Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия (Романова Г.Ю.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) «Русский язык: Учебник для 9 класса»   под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта 2012г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2часа
    Место урока в системе уроков по теме:-35
    Цель урока:
    Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными  причины и следствия
    ЗАДАЧИ урока
    1.Развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными  следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте.
    2.Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными  причины и следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания
    3.Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
    Планируемые результаты: 
    предметные:
    знать:          особенности  структуры сложноподчинённых предложений с придаточными  причины и следствия
     уметь:     безошибочно     определять  вид придаточного, производить  пунктуационный разбор  
    личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
    метапредметные: 
    умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
     Техническое обеспечение урока:   
    - мультимедиа
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: - учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса»  под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта
    - карточки с заданиями для групп
    - карточки  (для каждого ученика)
    Содержание урока:
    1 Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок.
    - Доброе утро!   В начале урока я предлагаю вам посмотреть небольшой мульфильм  « Всё в твоих руках». Посмотрите его и подумайте, как  мораль данного мультфильма  связана с предстоящим экзаменом  по русскому языку. (Отвечают на вопрос учителя: в наших руках хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ
     2 Определение темы урока. Целеполагание. 
    -Какую большую тему мы изучаем в этом году? ( Сложное предложение) 
    -Дайте определение сложному предложению. (Предложение, состоящее из двух и более простых)
    Проверить наши знания о сложном предложении нам поможет  игра  « Я знаю русский язык»
     Игра
    -Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? ( Нет)
    - С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? (Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой)
    - Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет)
    -Назовите группы сочинительных союзов.( Соединительные, разделительные и противительные)
    -Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами)
    -В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? (Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член)
    -Как определить вид придаточного предложения?( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя)
    - Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним.( Определительные (какой?) Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др)
    -Как отличить союзы от союзных слов?( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.)
    -Проанализируем предложение 
    Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно.
    -Какое предложение перед нами, простое или сложное? (Сложное, 2 основы)
    - Назовите основы. (Река блестит, больно)
    -Давайте уточним характеристику этого сложного предложения.Союзное или бессоюзное, ССП или СПП?( СПП, подчинительный союз так что)
    -На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
    - Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения, которые отвечают на вопрос «Что из этого следует?» и как они могут называться? 
    -Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?
    (Придаточные предложения следствия)
    -Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
    (Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия)
    - Запишите  число, тему урока.
    3.Изучение нового материала
    - Вернемся к предложению и на его основе охарактеризуем придаточные предложения следствия и продолжим заполнение таблицы придаточных . 
    -На какой вопрос отвечают? (Что из этого следует? Что является следствием этого?)
    -К чему относится придаточная часть?( Ко всему главному предложению)
    - Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Можно ли поменять их местами?( Может стоять только после главного)
    - Данный союз используется только в придаточных предложениях следствия.
    А) Рассмотрим два предложения
    Он слушал внимательно, так что все запомнил.
    Он слушал так, что все запомнил.
    – Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.)
    – Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений.  (Второе придаточное содержит два значения: образа действия так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает
    на вопрос  «как?» и следствия)
    Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?( Нет, тогда изменится не только структура, но и значение придаточного)
     Б)Сравните следующие два предложения  
    Он слушал внимательно, так что все запомнил.
    Он все запомнил, потому что слушал внимательно.
    -Чем похожи эти предложения? Чем отличаются? 
    Определите виды придаточных в этих предложениях  (1) придаточное следствия 2) придаточное причины.)
    В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия?
    Во втором предложении? ( В первой части причина, во второй –следствие)
    Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие)
    4 Закрепление материала.
    А)Определите виды придаточных. Чем мы руководствуемся при этом?
    Расставьте знаки препинании, выделите основы, составьте схемы
    1) Я узнал что в Сибири не любят горячку и спешку.
    2) Брат так исхудал что я его сразу не узнала.
    3) Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу.
    4)  Известие что мне доставили вчера очень меня расстроило.  
    Самопроверка по ключу
    Б)  Работа с учебником . Выполнение упражнения 208 стр.144
    Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно трансформировать в придаточные со значением следствия и наоборот.
    (Первое предложение на доске в качестве примера)
    Проверка вслух
    Физкультминутка  
     В) Творческое задание (работа в группах)
    Задание:   составить одно сложноподчиненное предложение с придаточным следствия  
    1 группа:   на тему  « Осень»
    2 группа:   на тему « Школа»
    3 группа   на тему  « Моя будущая профессия»
    В) Самостоятельная работа « Подготовка к ОГЭ» (карточки с заданием для каждого ученика) Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем
    (1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
    (2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З) Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
    (6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
    (8)Но за ней следило несколько человеческих глаз  глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
    (10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
    По В.П.Астафьеву
    1)   Определите стиль текста
    2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    3)   Выпишите грамматическую основу предложения 10
    4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
    5)  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1спустились за нею по косогору ,2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево ,4 потом решила, 5 что люди ушли, 6и вернулась к гнезду.
    КЛЮЧ  
    1) художественный стиль
    2) вдоволь, вволю, досыта
    3) добывать становилось трудней
    4) 11
    5) 5
    6 Итог урока. Рефлексия С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?
    Над чем еще нужно поработать?
      Оцените свою работу на уроке:
    3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось
    4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен
    7 Выставление оценок 
    8 Домашнее задание:
    §25,  упр . 209 стр.144 (по вариантам), сильные учащиеся: упр.210 стр.146
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Романова Г. Ю.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Другие материалы