяжите постановку цели с названием темы урока (заслушать ответы учащихся) 
     Кто  автор текста ?  О чём рассказывает автор? Показано ли в тексте настроение автора? Приведите примеры из текста.
    Почему автор начинает текст с предложения : Чистые пруды  …   Обратите внимание на знак препинания в конце предложения , на что он указывает? Ребята предлагают варианты ответов. Следует нацелить на то, что автор как бы   дает нам ощущения недоговорённости.    Обращаем внимание на то, как автор достигает выразительности текста. Ученики называют  изобразительно-выразительные средства и подчёркивают их в тексте.(метафоры, олицетворения, эпитеты)
    ІІІ. Этап применения знаний и способов деятельности.
    Ребята, я предлагаю вам поработать над текстом. Выделим основные признаки публицистического стиля, укажем признаки текста в тетради. Работа в тетради.
    Проведём анализ текста. Учитель предлагает вопросы ,учащиеся фиксируют ответы в тетради
    1 Выделите тему – воспоминание о детстве 
    2 Определите основную мысль ,в каких  предложениях она заключена-
     Чистые пруды были для нас школой природы. Чистые пруды были для нас и школой мужества.
    
    3 Как связаны предложения в тексте - лексические повторы, наличие синонимов и антонимов, местоимения и союзы.
    4 Можем ли мы сказать , что текст имеет завершенность- да, так как есть начало, основная часть и концовка.
    
    Ребятам предлагается выделить границы структурных элементов непосредственно в тексте. Проверяется правильность выделения. Обращаем внимание на слова ,вызывающие трудность написания , раскрытия лексического значения непонятных или незнакомых слов .Для этого используем словари орфографические и толковые.
    Проводится словарная работа. Для ребят возможны затруднения в следующих словах: средоточие ,плоскодонка, свая. Можно обратить внимание на устаревшее слово: ибо.
    Подведение итогов работы  : Достигли ли вы цели поставленной перед собой?  Что важно вам знать для написания изложения публицистического стиля ?
    Перескажите вкратце текст Ю Нагибина, делая упор на воспоминания автора( дать возможность сильному ученику)
    Рефлексия   А сейчас ребята , я прочту вам ваши законченные фразы : Детство – это… (читает выборочно ,если класс маленький можно прочесть все) 
    Согласны ли вы с тем , что детство –действительно лучшая пора в жизни?
    Домашнее задание -   составить план изложения, выделить границы абзацев (тексты даются на дом)
    2 урок
    І.Организационный момент. Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
    Учащимся предлагается напомнить название текста  , по которому работали на первом уроке развития речи.
    С целью мотивации для творческой работы можно прослушать запись песни « Чистые пруды» в исполнении И Талькова
    ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся
    1Выборочно проверить  цитатный  план учащихся .
    2Собственное написание подробного изложения текста.
    3Визуальная проверка написания изложения (слабые учащиеся)
     
       Итог урока Учащиеся сдают работы на проверку.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Уренова А. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку