Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Использование ССП в текстах художественной литературы. Знаки препинания в СП

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс
    УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2009г
    Базовый уровень обучения
    Тема  урока:   Использование ССП в текстах художественной литературы. Знаки препинания в СП.
    Всего: 5ч.
    Урок №3.
    Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать,  отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить лингвистический разбор текста, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм.
    Задачи: закрепить основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложном предложении.
    Планируемые результаты:
    Познавательные УУД:
    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
    2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.
    3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
    Регулятивные УУД:
    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
    2. Формулировать цель урока.
    3. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
    4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
    Коммуникативные УУД: 
    1. Владеть монологической речью. 
    2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
    Оборудование: мультимедийный проектор.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. 
    Ход урока.
    I. Оргмомент.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
    II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
    1. Вопросы по теории сложного предложения:
    - Назовите основные виды сложносочинённых  предложений.
    - Что общего между различными видами сложносочинённых предложений и в чём отличие?
    - Какими отношения возникают между простыми предложениями в составе сложного?
    -Изобразите полученную информацию в виде схемы  или таблицы (1 ученик у доски)
    2. Проверка домашнего упражнения.
        - Прочитайте домашнее сочинение-миниатюру. Докажите, что перед нами текст. Укажите виды сложных предложений.
    - Объясните в них постановку знаков препинания.
    3. Решите тест.
    4. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: 
                                    Притча о Счастье
    1. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
    2.— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
    3.— Слепи мне счастье, — попросил человек.
    4. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
                   -Определите жанр произведения.
                  - О чём она (притча)?
                  - Как называется приём, на котором построена притча? Найдите его в тексте.
     - Какую роль играет этот приём?
     - Обозначьте известные орфограммы.
    III. Введение в тему урока.
    – Выпишите из текста ССП, объясните постановку знаков препинания. 
    – Сформулируйте тему и цель урока.
    – Прочитайте тему урока в учебнике  и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.
    IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Употребление сложносочинённых предложений  в тексте.
    1. Системное обобщение. Работа с учебником.
    Опираясь на таблицу учебника «Группы ССП», определите смысловые и грамматические отношения между частями ССП, использованного в притче «О Счастье». Начертите схему этого предложения.
    с соединительными союзами	ССП
    с разделительными союзами ССП
    с противительными союзами	ССП
    
    И, да, да и, а (в значении и), тоже, также
    Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли
    Но, а, да (в значении но), однако, зато.
    Частицы же, только в значении союза
    Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) 	
    То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.)
    Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.)
    Можно ли утверждать, что 4 предложение сложносочинённое? Объясните, почему.
    Вывод: ССП – 1 предложение, в нём использован соединительный союз и; предложение 4 ССП считать нельзя. Это простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая здесь имеет факультативное значение, несёт смысловую нагрузку.
    V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
    Анализ текста.
       Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений: 1группа - №1,2,*6; 2группа - №4,5,8.
    1. Один человек считал, что счастье в золоте, и отдал всего себя этому дьявольскому творению. 2.  Он полагал, что нет ничего ценнее золота, и Судьба преподнесла ему суровый урок  — лишила единственного сына.3. И тогда понял человек, что всё золото мира не заменит ему живой души. 4.И золото потеряло для него цену, а в каждом ребёнке он стал видеть своего.5. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить, одевать и учить.6. Запасы золота стали быстро таять, но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда, и одежда, и — главное — золотой свет детских душ.7. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте, а в человеческой душе. 8.С этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым.
    
    -  Озаглавьте текст. Определите его жанр. Укажите фразеологизмы, употребленные в тексте. Как это связано с особенностями стиля?
     -  Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив счастья. (счастье, золото, живая душа, сын, дети-сироты, золотой свет детских душ, счастье в человеческой душе).
    -  Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление глаголов в тексте (полагал, преподнесла, лишила, быстро таять)? Книжные, стилистически окрашенные слова придают тексту авторитетность, живость. Глаголами автор передает продолжительность действия и  его результат).
     - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?
    -  Прочитайте текст ещё раз. Как называется приём, состоящий в повторении  определенного слова или отдельных звуков в начале предложения? Найдите его в тексте.
    Какой частью речи является повторяющееся слово.
    
    Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания, умение выполнять лингвистический анализ текста, что необходимо при сдаче ЕГЭ и ОГЭ
    Устно комментируются схемы предложений. 
    Схематический диктант. Найдите в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам:
     [ двусост.], а [ двусост.].
     [ двусост. ],но [ двусост], (что безл.): [двусост].
    *Можно ли определить вид данных сложных предложений?
    (Это сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью).
     Составьте предложения, соответствующие схемам:
     [ безлич. ],зато [ двусост.].
    [ Не только…(безлич.) ],но и  [ безлич. ].
    [ Как…(безлич.)],так и  [ безлич. ].
    – развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
    Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.
    VI. Итог урока.
    – Опираясь на записанную  таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Использование ССП в текстах художественной литературы».
    Рефлексия.
    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
    – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
    – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
    VII. Домашнее задание.
    На выбор: Подобрать тексты (предложения - в зависимости от уровня) с ССП из художественных произведений    или написать сочинение «Не богатство делает человека счастливым, а счастье делает человека богатым». Джонатан Закарин 
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение
    Ф.И._____________________________________
    1. Мини–тест с самопроверкой
    1) По интонации предложения бывают…
    2) К какой группе союзов относится союз НО?
    3) Предложение За счастьем следует несчастье а  за несчастьем – счастье. 
    4) Кинулся человек назад да счастья нигде не было- потерялось. - простое или сложное?
    5) Счастье одарило его деньгами и он ушёл счастливый. – запятая нужна?
    Самооценка  -_____________________
    
    2. Работа с текстом
    -  Прочитайте. Озаглавьте текст. Определите  тип речи, стиль, жанр*. Укажите фразеологизмы, употребленные в тексте. Как это связано с особенностями стиля?
     -  Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив счастья (счастье, золото, живая душа, сын, дети-сироты, золотой свет детских душ, счастье в человеческой душе).
     -  Спишите, расставьте знаки препинания.
    Составьте схемы  предложений: 
    1группа - №1,2,*6; 2группа - №4,5,8.
    2. Один человек считал, что счастье в золоте и отдал всего себя этому дьявольскому творению. 2.  Он полагал что нет ничего ценнее золота и Судьба преподнесла ему суровый урок  — лишила единственного сына.3. И тогда понял человек что всё золото мира не заменит ему живой души. 4.И золото потеряло для него цену а в каждом ребёнке он стал видеть своего.5. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить одевать и учить.6. Запасы золота стали быстро таять но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда и одежда и — главное — золотой свет детских душ.7. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте  а в человеческой душе. 8.С этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым.
    
    -  Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление глаголов в тексте (полагал, преподнесла, лишила, быстро таять)? 
     - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?
    -  Прочитайте текст ещё раз. Как называется приём, состоящий в повторении  определенного слова или отдельных звуков в начале предложения? Найдите его в тексте.
    -  Какой частью речи является повторяющееся слово?
                 - Укажите номера сложных предложений.
    
    3. Схематический диктант. Найдите в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам:
     [ двусост.], а [ двусост.].
     [ двусост. ],но [ двусост], (что безл.): [двусост].
    *Можно ли определить вид данных сложных предложений?
    Составьте предложения, соответствующие схемам:
     [ безлич. ],зато [ двусост.].
    [ Не только…(безлич.) ],но и  [ безлич. ].
    [ Как…(безлич.)],так и  [ безлич. ].
    
    4.Итог урока
    
    умею
    Не умею
    находить ССП в тексте
    
    
    
    отличать ССП предложения от других сложных
    
    
    
    знаю
    Не знаю
    когда нужно ставить запятую в ССП
    
    
    когда не нужно ставить запятую в ССП
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Лукъянец Е. И.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx