Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Повторение и углубление знаний о тексте. Способы и средства связи предложений в тексте

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Русский язык
    Класс: 9 
    УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская. Русский язык 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2010. 
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме : 1
    Цель урока: обобщить и углубить знания по темам «Текст», «Способы и средства связи предложений в тексте».
    Задачи урока: 
    Образовательная:   
    - обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Текст», «Способы и средства связи предложений в тексте».         
      Развивающие:   
    - развивать навыки выразительного чтения, монологической речи;           
    - развивать навыки парного взаимодействия;        
    - развивать умение действовать самостоятельно;                                                                                                -  способствовать формированию умения видеть способы и        средства связи предложений в тексте.       
     Воспитательные: 
    - развивать коммуникативные умения: взаимодействия, работы в парах;    
    -  воспитывать эстетические чувства.   
    - знать признаки текста;
    - способы и средства связи; 
       -  уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;                   -   совершенствовать и редактировать собственный текст.  
      Тип урока: развитие речи.    
      Техническое обеспечение: нет 
    Дидактическое обеспечение: распечатка фрагментов текстов.                                
    Содержание урока.
    I. Организационный момент.
     Слово учителя о теме и  целях урока.
    I I.    Повторение знаний о тексте. 
        1. Блиц – опрос. 
     – Что такое текст? 
    -  назовите основные признаки текста; 
    – как соединяются между собой предложения в тексте?
    Ответы учащихся показали, что есть пробелы в знаниях. Обратимся к  Приложению 1.
    2. Признаки текста.  (Приложение 1. Раздаточный материал)   
    -  Информативность.
    - Цельность. 
    - Связность. 
    -  Завершённость.
     3.Прочитайте набор предложений (Приложение 2). (Работа в парах; учащиеся распределяют задание между собой.)
     (1) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (2) Любовь надо воспитать. (3) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали.  (4) Любить  Отечество невозможно  заставить  декретом. (В.М. Песков)
       (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)
    - Можно ли из данных предложений составить текст?
    - Определите мысль, которая объединяет эти предложения.
    - Какие вопросы волнуют автора?
    -   Какого типа речи получится текст?
    - В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль.
    - Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически?
    - Запишите предложения, чтобы получился текст.
    (Развёрнутый ответ  учащихся на поставленные вопросы.) 
    Проверка: (1)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3)Любовь надо воспитать. (4)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.) 
    В. М. Песков 
        4. Продолжение блиц - опроса.
     - Назовите способы связи предложений в тексте; 
     -  перечислите  языковые средства связи между предложениями в тексте.
    Средства связи предложений в тексте . (Приложение 3. Раздаточный материал.)
    Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой. 
    Лексические средства связи:
    1.Лексический повтор - повторение одного и того же слова.
    2.Однокоренные слова.
    3.Синонимы.
    4.Антонимы.
     5.Описательные обороты.
    Грамматические средства связи:
    1.Личные  местоимения.
    2.Указательные  местоимения (такой, тот, этот)
    3.Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    4.Союзы (преимущественно сочинительные)
    5.Частицы 
         6.Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых  и др.)
         7.Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм    грамматического времени, которые указывают на одновременность или  последовательность ситуаций.
          8.Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. 
          9.Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
         10.Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом    расположенных предложений.
    
     5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся (Работа в парах сменного состава.) 
      Работа с фрагментом текста Б.П. Екимова. (Приложение 3. Приложение 4. Раздаточный материал.)
    - Отрывок из рассказа Б. П. Екимова. 
    …Рано утром проснёшься, бредёшь потихоньку к воде окунуться. После городской жизни не сразу обвыкаешься, словно не веришь, что всё это явь: тишина, покой, зелень, вода…
    Раннее лето, начало его. Шиповник цветёт  розовым. Старые акации, высоченные, чуть не до неба, вздымают над землёй пахучие облака сладкого цвета. Солнце поднялось. Деревья гудят от пчёл.
    Тишина. Протяжная песнь иволги. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворчиный гвалт на дуплистом тополе. Дыханье близкой воды. Прозрачная гладь  её, песчаное дно, утренняя свежесть. Выйдешь из воды — и чуешь души  и тела восторг… Покой, солнышко греет, птицы поют, синеет просторная вода; бредёшь себе по светлой песчаной дорожке к утреннему чаю.
    (По Б. П. Екимову)
    -Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нём.
    - Озаглавьте текст.
    - Определите тему, основную мысль текста.
    - Определите стиль и тип речи данного текста.
    - Определите способы связи предложений в тексте.
    - Укажите средства связи предложений в тексте.
    - Укажите те части текста, которые являются описанием. 
    - Подтвердите примерами из текста справедливость вывода: «В текстах-описаниях обычно используется параллельный способ связи между предложениями». 
            6.      Самостоятельная работа (запись под диктовку). 
    Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из  этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)
    Вопросы по тексту (Приложение 5. Раздаточный материал)
    - Можно ли назвать данное высказывание текстом?
     - Определите тему высказывания.
     - Как в данном тексте связаны предложения    
     -  Как вы понимаете смысл данного текста? ( Своё мнение выскажите письменно.) (Тетради сдаются на проверку.)
    7. Подведение итогов урока
    - Что называется текстом?
     - Как строится текст?
    - Какие способы развития мысли и средства связи предложений в нем используются?
     

    Автор(ы): Рассоха Л. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Другие материалы