Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс
    УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2009г
    Базовый уровень обучения
    Тема  урока:   Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
    Всего: 5ч.
    Урок №2.
    Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать,  отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм.
    Задачи: закрепить основные правила по постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении.
    Планируемые результаты:
    Познавательные УУД:
    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
    2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.
    3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
    Регулятивные УУД:
    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
    2. Формулировать цель урока.
    3. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
    4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
    Коммуникативные УУД: 
    1. Владеть монологической речью. 
    2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
    Оборудование: мультимедийный проектор.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. 
    Ход урока.
    I. Оргмомент.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
    II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
    1. Вопросы по теории сложного предложения:
    - Назовите основные виды сложных  предложений.
    - Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие?
    - Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?
    - Какое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным?
    -Изобразите полученную информацию в виде схемы  или таблицы (1 ученик у доски)
    2. Проверка домашнего упражнения.
        - Прочитайте из домашнего упражнения  сложные предложения. Докажите, что прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений.
    - Объясните в них постановку знаков препинания.
    3. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:
     Перед весной бывают дни такие:
     Под плотным снегом отдыхает луг,
     Шумят деревья весело-сухие,
     И теплый ветер нежен и упруг.
     И легкости своей дивится тело,
     И дома своего не узнаешь,
     А песню ту, что прежде надоела,
          Как новую, с волнением поешь.
    - Определите тему стихотворения.   
    - Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. Ахматовой?
    - Как называется приём, состоящий в повторении  определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите его в тексте.
     - Какую роль играет этот приём?
     - Обозначьте известные орфограммы.
    III. Введение в тему урока.
    – Прочитайте схемы.
     [ – = ], и [ –  = ].
     [ – = ], или [ –  = ].
     [ – = ], но [ –  = ].
    – Сформулируйте тему и цель урока.
    – Прочитайте тему урока в учебнике  и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.
    IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы.
    1. Системное обобщение. Работа с учебником.
    Текст параграфа  оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте вывод.
    с соединительными союзами	ССП
    с разделительными союзами ССП
    с противительными союзами	ССП
    
    И, да, да и, а (в значении и), тоже, также
    Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли
    Но, а, да (в значении но), однако, зато.
    Частицы же, только в значении союза
    Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) 	
    То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.)
    Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.)
    
    Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого предложения.
    V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
    Анализ текста.
       Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.
    Все меньше звуков в ночи,  и все тише они. И поля молчат,  и село уснуло,  и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)
    -  Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
     -  Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)
    -  Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат).
     - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?
    -  Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)
    - Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.)
    
    Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев). 
     Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания. 
    Устно комментируются схемы предложений. 
    Схематический диктант. Составьте предложения к предложенным схемам:
     [ двусост.], и [ двусост.].
     [ двусост. ],или [ двусост].
      [ безлич. ],зато [ двусост.].
    – развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
    Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.
    VI. Итог урока.
    – Опираясь на записанную  таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Группы ССП».
    Рефлексия.
    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
    – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
    – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
    VII. Домашнее задание.
    На выбор: упр.    или создать по данному в классе образцу сочинение-миниатюру на одну из тем «Ливень», «Метель», «Гроза».
     

    Автор(ы): Гончарова Г. Н.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx