Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (Глебова И.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс:9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Русский язык.. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10 – е изд.,  - М. : Дрофа, 2008 г.
    Уровень обучения: базовый уровень
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: урок изучения нового материала.
    Цель урока: получение   знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
    Задачи урока: 
    Изучить строение СПП с придаточным определительным,
    Познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным, уметь определять придаточные определительные  предложения в составе сложноподчиненного предложения; 
    Планируемые результаты:
    Предметными результатами изучения данной темы в курсе «Русский язык» является сформированность следующих умений:
    распознавание сложноподчиненных  предложений  с придаточными определительными в тексте;
    умение видеть смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение;
    умение находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам;
    умение производить их синонимическую замену;
    правильное употребление в речи;
    умение расставлять знаки препинания;
    умение составлять схемы предложений с придаточными определительными.
    Личностные УУД:
    испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
    уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве;
    Регулятивные УУД:
    самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
    владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
     Познавательные УУД; 
    находить ответы на вопросы ; 
    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; групповой работы;
    преобразовывать информацию из одной формы в другую: 
    Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
     Коммуникативные УУД:
    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
    выразительно читать и пересказывать текст; 
    учиться работать в  группе; 
    умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
    Техническое обеспечение урока: презентация
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал (Приложение 1, 2)
    Содержание урока
    I. Организационный  момент (мотивация к учебной деятельности).
    1. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой из раздела «Сложноподчинённые предложения», будет  много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу и не отвлекаться, тогда мы все успеем.
    - Есть у нас силы? А настроение?
    - Вот и хорошо!
    2. Откройте тетради, подпишите число и классная работа.
    II. Актуализация знаний
    1. Орфоэпическая разминка (слайд 2)
    Не зная орфоэпии во всем великолепии,
    Не ощущаешь ее волшебных чар.
    Жизнь кажется кошмаром,
    Когда одним ударом
    Не то, что нужно, ставят под удар.
    
    - Что такое орфоэпия? (Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения.) (Слайд 3)
    - Расставьте ударения в словах, проверьте себя по эталону. ( Слайд 4-5)
    СлИвовый, пЕтля, усугубИть,  обжитОе, досУг,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, медикамЕнты, еретИк,  бАрмен, 
     вероисповЕдование,  каталОг, пережитОе, придАное, свёкла,  украИнский, ходАтайство,облегчИть, кУхонный.
    2.  Лингвистическая разминка. 
    (Слайд 6)
     В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье  лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.
    Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.
    Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом.
    Прош_л месяц (в)течении_  которого он ни разу (не)был у нас.
     (Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.
     Землю подсушил мороз,  и запорошило первым нежным снегом. – ССП.
     Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)
     Третьим лишним здесь является СПП.  Запишите его и постройте схему.
       2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ
            1. СПП состоят: (Слайд7)
              а) только из придаточных предложений;
              б) из 2 независимых предложений;
              в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
            2. Придаточное может стоять: (Слайд8)
                а) только после главного;
                б) только перед главным;
                 в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
    III. Постановка учебной задачи.
    Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы: придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
     - Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных. 
    Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». (Слайд 9)
    - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?
    Мы должны научиться:
    1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
    IV. «Открытие»  нового  знания.
    1.  Работа в парах. Анализ предложений. (Слайд 10)
    - Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные? 
    Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.
    Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.
    Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.
    Разберите  предложения по членам, понаблюдайте за строением, особенностями придаточного предложения, сделайте выводы по пунктам, заполните таблицу ( Приложение 1).
    1.. Вопрос.
    2. Контактное слово.
    4. Средства связи.
    5. Указательные слова.
    6. Позиция по отношению к контактному слову.
    
    Отвечают на вопросы
    Поясняют
    Прикрепляются
    Место придаточного
    Указательные слова в главном
    
    
    
    
    
    
    
    (Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы)
    - К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, поясняют его, от него ставится вопрос.) 
    - Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…) 
    - На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?
    ( Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
    - Обратите внимание на предложения, что можете сказать об  их значении?  Как называются слова близкие по лексическому значению?
    ( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: 
    глагол усиливает значение действия;
    причастный оборот подчеркивает признак предмета)
    - Прочитайте высказывание  А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.
    - Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?
    ( Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной)
    
     Обобщим еще раз  отличительные признаки СПП с придаточным определительным.
    Попытайтесь составить схему  предложения, сохраняя все эти признаки. Используйте теоретический материал на с. 69 учебника.
    
    [+- указательное слово+ существительное], (союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда).
    V. Закрепление изученного.
              Работа с текстом (отрывок из рассказа И. Бунина «Осенью»). (Приложение 2)
    - Выразительно прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.
            В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинался этот голый пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особенным чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся, и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам – и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами.
    Задания к тексту:
    1. Найдите в тексте сложные предложения с придаточными определительными. Аргументируйте свой ответ.
    2. Определите средства связи в данных предложениях. Какими членами предложения являются здесь союзные слова.
    3. Определите, чем осложнены части сложных предложений.
    4. Какой частью речи является слово “гонимый”. Аргументируйте свой ответ.
    5. Объясните написание слова “полнеба”.
    6. Выпишите слова с приставками при-, пре-. Объясните написание.
    7. Найдите имена прилагательные форме сравнительной степени, какую роль они играют в тексте.
    8. Найдите в тексте имена прилагательные с удвоенной –НН- в суффиксе, объясните написание.
    9. Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне.
    VI. Рефлексия.
    Закончите предложения:
    1. Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……
    2. Тема, над которой мы работали, …..
    3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
    4. Какими были предыдущие 3 предложения?
    
    VII. Домашнее задание.
    Выучить теорию по учебнику с .69 п.11;
    Запись в тетради, на выбор: упражнение 98 из учебника  или миниатюра из 5 СПП предложений с  придаточным определительным на тему: «Осень».
    
     

    Автор(ы): Глебова И. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • урок 1

     Название предмета: русский язык
    Класс:9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Русский язык.. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10 – е изд.,  -М. : Дрофа, 2008 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый уровень
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: урок закрепления изученного материала.
    Цель урока:познакомиться с СПП  с придаточными определительными.
    Задачи урока:
    Изучить строение СПП с придаточным определительным,
    Познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным, уметь определять придаточные определительные  предложения в составе сложноподчиненного предложения; 
    Планируемые результаты:
    научиться находить в тексте СПП с придаточными определительными;
    уметь расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
    уметь находить средства выразительности речи
    
    Техническое обеспечение урока: презентация
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: текст сказки, раздаточный материал ( Приложения 1-5)
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    Этап «Включения» в урок
    Сказка « Улыбка».
    (Приложение 1)
           - Давайте проведем сегодняшний урок с улыбкой. 
    2. Актуализация знаний 
    Прочитайте    выразительно отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. (слайд 2)
     Деревня, где скучал Евгений,
    Была прелес_ный уголок.
    Там друг неви(н,нн)ых насл_ждений
    Благословить бы небо мог.
    Господский дом уедине(н,нн)ый,
    Горой от ветров огражде(н,нн)ый,
    Стоял над речкою. Вдали
    Пред ним п_стрели и цв_ли
    Луга и нивы золотые,
    М_лькали селы; здесь и там
    Стада бродили по лугам,
    И сени расширял густые
    Огромный, запуще(н,нн)ый сад,
    Приют задумчивых дриад.
    Один учащийся работает у доски.
    - Назовите какие средства выразительности использует поэт. ( Эпитеты , инверсию, олицетворение, однородные члены предложения)
    - Выпишите первое предложение и выполните синтаксический разбор.
    -Какое это предложение? ( сложное)
    - Что вы знаете о сложном предложении? Вспомните и заполните схему «Сложное предложение»
    2 Составление схемы «Сложное предложение»  (Помощь см. на стр. 33,57-58)
    (Слайд 3)
    Оцениваем себя в листах контроля.
    ВЫВОД: (Слайд № 3) 
    Итак, все придаточные в СПП делятся на 3 группы. 
    Назовите ещё раз виды СПП. СПП с придаточными определительными я выделила. Почему?
    (Так как мы начали изучать СПП с придаточными определительными. Это тема нашего урока.)
    - Сформулируем цели нашого урока? (уметь различать, правильно ставить знаки препинания, уметь использовать в речи) (Слайд 4)
    - Вернёмся к предложению, которое вы разобрали. Охарактеризуем его подробнее. ( Это СПП с придаточными определительными).
    3. Поисковая деятельность.(Слайд 5)
    1.Работа в мини-группах.
    Анализ  предложений. (Слайд 6)
            а) Произведение (какое?), откуда учителем зачитан отрывок, было неизвестно учащимся . (Оттенок места.)
            б) Тот план, по которому  необходимо написать сочинение, написан на доске. 
           Начертите схемы предложений. 
    ВОПРОСЫ ДЛЯ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ 
    1. Что обозначает придаточная часть в данном СПП?
    2. К какому слову в главной части она относится?
    3. Какой частью речи является это слово?
    4. Какой вопрос можно поставить к придаточной части от главной?
    5. При помощи чего (какой части речи) придаточная часть присоединяется к главной? 
    6. Замените придаточную часть причастным оборотом. Что обозначает причастный оборот и на какие вопросы отвечает?
    7.  Можно ли исключить причастный оборот из ПП, а придаточную часть из СПП?
    8. Вспомните условия обособления причастного оборота на письме. 
    9. Подумайте, в каком стиле речи чаще употребляются причастные обороты, а в каком – придаточные определительные.
    10. Сделайте выводы.
    
       - Ребята, вы работаете самостоятельно. Необходимые записи вы вносите в листы самоконтроля.
        Заполнение блок-схемы: (распечатаны для каждого). (Приложение 3)
    - Что же мы называем СПП с придаточным определительным? Сделаем вывод по вашим записям.
      В СПП с придаточным определительным придаточная часть относится к имени существительному или местоимению главной части и отвечает на вопросы какой? чей? который? Придаточная часть имеет строго определённое место, она стоит всегда после определяемого слова. 
    2.Работа в парах: (Слайд 7-8) 
    (Приложение 4)
    Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.(Приложение 2)
    Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!
           3.Работа с текстом:
    Задание:
    Прочитайте стихотворение М.Ю.  Лермонтова и текст к нему. Найдите  СПП с придаточными определительными и замените, если возможно, придаточную часть  причастными оборотами. Как изменился при этом текст?
    (Приложение  5)
    Итоги урока. Педагог проводит рефлексию, предлагая ответить учащимся на вопросы по содержанию урока.
    Проблемные вопросы
    (Слайд 19)
    Домашнее задание.  (Слайд 10)
    1. Выучить § 11 – стр. 68-69 или блок-схему
    2. Задание по выбору:
    1. Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) на тему «Зачем нужна улыбка?».
     2.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительны
    
     

    Автор(ы): Глебова И. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - урок 1.docx
  • урок 2

     Название предмета: русский язык
    Класс:9
    УМК (название учебника, автор, год издания):Русский язык.. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Разумовская, С. И. Львов, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10 – е изд.,  -М. : Дрофа, 2008 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый уровень
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:2 часа
    Место урока в системе уроков по теме:урок изучения нового материала.
    Цель урока:познакомиться с СПП  с придаточными определительными.
    Задачи урока:
    Изучить строение СПП с придаточным определительным,
    Познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным, уметь определять придаточные определительные  предложения в составе сложноподчиненного предложения; 
    Планируемые результаты:
    научиться находить в тексте СПП с придаточными определительными;
    уметь расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
    исправлять предложения с нарушениями норм литературного языка.
    
    Дополнительное и дидактическое обеспечение урока:раздаточный материал, учебник.
    Содержание урока:
    I. Организационный  момент (мотивация к деятельности).
    II. Актуализация знаний
    
    1. Орфографическая и пунктационная разминка.  Раздаются тексты. Учащиеся  самотоятельно вставляют пропущенные орфограммы и знаки препинания. 
           Проезжая мимо пруда на котором всегда десятки баб перег..вариваясь били вальками и пол..скали свое белье князь Андрей заметил что на пруду (н..)кого (не) было, и оторва(н,нн)ый плотик до половины залитый водой  боком плавал (по)средине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каме(н,нн)ых ворот в..езда (н..)кого (не) было и дверь была отперта. Дорожки сада уже зар..сли и т..лята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей под..ехал к оранжерее: стекла были р..збиты, и деревья в кадках (не)которые повале..ы (не)которые засохли. Он окликнул Тараса-садовника. (Н..)кто (не) откликнулся. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке. Он был глух и ( не) слыхал подъезда князя Андрея. Он с..дел на лавке на которой любил сиживать старый князь.
                                                                                                                                                                          (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
    Коллективная проверка. «По цепочке» объясняются орфограммы и пунтограммы.
    III. Постановка проблемной ситуации.
    -Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Составьте его схему.
    Один учащийся работает у доски.
    - Какая схема у вас получилась?
    
    
                                                                                                                  ,
                                                                                                       Какая? 
    
    
    
                                            
                                                                   на  которой                          .
    
    - Какое это предложение? (СПП) К какому виду СПП относится это предложение и почему? ( СПП с придаточным определительным, так как придаточная часть отвечает на вопрос КАКАЯ?)
     - Определим тему нашего урока. Поставим цели.
    IV. Знакомство с новым материалом.
    1. Работа в парах упр. 94 с. 68.+ теоретический материал с. 69. Составление кластера «Придаточное определительное»
    
    Составление кластера.
    
    
    
    
    
    
    
    Придаточные определительные
    
    
    
    
    2. Работа в группах. Упр. 96.
    Задания для групп:
    Составить предложения, используя союзные слова
    1 гр. – который (которая…)
    2 гр. – где
    3 гр. – что.
    V.Закрепление изученного материала.
    Прочитайте предложения, записанные на доске. Какой признак СПП с придаточным определительным здесь нарушен? Исправьте грамматическую ошибку, запишите предложения.
    1.В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга. 2. Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу. 3. Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.
    VI. Рефлексия.
    Запишите на листочках, которые у вас лежат на столе, необходимые фразы.
    На уроке я узнал….
    Мне понравилось…
    Я не понял….
    Хочу узнать…
    VII. Домашнее задание.
    Выучить теорию по с .69 п.11;
    Запись в тетради, на выбор: 98 из учебника  или выписать из художественного произведения 5 СПП с придаточными определительными.
    
     

    Автор(ы): Глебова И. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - урок 2.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку